
Сохранить в репертуаре оперу - задача ответственная для дирижёра, режиссера, исполнителей и всех творческих цехов. Без системного подхода к грамотному планированию трудно удержать оперу в прокате. А нужно! Потому что это основной базовый репертуар, без которого не будет полноценного театра. Опера должна проходить в прокате от 2 до 5 показов в год, учитывая почти полумиллионное население нашего города. В завершении театрального сезона наконец-то любителям оперы была предоставлена возможность погрузится в мир Бизе и стать свидетелями ярких открытий и некоторых разочарований. И это нормально, потому что в каждом из нас есть свое мироощущение и мировосприятие этой гениальной музыкальной драмы. Будучи на спектакле стало понятно, что опера имела большой перерыв. И приглашенный дирижёр из Красноярского театра оперы и балета Михаил Леонтьев, впервые вошедший в материал ранее поставленного спектакля, прошел для себя серьезный экзамен и испытания.
По всей вероятности, ограниченное количество сценических репетиций и спевок при большом прокатном перерыве дали свои плоды. При этом энтузиазм и преданность профессии принесли свои положительные результаты.
Зритель восторженно принял работу коллектива. Вновь, как и в "Аиде" дуэт Ольги Жигмитовой и Мэргэна Санданова искренне и правдиво доносил историю страстной любви до сердец зрителей. Сильные с красивой тембральной окраской голоса погружали нас в чарующий мир музыки и ситуацию надвигающейся трагической развязки. От первого до последнего действия трансформация и развитие характеров ощущались во всем. Хозе от простодушного деревенского парня через беззаветно любящего до опустившегося, перешедшего грань человека. Кармен от скандалистки и драчуньи до гордой, свободной и бесстрашной натуры. Партия Кармен сложная не только потому, что продолжительна по времени. Что называется весь вечер на арене три с половиной часа. Роль насыщена переменой настроения героини и множеством нюансов, тонкостей и оттенков. Особая испанская пластика, энергетика внутренняя и женская харизма, национальный колорит и динамика сценического поведения. При этом красивая южная внешность. Особо хотелось бы отметить красивые грассирующие произношения на французском языке, на языке оригинала. Все это присутствовало на сцене. Такого же отношения к себе и к публике требует работа каждого артиста. Из зала видно все. В этом и коварство сцены. В каждом выражении лица, мимике, жесте, взгляде артиста, выражающим или полное равнодушие или сопричастие к великой драме - остаётся отпечаток на общем результате и отпечаток в сердце пришедшего на просмотр. К сожалению, это приходилось наблюдать в массовых сценах. Почему художник решил одеть живых, бурлящих от страсти испанок, работниц табачной фабрики, эту пёструю толпу, частицу испанского народа в дресс-кодовую одежду, белый верх, бежевый низ, лишив каждую из них индивидуальности - логически непонятно. Как бы невозможно было предложить артистам хора танцевать в стиле фламенко. При выполнении ими других основных задач. А поработать над постановкой рук, где важна не отточенная техника, а вдохновение и достоинство - дело вполне посильное. Все-таки в должности артиста хора, ключевое слово "артист".
Сильной режиссерской находкой является сцена в конце оперы. Одиноко простертая фигура Хозе, оборванного и опустошенного. Мэргэн Санданов нашел и использовал палитру чувств ярко, с внутренней эмоциональностью. Чутко зал реагировал на сцену гадания Кармен о предсказании смерти. Героиня (Ольга Жигмитова) исповедала личную трагическую судьбу Кармен настолько убедительно, откровенно и насыщенно по вокальной интонации, что зал, внимая в полной тишине, ответил благодарными аплодисментами.
Несколько обескуражило решение постановочной группы о внесении в общий контекст оперы, перед сценой в горах, балетный классический дуэт, наполненный романтикой юной поры. Под покровом темной ночи в преддверии крадущихся контрабандистов. Не сочетаемые по стилю и настроению эти позиции разрушают далёкую от романтики драму и прозу жизни, происходящую на сцене.
Образ Микаэлы (Билигма Ринчинова) трогательный и нежный в первом действии наполнен женским обаянием и чистотой. В сцене в горах певица допустила форсаж и педалирование верхних нот, что несколько помешало завершить цельный образ на нужном уровне. Это ещё раз доказывает, что оперное пение - это живое искусство. Здесь и сейчас. Никто не застрахован от порой независящих причин. Искусство вокала - это хрупкий и капризный инструмент, требующий постоянной настройки и бережного отношения.
Одна из ярких сцен оперы - выход Тореодора. Кстати, это слово родилось из двух слов "тореро" и "мотодор". Воплощение мужской природы, силы, красоты. Только в такого могла влюбится Кармен. Мунхзул Намхай (Эскамильо), являясь ответственным и исполнительным солистом, достойно справился с партией. Красивый баритон, учитывая большой певческий опыт и стаж, прозвучал убедительно. Конечно, сценический образ требует своих жёстких и бескомпромиссных подходов.
Именно марш и куплеты Эскамильо, его стремительный выход на сцену, его обворожительный костюм, его харизма предвосхищают ожидания зрителей. И нужно стараться эти ожидания в полной мере оправдать.
В начале опера замышлялась авторами как комическая. И поэтому капитан Цунига, как явно комический персонаж, вносит в спектакль живые оттенки и юмор. Эдуард Жагбаев (Цунига) в спектакле далеко не второстепенный персонаж. Мачо с претензией завоевать сердце Кармен. Очень правильное, логически выстроенное понимание своего персонажа. Эдуард Жагбаев гармонично чувствует сцену, ее пространство. Он точен в поведении, постоянно находится в нужном месте, точнее на своем месте, хотя очень легко в массовых сценах раствориться.
Квинтет в опере "Кармен" - ещё один замечательный подарок Бизе, впрочем как и хор мальчиков в первом действии. Квинтет по исполнению сложный музыкальный материал, требующий чувства ритма, внимания к партнеру, динамичное исполнение в составе ансамбля. У исполнителей партии Мерседес (Елена Мохосова), Фраскита (Оюна Дарижапова), Данкайро (Галсан Ванданов), Ремендадо (Чингис Иванов) , Кармен ( Ольга Жигмитова)есть все возможности и потенциал для дальнейшего совершенствования и развития прекрасных данных.
В спектакле "Кармен" были погрешности, нестыковки, не попадания в материал. Только к концу спектакля все механизмы управления пришли в единое целое - оркестр, хор, солисты. Управлять за пультом таким огромным кораблем, каким является "Кармен" архисложно и ответственно, но преодолимо при упорной систематической работе всех цехов, при ясном и прозрачном планировании целей и политики театра, при грамотном управлении и расстановке всего творческого резерва и потенциала в составе артистического персонала. Несмотря на эти трудности зритель остался верен и предан своему театру, ничто не заслонило минуты радости и счастья от прикосновения с "оперным шедевром", так назвал П.И.Чайковский оперу "Кармен". Оперу, достойную прочно укрепиться в репертуаре театра и прожить долгую сценическую жизнь.
Из истории оперы "Кармен"
Вот уже ровно 150 лет, как свободолюбивая и независимая Кармен буквально ворвалась со страниц Мериме на сцены театров земного шара, в мировое пространство кино, живописи и хореографии. Тема истории Кармен самая живая, самая подлинная и самая испанская. Она продолжает волновать, сопереживать спустя полтора века.
В чем загадка и притягательная сила истории простой цыганки? В ряду популярных символов Испании: фламенко, боевой бык, кастаньеты, тортилья, гитара, веер, матадор, Дон Кихот и другие, Кармен занимает особое место. И, конечно, благодаря Жоржу Бизе, написавшему оперу, история создания которой потрясает не менее чем сама опера.
Опера пережила громкий и позорный провал на сцене "Комеди Францэз" в 1875 году. Когда у директора театра спрашивали билеты родственники высокопоставленных особ, он не советовал к просмотру этой оперы, называя ее безнравственной и аморальной. Публика аристократов, буржуа и вельмож не приняла жизнь простого народа в сценическом воплощении. И к концу спектакля осталось несколько человек в зале, и то это были друзья композитора. Бизе умер через 3 месяца в возрасте 36 лет. Причины смерти композитора разные, но тот факт, что Бизе переживал и страдал за свое детище, очевиден. Удивительно и то, что Бизе никогда не был в Испании, но более, чем испанской по стилю и колориту, нет другой такой оперы. Визитная карточка Бизе "Хабанера", созданная на основе народного кубинского танца, Сегидилья, марш Тореодора, блистательная увертюра к опере - все эти узнаваемые мелодии вошли в нашу жизнь как часть нашей культуры.
Музыка Бизе вдохновила другого композитора Родиона Щедрина, кубинского хореографа Альберто Алонсо дать жизнь балету "Кармен-сюита" с неповторимой и блистательной Майей Плисецкой. Известный гитарист Пако де Лусия снял на основе фламенко великолепный фильм об истории Кармен. Среди столпов режиссеров музыкальной драматургии, обращавшихся к теме Кармен: Дзеффирелли, Фаджони, Питер Брук, Франческо Рози, Мелик-Пашаев и другие. Среди дирижеров с мировым именем Г.фон Караян. Перед постановочной группой всегда стояла сложная задача в понимании и трактовки образа Кармен. Бизе в отличии от литературного персонажа приподнял Кармен над землёй, над бытовой жизнью, придав ей черты свободолюбия, достоинства и гордости. Переступая через стереотипы и выработанные временем мнения, постановщики находятся в постоянном поиске до сегодняшнего дня.
После успешной премьеры в Венской опере, "Кармен" стала любимой, популярной, знаменитой и самой кассовой. Опера с ошеломляющим успехом завоевывает все мировые сцены.
В 2011 году Метрополитен-опера отметил одну тысячу показов оперы, Большой театр около 500 показов. Эталоном классического исполнения стали дуэты Елены Образцовой и Владимира Атлантова, Ирины Архиповой и итальянского тенора Дельмонико. Выдающиеся певцы мира имели в своем репертуаре партиииз оперы "Кармен": Мария Каллос, Карузо и другие выдающиеся исполнители всех времён и народов.
Людмила Николаевна Намсараева, заслуженный работник культуры РФ, член правления Союза театральных деятелей Бурятии
Фото: Анна Кешикова