Культура 16 апр 2025 10967

Бурятская Кармен вновь потрясла меломанов Улан-Удэ

На днях в Бурятском академическом театре оперы и балета показали "Кармен". Оперная дива Ольга Жигмитова - страстная и свободолюбивая Кармен, партию Хозе исполнил известный тенор Мэргэн Санданов, Микаэлы – Билигма Ринчинова, в образе Эскамильо предстал Намхай Мунхзул. К 150-летию постановки оперы Жоржа Бизе "Кармен".

© фото: Анна Кешикова

Сохранить  в репертуаре оперу - задача ответственная  для дирижёра, режиссера, исполнителей и всех творческих цехов. Без системного подхода к грамотному планированию трудно удержать оперу в прокате. А нужно! Потому что это основной базовый репертуар, без которого не будет полноценного театра. Опера должна проходить в прокате от 2 до 5  показов в год, учитывая почти полумиллионное население нашего города. В завершении театрального сезона наконец-то любителям оперы  была предоставлена возможность погрузится в мир Бизе и стать свидетелями  ярких открытий и  некоторых разочарований. И это нормально, потому что  в каждом из нас есть свое мироощущение и мировосприятие  этой  гениальной музыкальной драмы. Будучи на спектакле стало понятно, что опера имела большой перерыв. И приглашенный дирижёр из Красноярского театра оперы и балета Михаил Леонтьев, впервые вошедший в материал ранее поставленного спектакля, прошел для себя серьезный экзамен и испытания.

По всей вероятности, ограниченное количество сценических репетиций и спевок при  большом прокатном перерыве дали свои плоды. При этом  энтузиазм и преданность профессии принесли свои положительные результаты.

Зритель восторженно принял  работу коллектива.  Вновь, как и в "Аиде"  дуэт Ольги Жигмитовой и Мэргэна Санданова  искренне и правдиво доносил историю страстной любви до сердец зрителей.  Сильные с красивой тембральной окраской голоса погружали нас в чарующий мир музыки и ситуацию надвигающейся трагической развязки.  От первого до последнего действия трансформация и развитие характеров  ощущались во всем. Хозе от простодушного  деревенского  парня через беззаветно любящего до опустившегося, перешедшего грань человека.  Кармен от скандалистки и драчуньи до гордой,  свободной и бесстрашной натуры. Партия Кармен  сложная не только потому, что продолжительна по времени. Что называется весь вечер на арене три с половиной часа.  Роль насыщена переменой настроения героини и множеством нюансов, тонкостей и оттенков.  Особая испанская пластика, энергетика внутренняя и женская харизма, национальный колорит и  динамика сценического поведения. При этом  красивая южная внешность. Особо хотелось бы отметить красивые грассирующие произношения на французском языке, на языке оригинала. Все это присутствовало на сцене.  Такого же отношения к себе и к публике  требует работа каждого артиста. Из  зала видно все. В этом и коварство сцены. В каждом выражении лица, мимике, жесте, взгляде  артиста, выражающим или полное равнодушие или сопричастие к великой драме - остаётся отпечаток  на общем результате и отпечаток в  сердце пришедшего на просмотр. К сожалению, это приходилось наблюдать в  массовых сценах.  Почему художник решил одеть живых, бурлящих от страсти испанок, работниц табачной фабрики, эту пёструю толпу, частицу испанского народа в дресс-кодовую одежду, белый верх, бежевый низ, лишив каждую из них индивидуальности -  логически непонятно.  Как бы невозможно было предложить артистам хора танцевать в стиле фламенко. При выполнении ими других основных задач. А поработать над постановкой рук, где важна не отточенная техника, а вдохновение  и достоинство - дело вполне посильное. Все-таки в должности артиста хора, ключевое  слово "артист".

Сильной режиссерской находкой является сцена в конце оперы. Одиноко простертая фигура Хозе, оборванного и опустошенного. Мэргэн Санданов нашел и использовал палитру чувств ярко, с внутренней эмоциональностью. Чутко  зал реагировал на сцену гадания Кармен о предсказании смерти. Героиня (Ольга Жигмитова)  исповедала  личную  трагическую судьбу  Кармен настолько  убедительно, откровенно и  насыщенно по вокальной интонации, что зал, внимая в полной тишине, ответил  благодарными аплодисментами.

Несколько обескуражило решение  постановочной группы о  внесении в общий контекст оперы, перед сценой в горах, балетный  классический дуэт, наполненный романтикой юной поры.  Под покровом темной ночи в преддверии крадущихся контрабандистов. Не сочетаемые по стилю и настроению  эти позиции  разрушают далёкую от романтики драму и прозу жизни, происходящую на сцене.

Образ Микаэлы (Билигма  Ринчинова) трогательный и нежный в первом действии  наполнен  женским обаянием и чистотой. В  сцене в горах певица допустила  форсаж и педалирование верхних нот, что несколько  помешало завершить цельный  образ  на  нужном уровне. Это ещё раз доказывает, что  оперное  пение - это живое искусство. Здесь и сейчас. Никто не застрахован от порой независящих  причин. Искусство вокала - это хрупкий и капризный инструмент, требующий постоянной настройки и бережного отношения.

Одна из ярких сцен оперы - выход Тореодора. Кстати, это слово родилось из двух слов "тореро" и "мотодор". Воплощение мужской природы, силы, красоты. Только в такого могла влюбится  Кармен. Мунхзул  Намхай (Эскамильо), являясь ответственным и  исполнительным солистом, достойно справился с партией. Красивый баритон, учитывая большой певческий опыт и стаж, прозвучал убедительно. Конечно, сценический образ требует своих жёстких и бескомпромиссных подходов.

Именно марш и куплеты Эскамильо, его стремительный выход на сцену, его обворожительный костюм, его харизма предвосхищают ожидания зрителей. И нужно стараться эти ожидания в полной  мере оправдать.

В начале опера замышлялась авторами как комическая. И поэтому капитан Цунига, как явно комический персонаж, вносит в спектакль живые оттенки и юмор. Эдуард Жагбаев (Цунига) в спектакле далеко не второстепенный персонаж. Мачо с претензией завоевать сердце Кармен.   Очень правильное, логически выстроенное  понимание своего персонажа. Эдуард Жагбаев гармонично чувствует сцену, ее пространство. Он  точен в поведении, постоянно  находится в нужном месте, точнее на своем месте, хотя очень легко  в массовых сценах  раствориться.

Квинтет в опере "Кармен" - ещё один замечательный  подарок Бизе, впрочем как и хор мальчиков в первом действии. Квинтет по исполнению сложный музыкальный материал, требующий чувства ритма, внимания к партнеру, динамичное исполнение в составе ансамбля. У исполнителей партии Мерседес (Елена Мохосова),  Фраскита (Оюна  Дарижапова), Данкайро (Галсан Ванданов), Ремендадо (Чингис Иванов) , Кармен ( Ольга Жигмитова)есть все возможности и потенциал для дальнейшего совершенствования и развития  прекрасных данных.

В спектакле "Кармен" были погрешности, нестыковки, не попадания в материал. Только к концу  спектакля все механизмы управления пришли в единое целое - оркестр, хор, солисты. Управлять за пультом таким огромным кораблем, каким является "Кармен"  архисложно и ответственно, но преодолимо при упорной систематической работе всех цехов, при ясном и прозрачном планировании целей и политики театра, при грамотном управлении и расстановке всего творческого резерва и потенциала в составе артистического персонала. Несмотря на эти трудности зритель остался верен и предан своему театру, ничто не заслонило минуты радости и счастья от прикосновения с  "оперным шедевром", так назвал П.И.Чайковский оперу "Кармен". Оперу, достойную  прочно укрепиться в репертуаре театра и прожить долгую сценическую жизнь.

Из истории оперы "Кармен"

Вот уже ровно 150 лет, как свободолюбивая и независимая Кармен буквально ворвалась со страниц Мериме на сцены театров земного шара, в мировое пространство кино, живописи и хореографии. Тема истории Кармен самая живая, самая подлинная и самая испанская. Она продолжает волновать, сопереживать спустя полтора века.

В чем загадка и притягательная сила истории простой цыганки?  В ряду популярных символов Испании: фламенко, боевой бык, кастаньеты, тортилья, гитара, веер, матадор, Дон Кихот и другие, Кармен занимает особое место. И, конечно, благодаря Жоржу Бизе, написавшему оперу, история создания которой потрясает не менее чем сама опера.

Опера пережила громкий и позорный провал на сцене "Комеди Францэз" в 1875 году. Когда у директора театра спрашивали  билеты родственники высокопоставленных особ, он не советовал к  просмотру  этой оперы, называя ее безнравственной и аморальной. Публика аристократов, буржуа и вельмож не приняла жизнь простого народа в сценическом воплощении. И к концу спектакля осталось несколько человек в зале, и то это были друзья композитора. Бизе умер через 3 месяца в возрасте 36 лет. Причины смерти композитора разные, но тот факт, что Бизе переживал и страдал за свое детище, очевиден.  Удивительно и то, что Бизе никогда не был в Испании, но более, чем испанской по стилю и колориту, нет другой такой оперы. Визитная карточка Бизе "Хабанера", созданная на основе народного кубинского танца,  Сегидилья, марш Тореодора, блистательная увертюра к опере - все эти  узнаваемые мелодии вошли в нашу жизнь как часть нашей культуры.

 Музыка Бизе вдохновила другого композитора Родиона Щедрина, кубинского хореографа Альберто Алонсо дать жизнь балету "Кармен-сюита" с неповторимой и  блистательной Майей Плисецкой.  Известный гитарист Пако де Лусия снял на основе фламенко великолепный фильм об истории Кармен. Среди столпов режиссеров музыкальной драматургии, обращавшихся к теме Кармен: Дзеффирелли, Фаджони, Питер Брук, Франческо Рози, Мелик-Пашаев  и другие. Среди дирижеров с мировым именем Г.фон Караян. Перед постановочной группой всегда стояла сложная задача в понимании и трактовки образа Кармен. Бизе  в отличии от литературного персонажа приподнял Кармен над землёй, над бытовой жизнью, придав ей черты свободолюбия, достоинства и гордости. Переступая через стереотипы и выработанные  временем мнения, постановщики находятся  в постоянном поиске до сегодняшнего дня.

После успешной премьеры в Венской опере, "Кармен" стала любимой, популярной, знаменитой и самой кассовой. Опера с ошеломляющим  успехом завоевывает  все мировые сцены.

В 2011 году Метрополитен-опера отметил одну тысячу показов оперы, Большой театр около  500 показов. Эталоном  классического исполнения стали дуэты Елены Образцовой и Владимира Атлантова, Ирины  Архиповой и итальянского тенора Дельмонико. Выдающиеся певцы мира имели в своем репертуаре партиииз оперы  "Кармен": Мария Каллос, Карузо и другие выдающиеся исполнители всех времён и народов.

Людмила Николаевна Намсараева, заслуженный работник культуры РФ, член правления Союза театральных деятелей Бурятии

Фото: Анна Кешикова

Читайте также