
Вместе с постановщиками оперы «Эреэхэн» маэстро стал лауреатом Государственной премии Республики Бурятия. Премьера оперы состоялась в 2023 году в рамках празднования 100-летия республики.
- Баир Бато-Дугарович, как вы стали композитором? Повлиял ли ваш отец, известный в Бурятии деятель культуры Бато-Дугар Дондокович Дондоков, на выбор вашей профессии?
- Отец мой был основателем и первым директором Улан-Удэнской музыкальной школы № 5. Она и сейчас одна из лучших в городе, достаточно сказать, что среди ее выпускников композиторы Екатерина Олерская, Лариса Санжиева, лауреат конкурса имени Чайковского пианист Дмитрий Маслеев. Отец меня и привел в музыку.
С отцом и сыном
У него были замечательные друзья: ближайшие, с самого деревенского детства, ставшие впоследствии выдающимися учеными, тибетологами Регби Ешиевич Пубаев и Бал-Доржи Бадараев, монголовед Цырен-Анчик Дугарнимаев. В 1946 году отец приехал в Улан-Удэ поступать в музыкально-театральный техникум вместе с Аюшей Арсалановичем Арсалановым, первым бурятским дирижером, и Дамдином Шираповичем Яхунаевым, будущим легендарным директором оперного театра. В оперном театре пели его друзья: Ким Иванович Базарсадаев, Саян Владимирович Раднаев, Владимир Яковлевич Буруев, Леонард Сергеевич Шоболов, а еще были композиторы, писатели, поэты - Базыр Очирович Цырендашиев, Найдан Бадмацыренович Дамиранов, Юрий Ирдынееевич Ирдынеев, Гунга Гомбоевич Чимитов, Цыденжап Арсаланович Жимбиев, министры культуры Пурбожап Нимаевич Нимаев, Николай Юрьевич Мадуев - всех трудно перечислить. Это было очень яркое и дружное поколение, помню их всех.
На родине отца
- Что является первоначальным импульсом для сочинения музыки? Как, например, создавались мюзикл «Танец орла», детская опера «Поющий верблюжонок», «Монгольская партита» для виолончели соло, музыка к национальной опере «Эреэхэн»?
- Сочинение музыки - непростое и довольно трудоемкое занятие, крупные вещи обычно создаются по заказу. Мюзикл «Танец орла» на либретто Геннадия Башкуева был заказан Бурдрамой, детская опера «Поющий верблюжонок» - оперным театром, «Монгольская партита» - это музыка к спектаклю «Чингисхан» в небольшом частном московском театре, которым руководил Аюша Тенчой, мой удивительно талантливый друг, недавно безвременно ушедший из жизни. Я предложил тогда обойтись без горлового пения и бубнов (это давно стало штампом), монологи главного персонажа должны были сопровождаться живым звучанием сольной виолончели. Спектакль не состоялся, но музыка осталась. Опера «Эреэхэн» - это заказ к 100-летию Республики Бурятия.
- В качестве литературной основы оперы вы взяли пьесу Базара Барадина «Ехэ удагаан абжаа» («Сестрица великая шаманка»). Почему именно ее? Как шла работа над постановкой?
- Базар Барадин был одним из создателей нашей республики. В его пьесе рассказывается о встрече бурятской делегации с Петром Первым. Этой драматичной истории посвящено еще несколько крупных произведений: опера Дандара Аюшеева «Анда нухэд» («Побратимы», 1959), роман «Путь праведный» Балдана Санжина и Бидии Дандарона, есть известная картина народного художника Бурятии Солбона Ринчинова. Уже одно это говорит о том, что та встреча с царем - событие значительное и неординарное, на мой взгляд, оно сравнимо с образованием республики. Представим себе: о каком событии наших дней будут помнить через 300 лет? Понятны исторические параллели: 1703 - судьбоносная встреча бурят с Петром Первым, 1923 - образование Бурят-Монгольской автономии, 2023 - столетний юбилей республики. Поэтому выбор именно этой пьесы понятен.
Премьера оперы «Эреэхэн»
В театр я приехал заранее, за три месяца до премьеры, и вместе со всеми прошел практически весь подготовительный репетиционный период. Своими глазами увидел, сколько таланта и труда вложили в эту постановку артисты театра. Моя музыка, которая сначала была на бумаге, постепенно, шаг за шагом, обретала жизнь - сначала в классе голосами солистов, потом голосами хора. Затем зазвучал оркестр. Потом я увидел прекрасные декорации. А когда под руководством дирижера и режиссера все соединилось, и артисты вышли на сцену, на моих глазах произошло чудо: персонажи оперы стали живыми людьми, нашими далекими предками, страдающими, любящими, прошедшими тот тяжкий путь к свободе, о котором рассказал Барадин.
Работа над «Эреэхэн» принесла мне огромный опыт, я даже музыку стал слышать по-иному, не так, как раньше. Физически ощущаю это. Благодарен родному оперному театру, всему его коллективу, за эту совместную работу, а публике - за теплый прием.
Финал оперы «Эреэхэн»
- Над чем вы сейчас работаете?
- В работе несколько вещей. Хочется продолжить свой оперный опыт. В мире - оперный бум, очень много интересных постановок, оперы пишутся в разных стилях, на разных языках. В Китае каждый год сочиняется около 90 опер - звучит невероятно, но в это можно поверить, в этой стране одних только пианистов 70 миллионов. Опера - это интересно, современно и актуально, можно даже сказать, модно. Я нашел потрясающе интересный сюжет, необычный, яркий, очень эмоциональный, он меня очень увлекает. Это пока все, что могу сказать.
Рабочее место композитора
- Вы защитили кандидатскую диссертацию по философии. Как связаны музыка и философия?
- Это сложный вопрос, конечно. На мой взгляд, музыка и философия очень близки, это два различных способа поиска самого себя, один - чувственный, эмоциональный, другой - вербальный, понятийный. Там и там человек открывает, находит что-то в себе самом. В музыке ценен каждый звук, в философии - каждое слово. Звук и слово - очень мощные инструменты в руках тех, кто ими владеет.
Мне повезло: учеба в аспирантуре дала возможность совместить музыку и философию, я прошел интереснейший учебный курс, а параллельно занимался музыкой у своего Учителя, композитора Сергея Самуиловича Беринского.
- У вас нестандартная биография. Шесть лет вы, композитор, служили в минкультуры России. Удавалось ли сочинять музыку в это время?
- До министерства я руководил Союзом композиторов Бурятии, и, как сейчас понимаю, очень сильно докучал тогдашнему министру культуры, просил, требовал помощи композиторам. Очутившись вдруг по другую сторону баррикад, в министерстве, встретил достойных, интересных, очень профессиональных людей, понял, что госслужба - это напряженный и ответственный труд.
Музыки тогда написал совсем немного. Но эти годы подарили мне незабываемые впечатления: я слушал Джесси Норман, Кента Нагано, Израильский симфонический оркестр с Зубином Метой, встречался с Ваном Клиберном, Мстиславом Ростроповичем, великой Ириной Антоновой, у Галины Вишневской допытывался: «Почему в Бурятии столько прекрасных голосов, которые появляются из поколения в поколение? От чего это зависит - от климата, языка, традиций?» и т.д.
Из опыта работы в минкультуры России вынес парадоксальный, может небесспорный, вывод: «Денег в бюджете всегда нет. Но они всегда есть», - все зависит от распорядителя бюджета, его приоритетов, понимания текущих процессов.
С дирижером И.Норштейном и режиссером О.Юмовым
- Какие рыночные законы работают в музыкальной индустрии? Какой бизнес чаще всего поддерживает музыкантов?
- Если говорить о музыкальном рынке, о продвижении музыкантов, то важнейшим звеном здесь мне представляется фигура продюсера. Это особый, редкий талант, обладающий исключительной интуицией, острым чутьем, знанием конъюнктуры, опытом, обширными связями, способностью рисковать и выиграть. Гениальным продюсером, к примеру, был Сергей Дягилев, век с лишним назад подаривший миру «Русские сезоны», Игоря Стравинского. «Деятель искусств» - есть такое почетное звание. Мне кажется, это очень точно определяет то, чем занимается продюсер.
- Композиторы, на мой взгляд, люди особенные. Есть какая-то элитарность в музыкальной среде?
- Сочинение музыки, как род занятий, конечно, обладает флером таинственности, профессия эта не массовая. Но мои коллеги, композиторы, с кем общался и общаюсь - нормальные люди, без каких-то видимых отклонений, разного темперамента, каждый со своими достоинствами и недостатками. Кто-то более удачлив, кто-то менее. Но общий язык музыканты обычно находят всегда.
- Что можно пожелать молодым людям, которые мечтают стать музыкантами? Есть ли у вас ученики?
- Важно встретить Учителя, наставника. Мне повезло - моими сэнсэями были Юрий Ирдынеевич Ирдынеев в Улан-Удэ, Николай Михайлович Пузей в консерватории в Свердловске, Сергей Самуилович Беринский в Москве. Это три композитора, давшие мне то, что я смог взять у них.
Еще важно иметь друзей. Мои старинные друзья по консерватории, коллеги-музыканты в Бурятии, в Москве, везде - каждый из них подарил мне частицу своего таланта. Среди моих друзей не только музыканты. Художники, поэты, ученые, спортсмены, врачи, бизнесмены, инженеры - их невозможно как-то сгруппировать, ранжировать, они просто верные и надежные друзья. А это - очень важная точка опоры в этом мире.
С дирижером-постановщиком «Эреэхэн» Ильей Норштейном и популярным ведущим Артемом Варгафтиком
Об учениках как-то не задумывался, может, потому что часто менял местожительства. Но сейчас понимаю, что готов. В начале этого года встретился с интересным молодым композитором из Внутренней Монголии, который специально приехал в Москву познакомиться, а потом в Улан-Удэ на мою оперу. Он назвал меня «багша» («учитель»). Это большая честь. Конечно, буду стараться помочь ему, чем могу.
- Как полюбить классическую музыку, проникнуться современной академической музыкой? Что бы вы посоветовали?
- Очень важно услышать музыку в хорошем исполнении, в живом звучании. Возможности для этого есть. Когда на обсуждении моей оперы в Москве один известный композитор удивился, что в провинциальном театре вдруг получилась такая роскошная постановка, другой известный композитор ему возразил: «Улан-Удэ - не провинция, а столица». Это в самом деле так. Улан-Удэ - небольшая, но столица уникальной, яркой республики, в которой есть оперный театр - роскошь, которой лишены соседние города, есть отличные музыканты, получившие образование в лучших консерваториях страны. Это уже новое поколение, внуки поколения моего отца.
- Когда в Улан-Удэ мы можем увидеть ваш авторский концерт?
- Это интересная идея, спасибо. Единственный мой авторский концерт был уже давно. Может, пора снова подумать об этом?
- Спасибо за интервью. Мы желаем вам ещё больших успехов в вашей работе!
Справка
Баир Дондоков - заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, лауреат Государственных премий РБ (2002, 2023), кандидат философских наук.
Родился в 1958 году в Улан-Удэ. В 1987 году окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского. В 1990-е годы принимал участие в мастер-классах композитора Сергея Беринского. В 1998 году окончил аспирантуру Российской академии госслужбы при Президенте РФ.
С 1999 по 2002 год - председатель правления Союза композиторов РБ. С 2002 по 2008 год - советник отдела музыкального искусства минкультуры РФ. С 2004 по 2007 год - член Экспертного совета Московской филармонии.
Произведения Баира Дондокова исполнялись в Московской филармонии, Московской консерватории, Московском международном Доме музыки и других престижных площадках, звучали на фестивалях современной музыки в России, а также в Монголии и Гонконге.
В 2023 году по рейтингу самых значительных музыкальных событий в России газеты «Музыкальное обозрение» опера «Эреэхэн» была признана «Оперой года».
Автор: Беседу вела Светлана НАМСАРАЕВА
Фото: предоставил Баир Дондоков