Культура 14 окт 2025 644

«Элhэн на берегу Байкала»: cовременные художники представили работы, вдохновленные природой и культурой Бурятии

13 октября в центре Улан-Удэ состоялся предпоказ выставки современного искусства «Элhэн». Экспозиция, расположившаяся в Гостиных рядах, стала итогом месячного творческого пленэра на Байкале, объединившего девять художников из разных регионов России.

На выставке представлены более 70 произведений девяти художников, которые в течение месяца жили и работали в арт-резиденции «Элhэн» на берегу Священного озера. Основанная инвестором Владиславом Свибловым, она стала экспериментальным пространством, объединяющим науку, искусство и духовные практики. На открытии экспозиции депутат Народного Хурала и советник основателя проекта Татьяна Баженова подчеркнула, что представленные на суд зрителей картины передают дух уникальной природы региона, а также специфику местных ремесел, древних верований, традиций и бурятской космологии.

- Выставка также направлена на раскрытие потенциала молодых талантов нашей республики через знакомство с творчеством современных художников, - отметила парламентарий.

Дарья Парфененко рассказывает гостям выставки о картинах участника проекта Егора Плотникова

По словам искусствоведа и соорганизатора выставки Дарьи Парфененко, участники проекта с головой погрузились в местную культуру и традиции: выезжали на знаковые места республики (Баргузинская долина, плато Чингисхана, Иволгинский дацан, центр «Тэнгэри», старообрядческое село Большой Куналей), слушали лекции по нейрофизиологии, занимались поисками художественного осмысления связи человека с природой и сознанием, а также открывали новые формы самовыражения. В них - вспышка фотоаппарата, освещающая ночной лес, орнаменты байкальских волн, следы на песке и отблески костра на вечернем берегу. Из созерцания и соприкосновения с вечным родились работы, выполненные в разных, порой неожиданных техниках: от картин на кофейных мешках до скульптур из дерева и подручных материалов.

- Девять художников работали очень увлеченно на берегу Байкала в течение месяца и, как результат, создали работы, в которых заложены не только их личные впечатления, но и уважение и любовь к бурятской земле и ее народу. Вернувшись домой в родные края, своими картинами они будут вдохновлять людей, в том числе и на то, чтобы посетить наши места, - сказал председатель Народного Хурала Бурятии Владимир Павлов, побывавший на предпоказе.

Предпоказ выставки «Элhэн» посетили зампред Правительства РБ - министр здравоохранения Евгения Лудупова, председатель Народного Хурала республики  Владимир Павлов, министр туризма РБ Алдар Доржиев и председатель Улан-Удэнского горсовета Чимит Бальжинимаев

Художник из Бурятии Дарима Кантакова представила на суд зрителей несколько работ, среди которых ее самая объемная на сегодня картина «Дэлхэй».

- Получился собирательный, обобщенный пейзаж забайкальского берега Байкала, в каждой части основы бурятской культуры - природа, шаманизм, буддизм и очаг. Меня вдохновляли природные орнаменты, которые создаются случайно. Например, узоры на песочном береге Байкала, холмы, вытоптанные коровами, паттерны из сухих сосен, - объясняет свой замысел наша землячка.

Дарима Кантакова и ее картины «Дэлхэй» и «Элhэн»

Автор картины «Четыре закатных солнца» Евгения Войнар рассказала о том, что помогает ей творить.

- Через безмолвное созерцание я раскрываю глубинные процессы внутри себя и именно через изображение выхваченных цветной вспышкой и переведенных в живописный медиум форм деревьев, склонов, воды и растений проецирую опыт, полученный мной в процессе знакомства с Байкалом и Бурятией, - признается художник, никогда не расстающаяся со своим фотоаппаратом.

Евгения Войнар

Создательница картин «Дарима на коне» и «Гэлэг на коне» Татьяна Федоровская в своих работах особое внимание уделила детским образам - символу чистоты, открытости и потенциала человеческого разума.

Татьяна Федоровская и её работы

- Дети в моих работах - аллегория возможностей разума, способного безгранично мечтать, созидать и гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Два крупноформатных полотна изображают мальчика и девочку на конях - образы, отражающие кочевую культуру бурят. Дети воплощают непредвзятое восприятие мира, где сознание свободно от условностей, а кони символизируют движение, силу и духовную энергию. Холсты украшены бахромой из бусин, отсылающей к местным ремеслам и тотемам, коновязям, подчеркивая этим связь с традициями, - поделилась видением художник.

Выбор места для экспозиции тоже несет в себе особое значение. Гостиные ряды, построенные в середине XIX века, когда-то были центром торговой и общественной жизни Верхнеудинска. Размещая выставку в столь знаковом месте, организаторы постарались напомнить горожанам и гостям столицы, что потенциал Гостиных рядов отнюдь не ограничен магазинами и торговыми точками. В ближайшие годы комплекс ждет масштабная реставрация, а пока его залы ожили благодаря неиссякаемой энергии искусства.

Картины Егора Плотникова

Работа Егора Плотникова «Собака, которую я не боюсь»

Выставка «Элhэн» организована при поддержке Туристского информационного центра «Байкал» (подведомственное учреждение минтуризма РБ) и будет работать с 14 по 31 октября ежедневно с 11:00 до 19:00. Вход свободный.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: Антона Иршутова