Культура 2 авг 2012 5044

​Бурятский клоун Александр Шелковников: «Костюм Енгибарова оказался мне впору»

Наша газета продолжает рассказывать о земляках – знаменитых артистах. Напомним, мы писали о Кларе Кадинской, Валентине Букине. Еще один наш земляк с российским званием – заслуженный артист России Александр Николаевич Шелковников.

Он родился в поселке Баргузин в семье Людмилы Васильевны и Николая Ефимовича Шелковниковых, родом из Читкана Баргузинского района. Николай Шелковников работал первым секретарем райкома партии в Прибайкальском, Кабанском районах, министром лесного хозяйства Бурятии.

Из рассказа А.Н. Шелковникова:

- На родину приезжаю почти каждый год, правда, ненадолго (очень плотный гастрольный график). Баргузин - место, которое сформировало меня: характер, здоровье и навыки к жизни. Этот энергетический сигнал ощущаю постоянно, достаточно услышать слова: Баргузин, Байкал, Бурятия. Баргузин - это уникальное место на всей Земле, здесь живут уникальные люди! Особое отношение к родителям: это постоянная обоюдная любовь и защита, где бы я не находился. После смерти папы это ощущаю с большей силой…

В январе этого года стал директором Калужского областного центра народного творчества.

«Я встретился с кумиром детства»

В пятом классе увидел фильм «Путь на арену » - про клоуна Леонида Енгибарова, который меня очень впечатлил. После окончания Турунтаевской средней школы поступил на факультет экономической кибернетики Новосибирского госуниверситета, который сделал мне персональное предложение как призёру республиканских математических олимпиад. Я участвовал в создании клуба «МАКСИМИН». Многогранной была деятельность клуба, но особенно экономисты преуспели в создании мюзиклов-сказок. В этих постановках мне давали играть главные роли, был и режиссером, и постановщиком танцев.

После окончания университета меня оставили работать в лаборатории экономико-математических исследований НГУ, но я решил ехать в Москву поступать в театральный вуз. И вдруг в руки попалась «Комсомольская правда» со статьей «Смешные люди, мы вас ищем». Это было интервью М.С. Местечкина о том, что студия клоунады при Цирке на Цветном бульваре производит набор. Приехал в Москву и поступил. Так началась моя цирковая жизнь. Это было в марте 1978 года.

Студент режиссерского факультета ГИТИСа П.Дубинский делал дипломный спектакль про Л.Енгибарова и пригласил меня на главную роль. Тётя Енгибарова принесла на спектакль клоунский костюм Леонида – и о чудо!!! Костюм оказался мне впору - так я встретился с кумиром детства. После спектакля, когда я остался один на сцене, подошла заплаканная тётя Енгибарова и сказала: «Я сегодня повидалась с Лёней…». Леонид Енгибаров умер в 1972 году. А я впервые побывал в цирке в 1972-м в Новосибирске, Енгибарова видел только в кино и по телевизору.

В 1982 году в компании «Союзгосцирк» появилась клоунская группа под моим руководством. В него входили сокурсники А. Тютюнькин, И. Сигаев и Е. Шмарловский. В 1988 году мы стали лауреатами Второго всесоюзного конкурса артистов цирка, и нас пригласили в Москву в программу «Впервые в Москве», можно сказать, тогда и началась наша популярность. Съёмки на телевидении в «Будильнике», Юрий Никулин доверил нам первыми выйти на манеж строящегося цирка на Цветном – на Праздник крыши для строителей.

Дальше начались международные гастроли. В 1989 году пригласили участвовать в юбилейной программе в цирке на проспекте Вернадского в честь 70-летия советского цирка. Мы представляли СССР вместо О.Попова в программе звёзд мирового цирка «Цирк Скотт в Москве». В этот период я познакомился с Ф. Бронетом - шведским владельцем цирка и известным в мире деятелем шоу-бизнеса. Он порекомендовал нас на 15-й международный фестиваль в Монте-Карло, где мы получили приз журналистов – бронзу.

«Я бы поработал с Бурятским цирком»

- С 1990-го по 1998 годы гастролировал в Швеции, Германии, Голландии, Франции. В цирке «Буглион» на гастролях в Бельгии состоялся дебют новой группы Шелковниковых. В экстренном случае, когда партнёры решили не приехать, меня выручила семья - жена Светлана, сын Николай и дочь Мария. После возвращения в Россию в Казани уже окончательно сформировалась наша клоунская семейная группа Шелковниковых. В таком составе мы проработали в компании «Росгосцирк» до 2008 года. В связи с новыми авторскими проектами жены и детей я сделал сольную программу и гастролировал отдельно. Побывал в Катаре, Черногории, Китае, два сезона работал в цирке-шапито вокруг Санкт-Петербурга.

Клоун привык изъясняться репризами, миниатюрами, клоунадами… Меня всегда притягивало к такому творчеству, клоунада предполагает универсальные способности (актёра, режиссёра, сценариста, певца, танцора, художника, модельера...). Как в математике, всё уместить в одну короткую формулу.

Если человеку удаётся реализовать себя, свои планы и мечты, то он счастлив, и радость переполняет его всю жизнь.

Если дети видят, что их отец занимается любимым и интересным делом, то они либо тянутся к этому делу, либо начинают своё новое и интересное, иногда и увлекая отца!

Так случилось, моё хобби со временем стало моим главным делом, также я очень любил и люблю путешествовать. Особенно за рулём удобного микроавтобуса, в котором можно переночевать и встретить друзей. Тогда сразу отвечу, какие места на Земле мне особо дороги и приятны. Конечно, Баргузин, Байкал, Бурятия. Особая аура в Алма-Ате. Из европейских стран – Германия, Швеция, которая очень похожа на Прибайкалье. Особо приятно приезжать в города, где живут родственники и друзья, которые встречают очень тепло, так как для большинства наша встреча как сигнал из родных мест.

С возрастом становишься терпимее к людям, почти все люди хорошие, симпатичные, добрые и внимательные. Я это вижу в зале, среди зрителей. Когда человек видит клоуна, он расслабляется, ему всё понятно. Я счастливый человек, меня окружают и мне встречаются очень хорошие люди! А проблемы - это маленькие испытания, которые даёт нам Бог.

Особое увлечение - кино. Это с детства всегда для меня большой праздник! Кинорежиссёр сродни клоуну, та же эмоция, тот же посыл зрителям, та же квинтэссенция фильма. Почти все фильмы можно пересказать в нескольких словах. Кино - это большая клоунада! Близкие мне кинорежиссёры: Данелия, Феллини, Михалков. Если бы я не стал клоуном, то приложил все усилия, чтобы стать кинорежиссёром.

Конечно, с Бурятским цирком и его артистами поработал бы над совместной программой, тем более, я, видимо, первый профессиональный артист цирка и клоун Бурятии. Надеюсь, идея воплотится в жизнь.

Дулма Баторова

Александр Шелковников: «То, что сейчас делают в «Большой» разнице», «ОСП-студии», мы уже делали в 80-х»

(из интервью газете «Калужский перекресток»).

- Александр, вы заслуженный артист России, а в России о вас знают мало. Кое-кто, правда, помнит трио Шелковников-Тютюнькин-Сигаев по выступлениям в телепередачах «Будильник». А еще фильм «Покровские ворота», где вы - студийцы в одном запоминающемся эпизоде зазываете народ в цирк на Цветном бульваре.

- С фильмом было так. Мы, молодые студийцы, так задорно начинали программу «Московскому цирку 100!». В стиле скоморохов, как в дореволюционном цирке. Михаил Казаков увидел это веселое представление и решил ввести этот маленький сюжет, видимо, для создания настроения, в свой фильм. Когда нас снимали, на дворе стоял мороз под минус 40 градусов. Я озвучивал роль прямо на цирковом дворе. Когда снимались, не подозревали, что фильм станет легендарным!

- Вас сразу принял европейский зритель?

- Поначалу на нас ходили как на экзотику. Но со временем мы сумели переломить их отношение к цирку. Теперь публика покупает билеты в цирк, как на спектакль. Западные продюсеры в один голос говорят, что русские артисты перевернули представление о цирке: раньше у них был балаган, теперь же его воспринимают как вид искусства.

Критики и искусствоведы объясняют популярность русских клоунов глубиной реприз, душевностью и проникновенностью мини-спектаклей.

- Можно ли вас назвать учеником Юрия Никулина?

- Отчасти. Когда они с Шуйдиным работали на арене или репетировали, мы вовсю наблюдали за ними, пытались понять, как они работают, ловили их нюансы - взгляд, манеру, умение держать паузу. Иногда дядя Юра (так было принято к нему обращаться) заходил к нам на занятия и рассказывал уморительные анекдоты.

Первый раз я увидел Юрия Владимировича на вступительных экзаменах. Позже перед выпуском мне посчастливилось работать несколько номеров с Никулиным и Шуйдиным. В итоге я отработал с великим дуэтом весь сезон. Это была большая школа - когда глаза в глаза, и ловишь взгляд партнера, и пытаешься угадать следующую его реакцию. Ведь каждый выход – это что-то новое, непредсказуемое. Уже позже, когда Никулин стал директором, он хотел, чтобы мы приняли участие в программе открытия его цирка на Цветном бульваре после реконструкции. Но, увы, мы в это время были заняты в другой программе.

К сожалению, наш педагог, великий цирковой режиссер Марк Соломонович Местечкин не успел нас выпустить. Готовился грандиозный клоунский спектакль-пародия на телевидении. Многое из задуманного, что мы с мастером так и не довели до конца, взяли за основу телевизионщики. К нам на занятия частенько заглядывали наши друзья - студенты ГУЦЭИ, ВГИКа, ГИТИСа, Литинститута, чтобы подпитаться творчеством. И наш труд не пропал даром. Теперь подобное можно увидеть в разных теле-шоу, например, ОСП-студии, «Большой разнице», а мы могли показать свой спектакль в 1982 году.

Фото - shelkovnikova.ucoz.ru