В течение пяти дней, с 12 по 16 сентября, в рамках Международного фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ» режиссеры из Эстонии, Монголии, Китая, Хакасии, Башкирии показали свои лучшие спектакли, обсудили будущее национальных театров и выделили самые интересные работы тех, кто принимал участие в создании постановок, пишет газета «Бурятия».
Жюри назвало лучшие работы
Диплом «Лучшая работа художника» достался Геннадию Скоморохову и Анастасии Шенталинской за спектакль «Ромео и Джульетта», который поставлен на сцене Бурятского драматического театра. Лучшим музыкальным оформлением признана работа монгольского композитора Чинбата Батмөнха в спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном в Монголии. Роль кормилицы, которую сыграла Жамсранжав Оюундарь в этом же спектакле, стала лучшей женской ролью второго плана. Лучшая мужская роль второго плана – роль Меркуцио, которую сыграл Эрдэнэ-Туяа Тодгэрэл в «Ромео и Джульетте».
За лучшую женскую роль диплом вручили Ольге Ранжиловой, которая сыграла Джульетту в театре Бурдрамы. Лучшая мужская роль – у Алексея Сагатаева в спектакле «Сумасшедший Муклай». Лучшей работой режиссёра признан спектакль «Сумасшедший Муклай» Сергея Потапова. А лучшим спектаклем жюри назвало «Ромео и Джульетту» Сойжин Жамбаловой. Также вручены три специальных премии.
По словам Эржены Жамбаловой, один из двух созданных во время фестиваля эскизов будет поставлен на сцене театра бурятской драмы. Это одноактная пьеса комедия Жана-Батиста Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» известного режиссера Геннадия Тростянецкого.
Фестиваль становится более зрелым
- «Алтан Сэргэ» стал более зрелым, - поделился министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. – В этом году молодые режиссеры представили свои постановки на суд жюри. Все работы очень разные по смысловому содержанию и художественному замыслу. Мы видим, что спектакль очень трудно адаптировать под регион, каждая тема у отдельного народа звучит по-своему. Важно, что в России подобных мероприятий не так много, на моем счету только три. И уже поэтому наш фестиваль очень актуален.
По мнению министра, самый яркий спектакль фестиваля - «Сумасшедший Муклай» режиссера из Якутии Сергея Потапова, поставленный на сцене Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». А спектакль «Ромео и Джульетта» режиссера Сойжин Жамбаловой отражает особенности бурятской культуры.
«Если есть этнос, должен быть и театр»
Может ли национальный театр быть интересен не только старшему поколению, но и молодым людям? Этот и другие вопросы поднимались на дискуссионных площадках фестиваля. К тому же спектакли должны быть востребованы не только активными носителями языка, но и теми, кто вовсе его не знает. Поэтому оригинальность и тема постановок должны прорабатываться в первую очередь. Звучало мнение, что, если есть этнос, должен быть и театр, который бы отражал менталитет, историю и культуру народа.
По словам театрального критика из Казани Нияза Игламова, этносы утрачивают своеобразие, обычаи и традиции. Сейчас все стараются быть одинаковыми. Допустим, куда бы ни приехали американцы, они везде ищут «Макдональдс», а ведь каждый народ предлагает свои уникальные блюда. То же самое и с театрами.
- Мне всегда очень интересны аутентичные театры, потому что русских театров много, а национальных - единицы, - отметил Нияз Игламов.
Критик поделился планами, которые будут реализованы совместно с Бурятским драматическим театром. Кроме этого, Нияз Игламов обратил внимание на высокий уровень организации мероприятия.
Художественный руководитель театра бурятской драмы Эржена Жамбалова подчеркнула, что только во время фестиваля можно обсудить и сообща решить актуальные проблемы.
Фото Туяа ЯМПИЛОВОЙ