Поэты вообще странный народ, не далее как вчера один из авторов под впечатлением паров шампанского буквально преследовал меня, тихонько завывая свои стихи прямо в ухо «кто-то в красном пальто приближался…». Строка засела в моем мозгу и почему-то вспомнилась именно сейчас, когда я решил что-нибудь сказать про итоги уходящего года. Может быть, это именно год 2016-й приближался в красном пальто, а теперь удаляется в зеленом. Пусть будет так. Проследим его торжественное шествие.
Публикации года
Если бы меня спросили, кто самый яркий представитель поколения сорокалетних в нашей литературе, я бы без сомнения назвал Болота Ширибазарова. Мне очень нравится его пьеса «Курочка», такой черный юмор о перестроечном бардаке в глухой бурятской деревне. Интересная штука, несмотря на весь привычный и родной ужас жизни в глубинке, ощущения безнадежности не возникает. Наверное, потому что герои у Ширибазарова не слабаки, они сильные и могут за себя постоять. Они, как Дымов у Чехова из «Степи», сила есть, а куда и зачем приложить ее – не знают. В отличие от первой повести «Чабан», опубликованной в журнале «Урал», «Волчьи тропы», вышедшие в третьем номере «Байкала», – это мир на руинах СССР. Само пространство стало другим, в нем образовались червоточины, и они в равной степени служат и бандитам, и тем, кто ищет дороги в условный Тибет.
Мало кто заметил, что с публикацией в первом номере романа Сергея Глаголина «Тайны Байкала» закончился сюжет, достойный Честертона. В 1937 году роман был написан по впечатлениям поездки на Байкал группы кинематографистов. Что за фильм был снят ими, неизвестно. Но роман о Байкале, похожий на другой любимый роман нашего детства «Тайна двух океанов», вышел в 1938 году в журнале «Вокруг света» и был надолго забыт. Автор романа погиб в лагерях, но тень романа, по-другому не скажешь, преследовала журнал «Байкал». Какие-то отголоски его появлялись в научно-популярной рубрике при Африкане Бальбурове, одна глава была напечатана при Сергее Цырендоржиеве, поэтому появление классического образца, как сейчас говорят, палеофантастики на страницах журнала было неизбежно.
О «Звезде кочевницы» Есуны Дугаровой, опубликованной в журнале в первом полугодии, никто ничего не писал, поэтому стоит остановиться на ней подробней. «Звезда кочевницы», на первый взгляд вполне укладывается в популярный нынче дискурс – как добиться успеха. Но помимо этого есть в ней и другое, что делает книгу особенной. К примеру, тема «отец и дочь». Здесь не только перекликающееся с отцовским сборником имя книги «Звезда кочевницы» (отец Есуны – известный бурятский поэт Баир Дугаров, автор «Звезды кочевника»), но и скрытая полемика с отцом как представителем другой эпохи и патриархальной системы ценностей. «Мужчине путь, – пишет в своих стихах отец Есуны, – а женщине очаг». Есуна своим повествованием опровергает эту забронзовевшую формулу, выбирая не очаг, а именно путь.
Мне в связи с этим вспоминается одна из жен Гэсэра Алма-мэргэн, которая, увидев, что враг подобрался к самым стенам дома, облачилась в доспехи, взяла лук со стрелами и уложила с крыльца пол-армии противника.
Прочность экзоскелета, в который как бы заключает себя героиня книги, не уступает доспехам мифической воительницы. Он же сообщает всем движениям кочевницы некоторую жесткость и механистичность.
Другая, не менее интересная сторона книги, – о том, как хорошо рифмуется с бурятской сдержанностью и сухостью протестантская мораль с ее педантизмом и культом труда. Наша героиня не только Алма-мэргэн, но и Джейн Эйр.
Поэтому на сетования Алдара Гунтупова в статье «Долой упадничество из бурятской культуры», что нет сегодня в нашей литературе сильных и благородных героев, можно ответить так: иногда случается, что герои спят богатырским сном либо охотятся где-то далеко, а их место занимают героини, похожие на Есуну или Дарину из «Мира пельменей», с нуля поднявшую свой бизнес («Байкал», №4, 6), – еще одна публикация, на которую хочется обратить внимание читателей, и это не выдуманные литературные персонажи, а реальные люди.
Потери года
В этом году мы простились с замечательным писателем Владимиром Гармаевым. В журнал Гармаев пришел с романом «Джамуха». Роман чем-то отдаленно напоминал «Шпиона» Фенимора Купера. Как потом оказалось, любимая книга Владимира Балдановича. Он писал об эпохе Чингисхана, а в уме держал гражданскую войну Севера и Юга. Такие вот сближения. После «Джамухи» он работал над «Хорами» и, закончив их, тут же принялся за «Копачей». У Гармаева особенно хорошо заметны водоразделы, где он работает сам, ворочая глыбы материала, а где включается его литературный дар, и чтение превращается в удивительное погружение в другой мир. Это похоже на волшебство. Таких страниц у него много, особенно в неоконченной трилогии «Копачи». Здорово написаны сцены нападения на обоз контрабандистов, едущих по замерзшей реке, в «Хара-Баргуте», величественные картины тайги в «Низовьях родовой реки». При этом писал он урывками и набело, без черновиков, потому, как чувствовал, что времени остается мало. В шестой номер журнала вошли главы из третьей книги трилогии «Пустота», которая осталась незавершенной.
События года
Событий в этом году было так много, что упомянуть все не представляется возможным. Начнем с фестивалей. В июне в городе и в Иволгинском дацане в третий раз прошел фестиваль, посвященный Хамбо-ламе Этигэлову, организованный Буддийской сангхой и министерством культуры РБ, и в рамках его – поэтический турнир. В октябре состоялся республиканский фестиваль «Страна ая-ганги». Восьмидесятилетие Дондока Улзытуева отмечалось как всенародный праздник, а село Шибертуй, где родился поэт, стало местом массового паломничества любителей его стихов.
На встрече мэра города Александра Голкова с редакцией «Байкала» поднимался вопрос о необходимости создания традиционного литературного фестиваля, где были бы задействованы площадки города, гуманитарные вузы, с приглашением литературных звезд, с концертами чтецов, с лекциями, и работа в этом направлении будет вестись и дальше.
Мы выпустили при финансовой поддержке администрации города спецвыпуск, посвященный юбилею Улан-Удэ, в нем были собраны лучшие на взгляд редакции публикации за последние десять лет. Стихи и проза, критика и публицистика. Для журнала, думаю, было полезным произвести смотр своим силам.
Так совпало, что в одно и то же время с библиотекой имени Калашникова мы провели мастер-классы по стихосложению для начинающих. У них это называлось «Поэтической лабораторией» и вылилось в целую серию масштабных мероприятий с привлечением интерактива, кино и так далее. «Байкал» провел свои мастер-классы более камерно и точечно, и это был полезный опыт общения мастеров и новичков. Были и открытия: Надежда Низовкина, Екатерина Малофеева, их стихи вы можете прочитать в шестом номере, и еще ряд имен.
Помимо работы над очередными номерами редакция изучала азы искусства перформанса в этно-галерее «Орда». Тоже полезный опыт. Первый перформанс был как бы алкогольный, на него, кроме старого фотооборудования, пошли в ход напитки белые и красные, которые благополучно испарились из кювет задолго до открытия «Ночи в музее». Зрители не поняли библейского месседжа про кровь и вино, а подумали, что перформанс рассказывает о тяжком писательском труде. Ведь многие помнят девиз редакции советского «Байкала»: «Есть предложение! – Нет возражения!». Второй перформанс, организованный «Ордой», мимо которого мы не могли пройти, был посвящен экологической катастрофе, что разворачивается на берегах озера.
Вот уже месяц в редакции «Байкала» собирается литературное объединение с красивым названием «Республика». Руководитель Лито Аркадий Перенов формат встреч обозначает просто: печеньки, чай, кофе и лицеприятная ругань в лицо. И юные таланты, только начинающие путь, и состоявшиеся литераторы провели в Музее города сейшн под названием «Стихи в темноте»: читали стихи под негромкую музыку в полной темноте.
Стоит, наверное, вкратце рассказать и про так называемый «буузный путч», о котором писал в своем блоге Александр Махачкеев. Речь идет о встрече группы улан-удэнских писателей в столичной буузной во время проведения Дней культуры в Москве, где, по словам Аркадия Перенова, он получил добро на объединение всех трех писательских союзов республики, но все это оказалось некой поэтической метафорой. Однако «круглый стол», проведенный по итогам поездки писателей в Москву, и личная инициатива Аркадия, написавшего письмо в минкультуры с предложением своих услуг в роли координатора, показали, что вопрос по усилению роли писателей в формировании общественного мнения поднят правильно. Прошла встреча представителей творческих союзов с главой РБ Вячеславом Наговицыным – и, будем надеяться, нас ожидают новые конструктивные решения.
Если говорить в целом о тенденциях в литературной жизни, то, по словам нового сотрудника «Байкала» писателя Юрия Невского, «народ зашевелился, хочет каких-то движух, хочет стряхнуть с себя сонную одурь, но реального направления или желания, к чему идти, к какой цели – этого нет. А раз есть социальный запрос, наша задача сформировать столь же общественно-значимый ответ – такие планы стоят перед редакцией журнала «Байкал» в ближайшее время».
Год грядущий
Что же ждет читателей журнала в новом году? Прежде всего, год 2017-й – юбилейный. «Байкалу» исполнится ровно 70 лет. Юбилей пройдет в октябре, а до того у нас будет время осмыслить пройденный путь и наметить перспективы как на страницах журнала, так и на вновь созданной электронной площадке в социальных сетях.
В первом номере «Байкала» выйдут новые произведения Владимира Митыпова, Кима Балкова, Геннадия Башкуева, Эдуарда Бочкина, Юрия Извекова, Анны Банаевой, переводы современной монгольской прозы и много других интересных материалов.
Поэтому оставайтесь с нами, подписывайтесь на журнал! Редакция журнала желает вам крепкого здоровья в Новом году, благополучия и хороших мудрых книг!
В оформлении декабрьского номера журнала «Байкал» использованы картины Намжилмы Эрдынеевой. Ее выставка с успехом прошла в этно-галерее «Орда». На картине «Сагаалган. Праздник Белого месяца» мы видим обычное, в общем-то, для этих праздничных дней явление – прибытие НЛО – с поздравлениями и благопожеланиями.