Культура 27 мар 2017 2679

​Бурятский "Пушкин в юбке" Елизавета Бильтрикова рассказала о своём творчестве

Елизавета Бильтрикова – имя, открывшееся многим жителям Бурятии в начале двухтысячных. Весной 2002 года увидел свет ее первый сборник стихов, она начала выступать с чтением своих стихов. За эти годы поэтесса получила признание далеко за пределами республики, стала членом Союза писателей России.

23 марта состоялся творческий юбилейный вечер поэтессы в Национальной библиотеке, приуроченный к Всемирному дню поэзии 21 марта.

Сестра по Музе

Лирика бурятской поэтессы прозвучала и в самом сердце физиков нашей страны – в Ядерном центре, в подмосковной Дубне, о чем писал известный публицист Дато Метонидзе:

«Сказать, что 9 апреля универсальная библиотека Объединенного института ядерных исследований им. Д. И. Блохинцева принимала необычную гостью, поэтессу из Бурятии Елизавету Бильтрикову, это ничего не сказать. Энергетика, обаяние, сила воздействия на слушателя, подбор тем от любовной лирики до патриотической бурятско-монгольской или русской, все выдавало в авторе какую-то мистическую, до поры до времени затаенную энергию предков, каким-то образом конденсированную и усмиренную...».

Итак, Елизавета Бильтрикова – это звучное, яркое имя в нашей бурятской поэзии, известное за пределами родного пространства. Интересен ее рассказ об истоках своего дарования и поиске предназначения в жизни.

- Мне случилось побывать на вашем творческом вечере «Мой край у Байкала», состоявшемся 10 марта в рамках Года экологии и вашего юбилея. Вы верно сравнили ваше творчество с полетом распахнутой души-птицы. Испытать подобное ощущение полета можно было и на вашем вечере. На вечере вам была вручена юбилейная медаль города из рук мэра Улан-Удэ Александра Голкова, сказавшего о вашем вкладе в культуру города. Прозвучали слова поздравления от Ирины Ковалевой, «министра» культуры нашей столицы, народного поэта Бурятии Баира Дугарова, который назвал вас «сестрой по Музе», народного и главного художника ГРДТ им.Н. Бестужева Вадима Бройко, однокурсников друзей и читателей. Еще раньше этого события вам была вручена медаль «За заслуги перед Республикой Бурятия». Всё это говорит о широком признании вашего таланта.

Как вам эта новость?

- Прежде хочу всех поблагодарить, в частности, нашего мэра, Александра Михайловича Голкова, который нашел время в своем графике и пришел с поздравлениями, Ирину Ковалеву, неустанного труженика культуры города, Баира Дугарова, патриарха бурятской русской поэзии, стоявшего в начале моего пути, Вадима Бройко, эстета и творца прекрасного, директора ЦГБ им.И. Калашникова Раису Цыбеновну, всех библиотекарей за слаженную работу, моих милых однокурсниц Дариму Шагдарову, доктора филологии, Татьяну Дугарову, общественного деятеля и др. Признания не ждут, оно приходит само как дополнительный источник энергии и вдохновения. Надо в этой жизни отрабатывать и доверие, и признание, благодаря всем, кто в тебя верил, чтобы однажды не остановиться в полете...

- Ваша поэтическая душа берет начало с Байкала, близ которого вы родились. Уехав оттуда ребенком, вы возвращаетесь ныне со своим словом, на крылатом Пегасе. Что вы вынесли из детства, «длиною в 10 лет», как вы сказали в своем выступлении, из родного вам Корсаково, что оно для вас значит?

- Корсаково - это мое тоонто, в самом прямом смысле этого слова, здесь я родилась в дедовском доме, так, видно, «»захотелось» мне, и мой послед запрятан в родной землице. Может, потому и живет во мне ощущение неразрывной пуповинной связи с ней? Какой надлом и стресс испытывает ребенок, когда его, как хрупкий росток, срывают с родной почвы и уносят в другие, чуждые места? Наша семья попала под переселение, и мы переехали ближе к городу. Помню, как не хотелось уезжать далеко от родовых мест моему отцу, Харжееву Михаилу Васильевичу, но мама Тамара Николаевна, уроженка Алари, настояла на переезде. В моей памяти навсегда хранятся незабвенные образы Харжеевских бабушек, щедро отдававших тепло своих рук и сердец, нам, поздним детям Михаила, не знавшим родных бабушек и дедушек. Памятны ночные посиделки отца с корсаковскими стариками, говорившими «о старине глубокой», их рассказы о Варнашке, ольхонском пророке, о великом провале, о войне… Корсаково - это родная школа, первый класс, первые любимые учителя… Родина - это то, что у тебя в душе, что дорого и свято.

- Вы выехали ближе к городу, в Эрхирик Заиграевского района, затем был БАМ. И из этой географии, наверняка, вы получили много интересного, полезного для себя?

- Эрхирик для меня - это время закалки, становления характера, затем был Ацагат, где я удивительно быстро заговорила на хоринском диалекте, приобщилась к бурятскому литературному языку. И после бурятской школы поступаю на отделение русской филологии БГПИ им.Д.Банзарова, с благодарностью вспоминаю своих учителей-корифеев. После института уезжаю в Посольск - в мою первую школу, где каждый день дышала его байкальским воздухом, но случилась травма в городе, и я осталась дома. Бывшие бамовские коллеги и ученики живут теперь в самых разных уголках страны и за ее пределами, и связь с ними не исчезла, напротив, благодаря современным коммуникациям, живет и развивается. И в этом есть своя особенная прелесть!

«Я только вышла из окопов»

- Вы, кроме того, как учились на отделении русской филологии, окончили курсы журналистики, которые вел Карнышев К.Г., известный прозаик, позже народный писатель Бурятии. Как складывалась ваша творческая карьера, почему так долго были в «затворничестве»?

- Да, некоторые люди к 45 годам, наоборот, уходят в затворничество, сполна получив порцию известности, а я только вышла из своих «окопов», и теперь меня, будто разрывает изнутри переполнявшая столько лет «усмиренная до поры… энергия…», которую заметили в Дубне, где работает племянник моего отца, физик-ядерщик Харжеев Ю.Н. Именно он со своей супругой, бывшим бессменным директором Универсальной библиотеки ОИЯИ, в апреле 2010 организовал мой творческий вечер, своей крестницы. Где друзья - там и встречи, и только по их желанию ты летишь к ним, набрав полные легкие байкальского воздуха, неся в клюве маленький глоток водицы - свое слово. В наше время - напечатайся, издайся где угодно, если есть возможность, и летай по миру. Но хочется быть услышанной там, где ты родился, донести свое слово до земляков, и это у меня случилось, благодаря вашей газете, бурятской писательской организации, библиотечным системам города и республики, радио Бурятии. Конечно, в нынешние времена нет того ТВ, где велись литературные передачи, зато есть интернет, где можно виртуально самоидентифицироваться как творческая личность.

- Пытались как-то создать сайт, освоить интернет-пространство через социальные сети?

- Сайт - дорогое удовольствие, надо его продвигать, модерировать, оно сегодня представляется уже менее эффективным каналом в сравнении с активностью соцсетей. Дожив до эпохи интернета, продукта или инструмента глобализации, понимаешь, как велик и хрупок мир одновременно. Здесь можно «умереть» и «воскреснуть», можно сделаться знаменитым, можно затеряться, как пылинка.

- Вы, без преувеличения, прекрасно выглядите для своего возраста, как вам это удается, есть ли у вас свои секреты молодости или омоложения?

- Боже упаси, нет никаких секретов. Благодарю за комплимент. Это, скорее всего, какой-то геном хорошо зарекомендовал себя в нашему роду, который несет информацию о том, как можно, не ветшать раньше времени, творить посильное добро, не дружить с завистью и злобой. Мой отец, с лихвой испытавший все тяготы войны, в свои 65 не имел ни единого седого волоса, ни одного плохого зуба и выглядел на 45, никогда не сквернословил, великолепно играл в шахматы, обладал феноменальной памятью. Есть какая-то жертвенность от него. Вместо тюбика крема я всегда куплю что-нибудь съестное детям. Никогда в жизни не отдыхала на курортах, с юных лет сторонница здорового образа жизни.

Слово как оружие

- Вы не только воспеваете Байкал, но и всей душой болеете за его судьбу. С какой поры в вас звучит эта тема? Еще в 1988 году с проектом «Школа - взгляд в будущее» вы принимали участие во Всесоюзной телевизионной педагогической конференции в Останкино; работали исполнительным директором ВАРК, являетесь разработчиком программ и проектов. Ваш взгляд на идею национального проекта «Байкал - великое озеро великой страны»?

- Я и не приходила к этой теме, кажется, я с ней родилась на самом берегу Байкала (смеется). Мы получили в наследство от своих предков такое чудо, как священный Байкал. Слышала, как байкальцы-кабанцы и байкальцы-ольхонцы, будучи на фронте, бредили Байкалом, видели его в своих снах. Знаю, как рвался к родным берегам мой отец...

Во все века писатели и поэты были в фарватере своего времени, даже если они считали себя свободными от политики и политиков. И слово их было оружием, мощным импульсом к изменению сознания людей, общества. Читала в интернете, что нацпроект «Байкал - великое озеро великой страны» призван объединить под своей эгидой все ранее порожденные программы по Байкалу. Есть ли в нем место сакральной, духовной стороне вопроса? Мы должны объединять усилия в интересах сохранения Байкала. С болью в сердце приходится наблюдать печальные картины экологического хаоса: заросшие поймы обмелевшего Харауза - реки нашего беззаботного детства, торфяные пожары из-за угасания грунтовых артерий в Закалтусе, горящие леса вокруг Байкала, падение его уровня... Мы все вместе можем предотвратить худший сценарий.

- В преддверии Всемирного дня поэзии хочется пожелать вам творческих успехов, байкальского вдохновения. И, конечно, вам есть что сказать поэтам, всем любителям поэзии.

- Благодарю вас, и всему «Буряад унэну» желаю успехов и гармонии. Поэзия - это то, что нас, хоть немного, поднимает над суетой и бытом. Стоит отметить, что среди политиков были и есть не просто ценители слова, но и тонкие лирики, создатели образцов высокой поэзии, к примеру, Юрий Андропов, Евгений Примаков, Сергей Лавров. А Джахан Поллыева, известная как главный спичрайтер всех российских президентов, является автором стихов и песен («Опять метель», «Нас бьют, мы летаем!» и др). «И не всегда поэт - такая штучка, кого волнуют облака и тучки», тем более, в нашей стране, Ведь, как сказал великий Евтушенко: «Поэт в России - больше, чем поэт».

И в канун Всемирного дня поэзии всем творцам и почитателям поэзии посвящаю свои молитвенные строки...


«Молитва за поэтов»

Свеча горит, волнуясь на ветру...

Так сердце вдохновенное трепещет

в тот миг, когда подвластно лишь перу

и слышит голос песенный и вещий.

Дай, Бог, гореть всегда таким сердцам,

как звёздам на холсте небесной выси.

Не дай угаснуть раньше, отмерцать

до срока. Пусть струятся дольше мысли,

чтоб мир был лучше, в сумерки светлей.

Иначе он, поверженный, погибнет,

с ним мы - в одном большом котле,

бесследно во Вселенной в Лету сгинем.

Храни, Господь, своих земных детей

от злобы, зависти мирской и гнева.

И пусть других не краше, не святей

они – пошли им всё же милость с неба!

Аминь!


Мой край у Байкала

Мой край у самого Байкала,

Скажи, как ныне ты живешь?

Ты, может, родина, узнала

Ту девочку, которую зовешь?

Ее ты помнишь фантазеркой,

Смешливой, острой на язык;

Любившей розовые зорьки

И звезд летящих яркий миг;

Бежавшей вслед за облаками

В страну неведомых чудес;

В ту сказку, что мне вечерами

Шептал, уж дремля, сонный лес.

Меня ты, родина, как в зыбке,

Качала нежно на волнах,

Лаская сладостною дымкой,

Едва горчившей на губах.

Дождем весенним обливала -

Аршана капли я пила;

Цветы мне в волосы вплетала,

Твоей любимицей была.

Водой байкальской ты вспоила,

Вскормила омулем, любя.

Нас всех, детей своих, сроднила -

В сердца вложила ты себя.

Прости, что в дали уезжая,

Я прочь бежала второпях;

Потом в разлуке изнывая,

Тобою грезила я в снах.

И в счастье, в горе и на дыбе

Скажу я, родина, тебе:

На свете нет тебя красивей -

Святая матерь ты в судьбе!

Живи, родная, у Байкала

Под синим куполом небес,

Веков, эпох пройдет немало -

Останься чудом из чудес!

фото из архива Елизаветы Бильтриковой

Читайте также