13-14 июля 2017 года в нашей республике пройдут Дни Москвы. В связи с этим к месту будет напомнить об исполнившемся в прошедшем мае юбилее одного знаменательного события, навеки связавшего Улан-Удэ со столицей нашей Родины кровными узами, сообщает газета «Бурятия».
«Похоронен был дважды заживо»
75 лет назад в конце мая 1942 года на станции Дивизионная в Улан-Удэ впервые прозвучала песня «Моя Москва», с июля 1995 года утверждённая Мосгордумой Гимном столицы нашей страны.
Существуют различные версии о том, где произошло первое исполнение знаменитой песни Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского. В одной из них правильно называется станция Дивизионная, но переносят её под Читу. В других пишут о безымянном разъезде то в Забайкалье, то на Урале, а то и вовсе в Средней Азии.
Наиболее достоверная, причём первая, версия принадлежит ярославскому композитору, историку советской песни, полковнику в отставке Юрию Бирюкову. Согласно моим разысканиям в интернете, первая публикация этой версии прошла в газете «Красная звезда» 27 ноября 1976 года, а потом неоднократно перепечатывалась.
Песня рождается, как правило, с написания её текста. Первоначально это было стихотворение, написанное младшим лейтенантом Марком Лисянским, командиром сапёрного взвода 243-й стрелковой дивизии, скомплектованной в Ярославле и сражавшейся на Западном фронте.
Июль 1941 года, самый тяжёлый период войны. Идёт ожесточённейшее Смоленское сражение. При разрыве бомбы командир сапёрного взвода потерял сознание и был засыпан землёй. Бойцы нашли его по стону, донёсшемуся из-под завала. Оправившись от контузии, Лисянский вернулся в строй, но во время ночных занятий боевой подготовкой провалился в волчью яму и сломал ногу. Сам выбраться не смог, и бойцы сочли командира погибшим. Но его нашли. Со сложным переломом отправили на лечение в госпиталь в Ярославле, где до отправки на фронт он работал в газете «Сталинская смена» и уже был известен своими стихотворными опытами.
После излечения в ноябре 1943 года на попутном грузовике Лисянский поехал через Москву разыскивать свою 243-ю дивизию. Он трясся в кузове на каких-то ящиках. Приходилось останавливаться, чтобы пропустить идущие быстрым маршем в сторону фронта военные колонны. То и дело налетали самолеты. И тогда грузовик съезжал в кювет, чтобы переждать бомбёжку.
Вспоминая по пути в столицу пережитое ранее на фронте, офицер стал набрасывать в блокноте:
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но всегда я привык гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
«Когда машина шла по московским улицам, уже сложилось стихотворение, - вспоминал Марк Самойлович. - Мы остановились на полчаса неподалеку от Пушкинской площади, я тут же записал всё стихотворение и помчался с блокнотным листком в редакцию журнала «Новый мир». Здесь я отдал своё произведение секретарше, и поспешил обратно к грузовику».
В этих строфах нет ничего придуманного. Особенно в первом четверостишии автор этих стихов действительно «похоронен был дважды заживо». Но, к счастью, его дважды выручали подчинённые. Говорится здесь и о разлуке со своей возлюбленной Тоней Копорулиной, учительствовавшей в ярославской глубинке.
Сама дивизия в это время отражала атаки гитлеровских частей из 9-й армии и 3-й танковой группы. Однако обратно «в сапёры» сильно хромавшего Лисянского не взяли, и он стал сотрудником дивизионной газеты «В бой за Родину». Впоследствии Лисянский каким-то образом сумел выписать к себе свою Тоню, которая стала работать корректором в газете.
Вскоре в дивизии сформировался ансамбль, куда поэт отдал своё стихотворение о Москве. Его переложили на простенькую мелодию и стали исполнять в концертах.
6 декабря 1941 года 243-я стрелковая дивизия участвует в составе Калининского фронта в начавшемся наступлении под Москвой, и первой врывается в захваченный немцами Калинин. В январе 1942-го дивизию перебросили под Ржев. Позже Лисянский узнаёт, что его стихотворение напечатали в декабрьском номере журнала «Новый мир».
Как родилась знаменитая песня
Весной 1942 года журнал попадается на глаза композитору Исааку Дунаевскому, находившемуся вместе с ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников на длительных гастролях на востоке страны.
Но в этом пункте начинаются разночтения между версиями. Большинство, в том числе и Юрий Бирюков, утверждает, что журнал со стихами попал в руки Дунаевского в вагоне агитпоезда на перегоне между Читой и Улан-Удэ. И тут же у композитора начинает рождаться мелодия песни. Но в стихотворении всего две восьмистрочные строфы. На помощь приходит молодой режиссёр ансамбля Сергей Агранян. Евгений Мухтаров пишет в альманахе «Песни нашей Победы» (Ярославль, 2010): «Тот (Агранян) подошёл к делу творчески, оставив от стихов Лисянского лишь первую строфу и заключительные строки второй, а между ними дописал:
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.
В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Незадолго до этого совершили свой подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев. И это отозвалось следующей песенной строфой:
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить
двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
Замечательные строки. На мой взгляд, конгениальные написанному самим автором. Кстати, Марк Лисянский, как пишет Юрий Бирюков, до конца своих дней так и не признавал Аграняна как соавтора и требовал в Российском агентстве по авторским правам считать только его в качестве единственного автора и в сборниках печатал только свои строфы.
И всё-таки Дивизка!
Первое исполнение этой песни на музыку Дунаевского со стихами Лисянского, дополненными Аграняном, состоялось ночью всё на той же станции Дивизионная. В сопровождении хора и оркестра её спела на импровизированной сцене из нескольких железнодорожных платформ солистка ансамбля ЦДКЖ Марина Бабьяло. Много лет спустя она рассказывала: «Представьте себе: ночь, железнодорожный разъезд, импровизированная сцена, составленная из нескольких платформ, и тут же рядом - составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту: вагоны, платформы с зачехлёнными танками и орудиями, суровые лица бойцов в касках, с автоматами на груди. Этот необычайный концерт навсегда мне запомнился. Волновалась я, конечно же, очень. Вы не представляете, как трудно было сдерживать слёзы: москвичи ведь все мы, а Москва- то далеко, а Москве трудно…
Отзвучали последние аккорды. Что творилось! Заставили петь снова. Пять раз подряд исполняли мы эту песню. Видели бы вы лица, в особенности глаза слушавших нас бойцов и командиров! Они светились решимостью и гневом, гордостью и печалью. Это непередаваемо!
Не знаю, право, что тому причиной (возможно, где-то и в чем-то моё исполнение, моя трактовка этой песни расходились с тем, какой она виделась её автору), но после концерта Исаак Осипович крепко меня отругал: «Светлее, мажорнее петь надо! - возмущённо отчитывал он меня, – разве не видишь, слёзы на глазах у людей…»
Видела, но что я могла поделать…
Впоследствии эту песню пела не только я, но и другие солистки нашего ансамбля, пока она не закрепилась надолго за одной из нас - Зоей Рождественской».
В её исполнении и прозвучала «Моя Москва» впервые по радио и стала одной из любимейших песен нашего народа. Автор этих строк в 1965 году исполнял эту песню вместе со своим 10б во время празднования 20-летия Победы в Загустайской средней школе Селенгинского района. Дирижировала наш классный руководитель Валерия Николаевна Князькина.
В версии Мухтарова есть очевидные нестыковки. Так, журнал со стихами попадается на глаза Дунаевскому на станции Дивизионная, там же в купе агитпоезда он сочиняет мелодию, а Сергей Агранян дополняет текст написанными им строфами, солистка, оркестр и режиссёр разучивают песню. И там же на станции происходит первое исполнение песни перед уходящими на фронт бойцами. И всё это, якобы, за одну ночь. Хотя кто знает? Ведь на этой войне всё от начала и до конца было невероятным – и наша стойкость, и наша вера. И сама Победа была невероятной!
Сочтёмся славою с Читой
Не подвергая сомнению гений Дунаевского и недюжинный талант Аграняна, всё же осмелимся предположить, что процесс создания песни композитором и соавтором слов, её разучивания хором и оркестром перед первым исполнением был более протяжённым во времени. Этому есть ряд убедительных доводов. Так, Геннадий Турецкий в газете «Трудовая Россия» 4 марта 2013 года пишет, что журнал со стихами Лисянского попался на глаза Дунаевскому в Хабаровске ещё в феврале 1942 года. И это похоже на правду. Ведь ансамбль ЦДКЖ находился на непрерывных гастролях с сентября 1941 года по май 1943 года, т.е. 22 месяца! Артисты выступали перед бойцами военных частей, сосредоточенных на восточной границе, а также перед ранеными в эвакогоспиталях. Таким образом, ансамбль проехал с концертами Амурскую, Читинскую области и, наконец, в 20-х числах мая 1942 года достиг Улан-Удэ.
Читинские журналисты А. Баринов и Ю. Нестеренко, основываясь на материалах газеты «Забайкальский рабочий» от 1942 года, пишут, что с 1 мая 1942 года в Доме Красной Армии Забайкальского военного округа шли концерты Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ под руководством лауреата Сталинской премии Исаака Дунаевского. Исходя из протяжённого графика гастролей, А. Баринов резонно предполагает, что «Моя Москва» была написана или, во всяком случае, начала зарождаться ещё в Чите, а, возможно, досочинялась и в поезде на пути в Улан-Удэ. Следует учесть и дописывание дополнительных строф, разучивание солисткой, хором и оркестром, что тоже требует времени. Думаю, следует великодушно согласиться с нашими соседями в их притязаниях, отметим, не столь уж категоричных.
Одно несомненно: впервые эта замечательная песня прозвучала 28 мая 1942 года в нашем городе на Дивизке! Эта дата подтверждается документами ансамбля, хранящимися в архиве ЦДКЖ. А также косвенно, с разницей в датах в пять дней, вот таким постом из «ЖЖ» vkouznetsov in old_ulan_ude: «23 мая 1942 года в городе выступал Железнодорожный ансамбль песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников (Москва) с участием композитора Исаака Осиповича Дунаевского». (Бурят-Монгольская правда, №120 (7682), 22 мая 1942, стр. 2).
Как Сталин стал девушкой
Юрий Бирюков пишет, что песню на одном из концертов услышал Сталин, и она ему понравилась. Вождь предложил записать и исполнить её по Всесоюзному радио. Правда, чиновники в Радиокомитете поинтересовались, почему в песне, которая так понравилась Сталину, ничего не говорится о нём самом.
Исаак Осипович предложил сначала отыскать Лисянского. Однако музыкальный редактор радио не стал дожидаться, когда найдут автора стихотворного первоисточника, и по собственной инициативе заменил в тексте песни всего одну строчку: «Где любимая девушка ждёт» на «Где любимый наш Сталин живёт». Эта версия песни в исполнении Зои Рождественской, тогдашней солистки Железнодорожного ансамбля, прозвучала однажды в эфире и была услышана Сталиным. В тот же день в кабинете главного идеолога страны А.С. Щербакова раздался телефонный звонок: «Александр Сергеевич, - услышал он в трубке знакомый голос Верховного, - надеюсь, вы слышали сегодняшний концерт по радио и песню о Москве Дунаевского? Хорошая песня. Только не объясните ли мне, когда это дэвушка Сталиным стала?..» Инициаторам подмены песенных персонажей крепко досталось. Но, когда в 1947 году песню записали на грампластинку в исполнении Вероники Борисенко, строку со Сталиным всё-таки пришлось вернуть - как некий символ и пропуск в эфир. Таковы были нравы того времени.
Быть юбилею «Моей Москвы» в столице Бурятии!
На заключительном концерте Дней Москвы в Улан-Удэ в Русском драмтеатре в сентябре 2009 года Гимн Москвы на очень хорошем уровне, густым внушительным баритоном спел тогдашний заммэра столицы Юрий Росляк, человек богатырского сложения. А инициатором утверждения песни в качества Гимна Москвы был мэр Юрий Лужков, которому она очень нравилась, и однажды, как говорят, он исполнил её уже как Гимн столицы на концерте с хором мальчиков Московской синагоги.
Думается, юбилейная презентация Гимна Москвы в городе, где он был впервые исполнен, была бы к месту во время будущих Дней столицы в Улан- Удэ и стала бы сюрпризом для гостей.
В преддверии Дней Москвы c 5 июня по 6 июля 2017 года пройдёт онлайн-конкурс для жителей Бурятии, посвящённый российской столице. Положение о конкурсе уже выставлено на сайте www.днимосквы.рф.
Николай БАДМАРИНЧИНОВ, сын рядового защитника Москвы