Фото Анны Огородник
Все самобытные традиции и красивые обычаи татар объединил в себе 12-ый культурно-спортивный праздник «Байкальский сабантуй», прошедший 25 июля в с. Саган-Нур Мухоршибирского района Бурятии. В этом году его посвятили 90-летию района и 90-летию со дня рождения первого татарского профессионального шеф-повара, известного кулинара Юнуса Ахметзянова. Сабантуй – это не только татарское торжество. Это уникальное событие, объединяющее все народы, проживающие в республике, сообщает ИА Буряад Yнэн.
Фото Анны Огородник
Сабантуй - праздник татарского народа в честь окончания посевных работ. Он воспевает красоту обычаев, силу и ловкость всех участников от мала до велика. Его сопровождают многочисленные песни и пляски, и, конечно, дегустация блюд национальной кухни.
Фото Анны Огородник
Торжество имеет многовековую историю, и традиции, которые сохранились и по сей день.
Фото Анны Огородник
Гостей, съехавшихся на «Байкальский сабантуй» встречали девушки в татарских национальных костюмах с традиционным чак-чаком и русским караваем.
Фото Анны Огородник
Отметим, что приехали люди не только из разных уголков Бурятии. Начальник управления культуры и туризма Мухоршибирского района Маргарита Гороховская рассказала корреспонденту ИА Буряад Yнэн, что праздник из республиканского мероприятия перерос в межрегиональное событие.
Фото Анны Огородник
- К нам приехали гости из Татарстана, Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского. И наши районы здесь – это Заиграево, Кяхта. Мухоршибирский район представляют села Харашибирь, Саган-Нур, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольск и Шаралдай, где компактно проживают татары. Каждое поселение в театрализованном виде дарит зрителям свою визитку на родном языке. Проходят конкурсы на знание языка среди самых юных участников, а старейшины заседают в жюри, сообщила она.
Фото Анны Огородник
В то же время на специальных площадках проходили соревнования по национальным видам спорта среди самых ловких, сильных и умелых.
Фото Анны Огородник
Самыми любимыми и популярными считаются народные состязания в беге, в частности с яйцом в ложке, с полными ведрами воды на коромысле, а также парные забеги, когда левая нога одного участника крепко связана с правой другого.
Фото Анны Огородник
Также гостей ждали прыжки в мешках, бой мешками с травой на скользком, неустойчивом бревне, разбивание глиняных горшков палкой и с завязанными глазами, командное перетягивание каната и лазанье за призом по высокому гладкому столбу, а также традиционная борьба куреш.
Фото Анны Огородник
Традиционный татарский пир
Приехавшие на праздник жители различных поселений в специальных палатках представляли сувениры и рассказывали об истории и традициях своих сел. Здесь же они готовились блюда по традиционным татарским рецептам. Всё можно было попробовать и оценить по достоинству мастерство кулинаров.
Фото Анны Огородник
На сабантуе принято угощать едой, приготовленной по традиционным рецептам. Это татарский плов с бараниной, нежнейшие пирожки «перемеч» с мясом, баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями, «бэлиш» с уткой и рисом в мясном бульоне.
Фото Анны Огородник
Также, ни одно татарское торжество не обходится без знаменитого чак-чака - сладкое блюдо, представляющее собой песочное печенье, залитое мёдом.
Здесь нельзя не упомянуть о Юнусе Ахметзянове, 90-летию со дня рождения которого и посвятили этот праздник. Великий кулинар основал первый в России ресторан татарской национальной кухни. Говорят, орден Ленина ему вручил сам Хрущёв после того, как отведал приготовленную им «тутырган тавык» (фаршированную курицу). Его блюдами восхищались многие знаменитости, даже космонавты - Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Фото Анны Огородник
Но главная заслуга Юнуса Ахметзянова в том, что он возродил традиции татарской национальной кухни. Ведь в 60-е годы прошлого века эчпочмаки, перемячи, чак-чак были в Татарии большой редкостью. Их готовили в основном только дома. Первую книгу, в которой воедино собрали сведения о татарской кухне, издал в 1959 году именно Юнус Ахметзянов. Она мгновенно стала бестселлером.
Фото Анны Огородник
В поисках материала повар объездил десятки деревень, опросил сотни людей.
«Татарская кухня – одна из богатейших по своему разнообразию. Особенно любимы в народе мучные и молочные блюда. Они сытные, вкусные, а для приготовления не требуется дорогостоящего сырья. Нет такой семьи, где не знали бы, что такое губадия, бэлиш, катык. Но печатных рецептов их приготовления не было. Они были устными - передавались из поколения в поколение», - говорил мастер.
Фото Анны Огородник
Благодаря этому труду великого повара помнят не только на родине в Казани, но и по всей России. Уже не первый год в разных регионах страны проходят дни татарской кухни памяти Юнуса Ахметзянова. К его 90-летию Казань устроила Международный конкурс-фестиваль, на который съехались кулинары со всей России и представители зарубежных татарских диаспор. Все они готовили блюда татарской кухни по рецептам, собранным и созданным Юнусом Ахметзяновым.
Фото Анны Огородник
Менталитет каждого человека проявляется на уровне подсознания, в его личностных качествах и поступках. Хотя многие современные татары часто не знают родного языка, тем не менее, они сохраняют национальные черты характера – ответственность, готовность верой и правдой служить Отчизне, трудолюбие, жизнерадостность, исконно татарский юмор и гостеприимство.
Фото Анны Огородник
Возможно, еще и поэтому татары живут всегда в согласии с бурятами. В исламе и буддизме самое ценное – это чистота души и помыслов, а «чем чище душа, тем светлее разум». Эти нравственные категории передаются из рода в род, от поколения к поколению. «Байкальский Сабантуй», который прошел в Саган-Нуре, еще раз, как вода в неиссякаемом роднике, обновил эти связи, напитал энергией те корни, что дают силу древу многочисленных родов, процветающих на бурятской земле.
Фото Анны Огородник
Фото Анны Огородник
СПРАВКА
Первый Сабантуй на бурятской земле татары провели ещё вначале ХХ века. В 1923 году житель Верхнеудинска по фамилии Альцман выиграл на Сабантуе ценный приз - велосипед. Второе упоминание о Сабантуе датируется уже 1992-м годом, когда жители села Старый Онохой провели у себя этот самобытный праздник. Байкуль - так звали великое пресноводное озеро тюркоязычные гунны, жившие на Байкале 2-3 тысячи лет назад. На территории Бурятии родился сам этноним «татар». На этой земле далекие предки татар молились отцу небесному и просили богатого урожая и благополучия своему роду. По мнению организаторов «Байкальского Сабантуя», очень символично возрождение древних тюркоязычных праздников именно в Прибайкалье и Забайкалье.
В настоящее время празднование Сабантуя является важной составляющей культурной жизни тюркских народов России. Несмотря на то, что наименование праздника и некоторые из его традиции немного отличаются у разных народов (у татар это - Сабантуй, у башкир – Хабантуй, у чувашей – Акатуй), общим является его смысловая суть – окончание весенних полевых работ – и основные содержательные компоненты, важнейшим из которых можно считать майдан – состязание в беге, прыжках, национальной борьбе – курэш, конные скачки.и народные игры. В Бурятии с 2005 года Региональная национально-культурная автономия татар под руководством Сажиды Баталовой организует «Байкальский Сабантуй». Этот праздник стал узнаваемым и за пределами республики. В 2009 году «Байкальский Сабантуй», его логотип, цветовая гамма и сувенирная продукция, в том числе байкальский чак-чак с кедровыми орешками, становятся брендом узнаваемым и за пределами Бурятии. В Мухоршибирском районе «Байкальский Сабантуй» организует районная Национальная культурная Автономия татар под председательством Розы Васильевой.
«Байкальский Сабантуй величав и уникален, как славное море - священный Байкал. На нём всем народам комфортно, тепло и солнечно. Этот праздник плавно перетекает как волны Байкала, из одной фазы в другую, из одного мультикультурного пространства в другое. Вся цветовая палитра праздника переливается в изумрудно-бирюзовых морских тонах великого озера, а татарские костюмы участников праздника похожи на байкальские волны, или рассвет на великом озере», - рассказывает Сажида Баталова.
История и культура татар является неотъемлемой частью современного развития республики. Проживая на этой территории более двух столетий, татары участвовали во всех процессах, происходивших в районе и в Бурятии в целом. Неоценимый личный вклад внесли семьи татар, прибывшие сюда в период переселенческой политики советского государства, во время строительства гигантов российской индустрии, аграрной революции в сельском хозяйстве, строительства БАМ, а также ветераны труда и военные, несущие армейскую службу. Заселение Мухоршибирского района проходило в несколько этапов: первые переселенцы, а их было семь семей, добровольно по оргнабору, приехали сюда в марте 1936 года. В 1937 году Закир Измайлов отправился в Татарию, организовывать набор и привез двадцать семей своих земляков. В их числе Кадыровы, Хайрулины, Хозины, Ханановы. Также они привезли семена гороха, которые мало кто видел из местных жителей.
В 1952 году снова прибыли по вербовке прибыли люди из Татарии. Ехали целым эшелоном. Из Петровского Завода разъезжались кто куда – в Никольское, в Шаралдай, в Хонхолой. Всем, чем жила русская деревня, тем жили и они. Одни заботы, проблемы, одни радости и горести. Никогда не возникало конфликтов и мелочных ссор.
30 марта 2001 года в селе Харашибирь открылась общественная организация «Татарский культурный центр «Дуслык» («Дружба»)» под руководством Рамиля Гарипова. Основной целью организации были поддержка культурных связей, изучение истории, традиций, освоение национального и культурного наследия. Вскоре состоялась презентация Мухоршибирского центра развития и сохранения национальных культур «Малая родина», в который вошли семейский, русский, бурятский, казачий и татарский центры.
Тогда сформировалась и фольклорная группа «Алмагач чачакларе», руководителем которой стала Роза Васильева. Дни татарской культуры ежегодно проводятся на базе школы диалога национальных культур №19 Улан-Удэ, в сельских школах Харашибири и Старого Онохоя, в районных библиотеках. Татарские фольклорные группы «Алмагач чачакларе», «Аккошлар» и вокально–эстрадная группа «Лаккитон» побывали на межрегиональном фестивале татарской песни «Себер йолдызлары» («Сибирские звезды») в Новосибирске и стали дипломантами и лауреатами этого крупного фестиваля, заслуженно завоевав признательность зрителей и жюри.