Так хочется воскликнуть, увидев работы Амгалана Ринчинэ, графического дизайнера, художника-иллюстратора. Таков творческий псевдоним, под которым его знают сейчас многие. Ему 31 год, он работает графическим дизайнером уже без малого лет восемь, хотя получил специальность «инженер» в ВСГТУ (ВСГУТУ).
- В дизайне я оказался, можно сказать, случайно. Это я сейчас понимаю, на то была воля случая. В технологическом университете проходила очередная научно-практическая конференция, требовалось изготовить обложку для научного сборника. Я вызвался это сделать. Тогда я не знал ни графических редакторов, ни каких-либо других программ – изучил «корел» за неделю и сделал обложку. Я испытал восторг от того, что компьютер для меня открылся иными возможностями - возможностью самовыражения, творчества. За полгода изучил базовый пакет графических редакторов. Тут всё и началось… Стал верстать друзьям, знакомым буклеты, рекламные баннеры, пробовал делать логотипы. Сейчас уже и не помню, какая работа была первой и за какую я получил первую оплату, - рассказывает Амгалан.
Этапы творческого пути
Вначале Амгалан пытался работать по полученной специализации, после окончания университета по распределению попал на стажировку в «Байкалфарм» по специальности «технолог». Проработал там полтора года сначала на производстве, затем менеджером по закупкам и на это время забросил своё творчество. В 2011 году уволился из «Байкалфарма» - приоритетом стала учёба в аспирантуре.
- Но всё это время, как пишет художник-абстракционист Кандинский, испытывал «внутреннюю потребность» в творчестве. После окончания аспирантуры написал резюме и отправился искать работу в рекламном агентстве. По счастливой случайности долго искать не пришлось. На моё резюме откликнулась девушка Катя. Она на тот момент открыла своё рекламное агентство. Вот под её руководством я и вошёл, так сказать, в профессию. С ней вдвоём мы участвовали в конкурсе на разработку логотипа театра кукол «Ульгэр», с которым я и по сей день очень тесно работаю, - отмечает дизайнер.
Как он вспоминает, это был его первой опыт работы в творческом коллективе. Вместе с Катей Ондар, Анастасией Рожковой, Туяной Будаевой он разработал логотип театра, который и сейчас используется. После была работа над логотипом театра бурятской драмы и ещё один творческий коллектив: Екатерина Ондар, Туяна Будаева, Валерия Аханаева и Ольга Пашкова. В этом составе они придумали логотип для Бурятского театра, который используется по сей день.
Как говорит художник, более тесные творческие связи у него установились с театром кукол «Ульгэр».
- По моей задумке театр должен был отойти от афиш с использованием фото. Фотосъёмка спектаклей проходила в «тёмной комнате», и это шло вразрез с новой концепцией театра: фотографии получались с преобладанием темного цвета, в полумраке. Поэтому было решено использовать для афиш иллюстрации - яркие, добрые, тёплые. Так я стал художником-иллюстратором для детей. Уже и не счесть, сколько иллюстраций я нарисовал для театра. Наверное, почти все, с 2012 года, - признаётся Амгалан.
Этапы творческого пути молодого человека в Улан-Удэ связаны не только с работой в рекламном агентстве, он работал в компании интернет-провайдера.
- Около года работал в компании «Стрела телеком», делал для них макеты рекламной продукции, сувенирную продукцию, в общем, занимался всем тем, чем занимаются дизайнеры в рекламных отделах фирм Улан-Удэ, - говорит дизайнер.
«Фиолетовый кофейник». Акварель
Постигать новое
За это время Амгалан вырос профессионально, и возникла необходимость дальнейшего творческого роста.
Сейчас он живёт в Москве, учится в Российском государственном гуманитарном университете на факультете «История искусства». В следующем году защищает диссертацию на степень магистра по направлению «Дизайн». Параллельно работает на фрилансе художником-иллюстратором и графическим дизайнером в компаниях «ЮТВ Холдинг» и «Freelanсе».
- Передо мной встал вопрос: может ли существовать дизайн бурятский, национальный. Часто в своём творчестве обращаюсь к бурятской, монгольской культуре, пытаюсь её переосмыслить с точки зрения дизайна. Так у меня появился академический интерес в изучении теории дизайна. В Улан-Удэ я не нашёл школу, способную удовлетворить мои требования к учебной программе. Так я оказался в Москве, - отмечает художник-дизайнер.
При этом покорить столицу удалось не сразу. В первый год сдать экзамены не получилось – вступительные закончились. В следующем году он не нашёл времени – работа связала по рукам и ногам. И на третий год поступил в центр дизайна РГГУ.
- Правда, подал я документы в несколько учебных заведений. Среди них был лицей кино и кинематографии, Строгановская академия и РГГУ. В лицей меня не взяли: возраст великоват, в Строгановке меня тоже не взяли на дизайн, но предложили пойти на «Искусствоведение». Это меня не вполне устроило, поэтому остался в РГГУ, - с улыбкой отмечает Амгалан.
Об этом учебном заведении он у знал от знакомого архитектора, который сказал: «Иди, там низкий конкурс, с твоим опытом работы ты легко поступишь» и отрекомендовал школу дизайна РГГУ как хорошую.
- Я и пошёл. Правда, про «низкий конкурс» мой знакомый слукавил. На экзамен пришло почти 100 человек, а набирали 9. Я начал было сомневаться, стоит ли мне вообще сдавать экзамены, так как многие из ребят, как и я, были уже практикующими дизайнерами, в общем «гуляющими мимо» их не назвать. Но пересилил все свои страхи, успешно сдал экзамены, и меня взяли. Впопыхах оформил все документы и вылетел в Улан-Удэ, там меня ждала работа на фестивале театров кукол «Путь кочевника», куда меня пригласила директор театра «Ульгэр» Баирма Дашидоржиева, - вспоминает Амгалан.
Признание
В это время театр «Ульгэр» выдвинул нашего земляка на получение Почётной грамоты от Министерства культуры Бурятии за заслуги в области культуры. Грамоту вручили во время фестиваля. Как позже Амгалан узнал, он стал первым графическим дизайнером, который получил подобное признание.
- Это признание я считаю признанием графического дизайна как области культуры у нас в республике, признание этой деятельности как очень важной отрасли для формирования культурной среды. Можно много говорить о том, как должен развиваться дизайн у нас в республике, и не только графический – промышленный, fashion, средовой, мультимедийный, веб, промоуш и так далее, - отмечает художник.
По окончании обучения он бы хотел поделиться приобретенными знаниями с ребятами из Улан-Удэ, организовать школу, но это пока только планы.
Открытка к Сагаалгану «Три пса у сандалового дерева, переплетенного лозой исполнения желаний»
Немного о работах
В воспоминаниях о детстве Амгалан Ринчинов, такова его фамилия по паспорту, черпает идеи и образы. Родился он в селе Амгаланта Хоринского района. И в работе акварелью «Фиолетовый кофейник» он постарался это отобразить.
- В деревушке моих родителей, где я бывал каждое лето, был популярен кофейник фиолетового цвета, советского производства. Эмалированный, с долговязым носиком и маленькой крышечкой. В каждом доме его использовали как чайник. Если в русской традиции на столе стоял самовар, то у нас был вот этот кофейник. Вечер, печенье, чай из кофейника и бесконечное лето. В детстве всегда так, - говорит художник.
Рисунок «9 драгоценностей» был использован для чехла телефона «Студией добрых подарков». В акварели он более нежный, а для чехла более яркий.
- Девять драгоценностей в буддийском учении - это золото, серебро, бирюза, коралл, жемчуг, медь, раковина (перламутр), лазурит и малахит. Но это лишь кодовое наименование «9 драгоценностей». Разумеется, буддист не может назвать какой-то металл или кусок коралла настоящей драгоценностью. Это я понял, став взрослым, а тогда - лет эдак в шесть - я так и представлял эти девять драгоценностей, о которых так часто упоминал дедушка, - рассказывает о замысле Амгалан.
Остаётся пожелать ему новых творческих свершений, большого всемирного признания, потому как только истинный талант может быть так многогранен и ярок.