Культура 9 ноя 2018 2120

​​Театры Бурятии отметили на «Золотой маске-2019»

В Москве объявлены лучшие спектакли прошедшего сезона, выдвинутые на премию «Золотая маска». Среди них есть и спектакли наших театров. Два экспертных совета совершили гигантскую рабо­ту — посмотрели 1093 спек­такля, охватив почти всю Россию. В итоге выбрали 8 оперных и 10 балетных спек­таклей, созданных в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа, Екате­ринбурга, Самары, Челябин­ска. В списке номинантов - шорт-листе «Маски» - дра­матический театр представ­лен 29 спектаклями, театр кукол — десятью спектаклями. В число номинантов отобраны и спектакли из Улан-Удэ, сообщает собкор газеты «Бурятия» в Москве.

Вручение российской на­циональной театральной премии «Золотая маска» состоится 16 апреля 2019 года на исторической сцене Большого театра. В числе претендентов на премию и наш знаменитый театр кукол «Ульгэр» - единственный в Бурятии театр для детей и юношества, четырежды лау­реат «Золотой маски» и мно­жества наград. Спектакль «Руслан и Людмила» номинирован в нескольких номи­нациях: лучший спектакль/ куклы; работа режиссёра - Яна Тумина; работа худож­ника - Кира Камалидинова; работа актёра - Золжаргал Булган (Руслан); Бат-Улзий Даваасурэн (Людмила); Даши Рабданов (Голова, Черномор).

В числе ста самых лучших спектаклей прошлого сезо­на, которым не хватило чуть-чуть голосов, чтобы войти в шорт-лист, наши два театра. В престижный лонг-лист вошли: «Дыхание бронзы» Бурятского театра драмы им. Намсараева (режиссёр Сойжин Жамбалова, худож­ники Геннадий Скоморохов, Надежда Скоморохова) и «Ричард III» Русского драма­тического театра им. Бестужева (режиссёр и худож­ник-постановщик - лауреат Государственной премии РБ Сергей Левицкий).

В номинации драма/ку­клы нашему театру кукол «Ульгэр» придётся сложно­вато. Талантливый режиссёр Яна Тумина уже лауреат премии «Золотая маска»: в 2017 году вместе с мужем актёром Александром Бал­сановым получили «Маску» за чудесный, трогательный спектакль «Колино сочине­ние» продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петер­бурга, в этом году номини­рована вместе с художни­ком Кирой Камалидиновой ещё за два спектакля: «Де­ревня канатоходцев» (театр «Открытое пространство», Санкт-Петербург) и «Комна­та Герды» (театр «Особняк», Санкт-Петербург). Получает­ся, что творческий тандем Тумина- Камалидинова бу­дет трижды конкурировать сам с собой. Есть надежда, что спектакль «Руслан и Людмила» театра кукол «Ульгэр» обойдёт всех кон­курентов.

Мнение специалиста


Своими впечатлениями о спектаклях театров из Бу­рятии, которые были отме­чены экспертами «Золотой маски» поделился Алек­сандр Вислов, театральный критик, председатель экс­пертного совета «Золотой маски-2019»:

«Спектакль из Бурятии «Руслан и Людмила» - это ярчайший пример нацио­нального прочтения рус­ского классического текста. Очень важно, что спектакль с одной стороны - наци­ональный, бурятский, а другой стороны – пушкин­ский. «Руслан и Людмила» сквозь призму бурятского характера, бурятской куль­туры, восточного ментали­тета - это самый привле­кательный момент в этом спектакле. Хрестоматийная фраза Александра Серге­евича «всяк сущий нам язык» приобретает внят­ную, вечную конкретику. Очень важно, что это спек­такль, который родился на берегах Байкала. Это видно в первой сцене, когда ви­дим плывущий маленький кораблик, в котором сидит куколка Пушкина, явно по бушующему Чёрному морю, как у Пушкина, плывёт этот кораблик, и обращают на себя внимание буряты, си­дящие на берегу. Спектакль идёт на русском языке, но ярко проявляется восточная ментальность, бурятский эт­нос. Хотел бы отметить всех замечательных артистов театра кукол «Ульгэр», они читают пушкинский текст очень глубоко, очень насы­щенно. И прекрасные рабо­ты не только с куклами, но и хорошая работа с текстом. В спектакле участвуют и бу­рятские, и монгольские ар­тисты, ученики режиссёра Яны Туминой, учившиеся в Санкт-Петербурге.

Спектакль Бурятского те­атра драмы «Дыхание брон­зы» - это очень эффектный, выразительный, очень эсте­тически выверенный спек­такль, какие-то отдельные мизансцены можно брать в учебник. Молодой режис­сёр Сойжин Жамбалова, которая уже не первый раз успешно показывалась в Москве, замечательно мо­жет работать на большом сценическом пространстве. Она явно в курсе тенден­ций и приёмов современ­ного театра, но мне как-то показалось, что сам текст немного тяжеловесный, прямолинейный, жёстко привязанный к своему вре­мени, не связан с сегодняш­ним временем, устаревший по стилю языка. А спектакль красивой, воздушной, философской режиссуры. Возник некий диссонанс между режиссурой и текстом, по­этому возникало какое-то несоответствие. Этот диссо­нанс явился главной при­чиной, почему мы внесли спектакль в лонг-лист и он не прошёл в основную но­минацию.

«Ричард III» исполнен мощного режиссёрского решения, пропитанного громадной, социальной страстью режиссёра. Ре­жиссёр хочет высказаться о тех проблемах современ­ности, которые давно его мучают, что заслуживает, конечно, большого уваже­ния. Эта социальность, эта яростность, сиюминутность очень подкупают и кажут­ся чрезвычайно важными. Но вместе с тем, немножко мешают художественной ценности спектакля, потому что в какой-то момент она заслоняет историю Ричар­да. Возникает дисбаланс, связанный с тем, что вот это сиюминутное по отношению к Шекспиру не должно пре­валировать, мне кажется. Там есть прекрасный артист в центральной роли - Вла­димир Барташевич, и он, конечно, прекрасно рабо­тает, создаёт замечатель­ный, мощный характер. Он интересен каждую мину­ту, особенно в финале, но в данном случае короля не вполне сыграла свита, пото­му что в этой сложной пье­се, очень по-шекспировски насыщенной событиями, героями, родственника­ми из королевской семьи, очень важно понять, кто кому родственник. А вот в спектакле мы немножко путаемся. История всех этих королевских козней Ричар­да какая-то невнятная, не очень чётко проведена ос­новная шекспировская ли­ния. Замечательно дерзкая, агрессивная, выразитель­ная сценография. Но вот невнятица историй сильно мешает. Поэтому этот хоро­ший, интересный спектакль вошёл в лонг-лист.

Фото Дмитрия Дубнинского

Автор: Роза БУЛЫТОВА