
В Москве объявлены лучшие спектакли прошедшего сезона, выдвинутые на премию «Золотая маска». Среди них есть и спектакли наших театров. Два экспертных совета совершили гигантскую работу — посмотрели 1093 спектакля, охватив почти всю Россию. В итоге выбрали 8 оперных и 10 балетных спектаклей, созданных в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Челябинска. В списке номинантов - шорт-листе «Маски» - драматический театр представлен 29 спектаклями, театр кукол — десятью спектаклями. В число номинантов отобраны и спектакли из Улан-Удэ, сообщает собкор газеты «Бурятия» в Москве.
Вручение российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоится 16 апреля 2019 года на исторической сцене Большого театра. В числе претендентов на премию и наш знаменитый театр кукол «Ульгэр» - единственный в Бурятии театр для детей и юношества, четырежды лауреат «Золотой маски» и множества наград. Спектакль «Руслан и Людмила» номинирован в нескольких номинациях: лучший спектакль/ куклы; работа режиссёра - Яна Тумина; работа художника - Кира Камалидинова; работа актёра - Золжаргал Булган (Руслан); Бат-Улзий Даваасурэн (Людмила); Даши Рабданов (Голова, Черномор).
В числе ста самых лучших спектаклей прошлого сезона, которым не хватило чуть-чуть голосов, чтобы войти в шорт-лист, наши два театра. В престижный лонг-лист вошли: «Дыхание бронзы» Бурятского театра драмы им. Намсараева (режиссёр Сойжин Жамбалова, художники Геннадий Скоморохов, Надежда Скоморохова) и «Ричард III» Русского драматического театра им. Бестужева (режиссёр и художник-постановщик - лауреат Государственной премии РБ Сергей Левицкий).
В номинации драма/куклы нашему театру кукол «Ульгэр» придётся сложновато. Талантливый режиссёр Яна Тумина уже лауреат премии «Золотая маска»: в 2017 году вместе с мужем актёром Александром Балсановым получили «Маску» за чудесный, трогательный спектакль «Колино сочинение» продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петербурга, в этом году номинирована вместе с художником Кирой Камалидиновой ещё за два спектакля: «Деревня канатоходцев» (театр «Открытое пространство», Санкт-Петербург) и «Комната Герды» (театр «Особняк», Санкт-Петербург). Получается, что творческий тандем Тумина- Камалидинова будет трижды конкурировать сам с собой. Есть надежда, что спектакль «Руслан и Людмила» театра кукол «Ульгэр» обойдёт всех конкурентов.
Мнение специалиста
Своими впечатлениями о спектаклях театров из Бурятии, которые были отмечены экспертами «Золотой маски» поделился Александр Вислов, театральный критик, председатель экспертного совета «Золотой маски-2019»:
«Спектакль из Бурятии «Руслан и Людмила» - это ярчайший пример национального прочтения русского классического текста. Очень важно, что спектакль с одной стороны - национальный, бурятский, а другой стороны – пушкинский. «Руслан и Людмила» сквозь призму бурятского характера, бурятской культуры, восточного менталитета - это самый привлекательный момент в этом спектакле. Хрестоматийная фраза Александра Сергеевича «всяк сущий нам язык» приобретает внятную, вечную конкретику. Очень важно, что это спектакль, который родился на берегах Байкала. Это видно в первой сцене, когда видим плывущий маленький кораблик, в котором сидит куколка Пушкина, явно по бушующему Чёрному морю, как у Пушкина, плывёт этот кораблик, и обращают на себя внимание буряты, сидящие на берегу. Спектакль идёт на русском языке, но ярко проявляется восточная ментальность, бурятский этнос. Хотел бы отметить всех замечательных артистов театра кукол «Ульгэр», они читают пушкинский текст очень глубоко, очень насыщенно. И прекрасные работы не только с куклами, но и хорошая работа с текстом. В спектакле участвуют и бурятские, и монгольские артисты, ученики режиссёра Яны Туминой, учившиеся в Санкт-Петербурге.
Спектакль Бурятского театра драмы «Дыхание бронзы» - это очень эффектный, выразительный, очень эстетически выверенный спектакль, какие-то отдельные мизансцены можно брать в учебник. Молодой режиссёр Сойжин Жамбалова, которая уже не первый раз успешно показывалась в Москве, замечательно может работать на большом сценическом пространстве. Она явно в курсе тенденций и приёмов современного театра, но мне как-то показалось, что сам текст немного тяжеловесный, прямолинейный, жёстко привязанный к своему времени, не связан с сегодняшним временем, устаревший по стилю языка. А спектакль красивой, воздушной, философской режиссуры. Возник некий диссонанс между режиссурой и текстом, поэтому возникало какое-то несоответствие. Этот диссонанс явился главной причиной, почему мы внесли спектакль в лонг-лист и он не прошёл в основную номинацию.
«Ричард III» исполнен мощного режиссёрского решения, пропитанного громадной, социальной страстью режиссёра. Режиссёр хочет высказаться о тех проблемах современности, которые давно его мучают, что заслуживает, конечно, большого уважения. Эта социальность, эта яростность, сиюминутность очень подкупают и кажутся чрезвычайно важными. Но вместе с тем, немножко мешают художественной ценности спектакля, потому что в какой-то момент она заслоняет историю Ричарда. Возникает дисбаланс, связанный с тем, что вот это сиюминутное по отношению к Шекспиру не должно превалировать, мне кажется. Там есть прекрасный артист в центральной роли - Владимир Барташевич, и он, конечно, прекрасно работает, создаёт замечательный, мощный характер. Он интересен каждую минуту, особенно в финале, но в данном случае короля не вполне сыграла свита, потому что в этой сложной пьесе, очень по-шекспировски насыщенной событиями, героями, родственниками из королевской семьи, очень важно понять, кто кому родственник. А вот в спектакле мы немножко путаемся. История всех этих королевских козней Ричарда какая-то невнятная, не очень чётко проведена основная шекспировская линия. Замечательно дерзкая, агрессивная, выразительная сценография. Но вот невнятица историй сильно мешает. Поэтому этот хороший, интересный спектакль вошёл в лонг-лист.
Фото Дмитрия Дубнинского
Автор: Роза БУЛЫТОВА