В 2020 году наша страна отмечает Год памяти и славы. Переживание боли войны как своей собственной – это единственно верный способ понять историю народа, это возможность передать память о произошедшем будущим поколениям, сообщает газета «Бурятия».
Поэтому не случайно, что очередной номер журнала «Байкал» (№ 1, январь-февраль, 2020) открывает первая часть романа Евгения Самаринова «Красные розы для русского капитана».
Тема войны, тема героизма жителей блокадного Ленинграда вошла в плоть и кровь автора, ведь он родился в 1950 году в этом городе. В 1978-м приехал на строительство БАМа. Работал каменщиком, лесорубом, монтером пути, преподавал в ГПТУ. Печатался в газетах «Молодёжь Бурятии», «Гудок», «Комсомольская правда». Сейчас живет в Северобайкальске.
Евгений Самаринов рассказывает историю начала блокады Ленинграда. Один из самых драматических периодов войны показан через взаимоотношения героев – медсестры Полины и призванного в ополчение Олега. Ужас происходящего, когда вывернуты все обычные понятия, когда каждая секунда может оказаться последней, раскрыт в обычном, казалось бы, описании повседневного быта. Но вдруг понимаешь, что эта «обычность» пронизана предощущением трагедии, конца. Через видение героев, которые пытаются запомнить эти мгновения - все детали, все подробности происходящего приобретают метафорическое и гиперболизированное приближение. В том числе и зарождающиеся чувства Полины и Олега. В эмоциональном и плотном тексте прочитываются лучшие традиции прозы о войне.
Два дня назад еще не было в морозном воздухе этого запаха толовой гари, вывороченной земли. Не слыша, о чем говорит Олег, быстро пошла вперед, закрыв варежкой рот, остановилась у проволочного ограждения перед грудой битого кирпича. Угловой части дома, где была ее квартира, просто не было. Из-под грязного, истоптанного снега торчали рваные трубы, измятые, блестящие никелем спинки кроватей, дымились обломки мебели, какие-то люди тащили книжную этажерку. И все доныне пережитое: война, окопы под бомбами, где погибнуть можно было каждую минуту, ежедневно виденные в госпитале кровь и горе, обстрелы, голодные обмороки, утром труп на скамье у парадной, и это последнее, на что смотрели глаза – все разом обронилось в душу нестерпимым отчаянием перед проклятой жизнью. «Что делать? Что будет завтра?»…
Графическая серия «Гэсэр». Евгений Болсобоев
Из цакирской дали
Георгий Жаркой родился в 1956 году в селе Цакир Закаменского района. Живет в Екатеринбурге. Публиковался в журналах «Новый мир», Слово/Word, «Русский глобус» (США) и др. Его подборка «Цакирские рассказы» переносит читателя в далекую деревню, затерянную среди гор. Картины сельской жизни, увиденные глазами подростка, открывающего для себя мир, возвращают к чистоте детских ощущений. События и явления описаны с психологической остротой, с драматическими предощущением того, что каждый сделанный шаг – это определенный выбор, от которого зависит дальнейший путь, дальнейшая судьба.
Встретишься с каким-то человеком – две или три встречи. Наговорит тебе с три короба. Наобещает не меньше. И выглядит как «золото» – благородно. А на деле оказывается пиритом. Выделит ядовитое облако яда, и бежишь от него, как от чумы. И удивительно, что хорошо понимаешь: будь внимательным, но все равно ошибаешься. Иногда. И забываешь, что настоящего золота много не бывает – это несколько человек – родных по крови и по душе.
Галина Ефремова окончила физико-математический факультет БГПИ. Любовь к точным наукам сочетается у нее с неудержимой тягой к творчеству, к стихам.
- Думаю, что эмоциональный фон поэтов таков, что никакой логике его не перекрыть. Мои первые стихи были написаны в четырнадцать лет, но особого значения этому я тогда не придавала. Хотя могу сказать, что любовь к математике и языку развивались параллельно. Слово победило, - отмечает Галина.
В своей поэтической подборке «Это сон облаков» Галина Ефремова как будто возносится с помощью слова над всеми бедами и печалями мира.
Растворяется солнечный бег,
замыкающий небо и землю,
прорастая лучами сквозь век,
и сквозь вены кружится по телу.
Где святилище веры? Тебя
крепко за руку держит сомненье,
вот опять, солнцеходу не вняв,
ты теряешь и годы, и зренье.
Всё, что мимо и вне, и вовне,
как потоки, несётся, петляет,
а тебя на неведомом дне
отыскать всё пытается память…
Поэт Ирина Ермакова представлена подборкой стихов «Волна». Окончив Московский институт инженеров транспорта, она 12 лет проработала инженером. Профессионально занимается поэзией с конца 80-х. Автор семи книг стихов. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Арион», «Интерпоэзия», «Знамя». В одном из интервью про Ирину сказано: «Ермакова творит миф, убедительно подкрепляя его достоверность вереницей образов. Энергетика превращений, скорость смены кадров затягивают, создают вихревой ритм происходящего, окружающая действительность – вода, воздух, краски, звуки, ощущения, деревья, птицы, люди, боги, книги – все это естественным образом живет и взаимодействует в стихах».
В долгоиграющих праздниках
столько света,
столько огней, жалящих именами,
ёлки горят - словно жизнь
до корней прогрета
и никакой разницы между нами.
Ночи идут строем, вьются
кострами.
Даты и даты. Звёздочки именные
пристально кружат в здешних
кухонных кущах.
Столько любви вашей во мне,
родные, -
хватит на всё. Хватит на всех
живущих.
«Средь звёздной кутерьмы...»
Три рассказа Анжелы Базарон объединены темой поиска своих корней, возвращения к глубинным знаниям, которым обладали предки. Ведь через обряды почитания тех, кто ушел в мир иной, сохранялись традиции, родной язык, воспитывались новые поколения. Анжела Базарон рассматривает древние обычаи с разных точек зрения, акцентируя внимание на общей родовой связи, на любви к ближнему, на ответственности за свои поступки. Повествование балансирует на тонкой грани между вымыслом и реальностью, между сном и явью. Но, между тем, подняты важные вопросы. Как от своего прошлого, от своих корней почерпнуть силу для принятия правильных решений, которые формируют будущее?
У костра приготовлено угощение Духам, курились благовония, разносясь по всей поляне. Шаман призывал Духов, в руках людей струились синие хадаки. Люди молчали с лицами серьезными, сосредоточенными, прислушивались, пытаясь уловить звуки и знаки приближения, присутствия Духов… Боец с Отцом показались первыми. За ними Шаман различил Всадника, потом женщин. Только Шаман мог видеть умерших Предков, никто из семьи не обладал особым зрением…
Стихи Карины Кислициной публиковались в коллективных сборниках. Автор книги стихов «Люболь», участница поэтических семинаров и конкурсов. Лауреат молодежной литературной премии имени Ф.М. Достоевского (2017 г.). Живёт в Омске.
И всё пройдет. И будет проходить.
Циклично - всё. Дожди... года...
и войны...
И не устанет мир в себе носить
Простых вещей тяжёлые обоймы.
Но - главное: средь звёздной
кутерьмы,
Пока любовь живет в её пунктирах
Ведь, непременно, сквозь века и мы
Вновь повторимся, верю,
в этом мире…
Галина Базаржапова – член Союза писателей России. Автор многих поэтических сборников. Стихи включены в энциклопедию «Современная литература народов России». В 2019 году за книгу рассказов и очерков «Буусын һургаал» («Заповедь родной земли») получила премию имени Исая Калашникова. В номере представлены её «Два рассказа». Это – воспоминания о детстве, близких и родных людях, которые открыли девочке секрет «как рождаются сказки».
На разный вкус
В рубрике «75 лет Победы» Юрий Неронов предлагает вниманию читателей статью «К вопросу о начале Второй мировой войны». Автор задается вопросом: «Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года на палубе американского линкора. Здесь никаких сомнений не возникает. А когда она началась? Вот ключевой вопрос современной истории». При этом Юрий Неронов говорит о себе: «Необходимо подчеркнуть: автор не историк, а представленный вашему вниманию материал следует рассматривать как любительские изыскания по вторичным источникам (книги, статьи, информация из интернета)».
Люди самых разных вкусов в литературе найдут что почитать для души и ума на страницах нового номера журнала «Байкал». Редакция исследует современный литературный процесс, традиционно представляя читателям наиболее полную картину того, что происходит в пространстве современной художественной литературы в Бурятии и России.