Ая-Ганга Улзытуева – режиссер, внучка великого бурятского поэта Дондока Улзытуева. В конце сентября со своей командой, специально прибывшей из Москвы, она закончила один из этапов работы над своим фильмом. Съемки проходили в Баргузинской долине, сообщает газета «Бурятия».
В июне этого года Ая-Ганга стала победителем республиканского питчинга кинопроектов, организованного минкультом Бурятии при поддержке Союза кинематографистов России, в категории «Игровое короткометражное кино» с проектом «Здесь никого нет», к которому написала сценарий. Идею фильма поддержали мастера Ая-Ганги – мэтры российского кино Владимир Хотиненко, Павел Финн и Владимир Фенченко.
Об особенностях кинопроизводства в Бурятии, о том, какие подводные камни ждут молодого режиссера, о космических пейзажах и параллельных мирах Ая-Ганга рассказала нашему корреспонденту.
Ая-Ганга Улзытуева
Фото из личного архива
– Начать, наверное, следует с того, что вся твоя семья – люди творческие, широко известные в республике и за ее пределами. Возможно, поэтому твой жизненный путь был отчасти предопределен. Но почему ты выбрала именно кино?
– Я начинала как филолог, окончила МГУ, училась в аспирантуре. Но как-то на интуитивном уровне, наверное, я чувствовала, что душа просит иного. И так случилось, что мне посчастливилось поработать вместе с Сергеем Басаевым и Дмитрием Ефремовым над съемками документального фильма «Ученый, вошедший в фольклор». Это – про моего знаменитого деда Александра Соктоева, он начал издание академической серии, которую ученые во всем мире называют «проектом века». Я собирала материал, ездила в командировки, записывала интервью. Буквально, была все время за плечом режиссера монтажа, следила за нажатием каждой клавиши, упиваясь процессом. Это настоящая магия, когда отдельные кадры вдруг складываются в цельную картину, в настоящую жизнь! Тогда вот так, сразу в полях и на практике, я изучила азы видеомонтажа, обработки и озвучания.
- А затем были годы учебы, погружение в профессию, поиски своего, можно сказать, места под «кинематографическим солнцем»?
- Обучалась в Школе-студии Александра Митты, в Бауманке, на курсах видеосъемки и монтажа. И вот, наконец, давняя мечта – это Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской режиссуры у Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимир Фенченко. Работа с этими мастерами – очень интенсивная школа, нет ни одной свободной минуты, все подчинено процессу кинопроизводства. Под их руководством я сняла ряд учебных работ, в том числе первую серьезную работу – музыкальный клип, который впоследствии был награжден как лучший клип на фестивале студенческих работ. Это были невероятные испытания, мы снимали в зимнем лесу при минус 20. При этом в кадре таяла ледяная стена, было использовано множество уникальных и сложных эффектов, нетипичных для студенческого кино. Но ведь это и есть иллюзия кино, которая становится реальностью! Это все – смекалка, любовь и самоотдача моих друзей и коллег, поверивших в мой замысел, ставших единым целым, одной командой, нацеленной на творчество и результат.
- Ты узнала о республиканском питчинге короткометражных фильмов и решила написать сценарий именно на местном материале?
– Это был, скорее, творческий импульс. Сама идея снять кино в Бурятии занимала мои мысли давно. Тем более, моя мама Наталья Соктоева – известный художник, дизайнер и куратор выставок – побывала два года назад в Баргузинской долине, в таком месте, показавшемся мне совершенно космическим. У нее был совместный проект с художницей Александрой Митлянской. Очарование природы и атмосфера, переданная в фотографиях, подсказали, что трудно представить более кинематографическую локацию. Здесь, на фоне бескрайних, бесконечных степей, окутанных синей дымкой, и сказочных пиков скалистых гор в отдалении, я хотела передать совсем другое мироощущение, без времени, без вчера, сегодня и завтра, ощущение вечности и единения со вселенной. Моя странная атмосферная история могла произойти только среди этих пустошей и звенящей, почти осязаемой тишины. Все, что попадало в поле зрения, – это какой-то «нездешний», параллельный мир, будь то дома, ворота, заброшенные мельницы среди огромных полей и сами космические пейзажи величественной природы. Победа на питчинге и, главное, помощь друзей и соратников – это, конечно, и моральная, и материальная поддержка, благодаря чему удалось отработать первый и самый сложный этап натурных съемок.
- Привезти из Москвы съемочную группу – на это отважится не каждый профессионал с серьезным бюджетом. Как тебе это удалось?
- Привезти группу – это самое затратное, безусловно. Кроме того, в Москве взяли в аренду дорогущую камеру, вместе с ней прилетели оператор-постановщик и второй оператор… И еще специалисты, актеры – все наша команда. Из Иркутска выехали огромные грузовики-трейлеры – везли оборудование. Огромное спасибо Баиру Дышенову, который поддержал нас и обеспечил большей частью кинооборудования. Также нам помог Солбон Лыгденов и многие другие. Так вот, всех надо встретить, разместить, плюс погрузка-разгрузка, дополнительные машины, бензин. Накормить, уложить спать. В общем… Иногда случались минуты отчаяния. Вместо рассвета – тучи, вместо тумана – солнце и еще множество форс-мажоров. (А ведь еще в моем сценарии фигурировали гроза, туман, множество сцен с животными.) Так вот, выходит, съемки сорваны, счетчик накручивает денежки за аренду аппаратуры, авиабилеты, считай, пропадают. Что делать?! И тут встает наш второй оператор Павел Медведев, его еще называют «человек-легенда». Тихо произносит два слова. И все. Съемки спасены. Он может устроить снегопад, если нужно, извергнуть молнии, тучи развести! Неважно как – руками, молитвами, хоть шаманскими плясками! Он берет – и делает это. Или Никита Юранов, исполнитель главной мужской роли. Он в любой момент способен на любой подвиг, и никогда не бросит в беде. Я ему доверяю, как себе. И так - все наши ребята, настоящие профессионалы своего дела. В нужный момент они концентрировались и выдавали что-то запредельное. За пределами человеческих возможностей.
Моменты съемок на сельской улице
Фото с сайта "Ай! Байкальская деревня"
- Были драматические и, наверное, комические моменты съемок. Запомнилось что-то особенное?
– Запомнилось. До сих пор моим продюсерам снятся грузовики и 16 мотоциклов, которые они разыскивали по всему району. Выбирали из всех, что были у деревенских жителей, но они не подходили по какой-либо технической причине. Потом все же нашли один… Или вот, мне, например, никогда не доводилось снимать животных. А у нас – такой прекрасный теленок, он должен стоять именно в таком-то месте, начинать движение в таком-то направлении. Но теленку разве объяснишь? Он хаотично носится в загоне, я пытаюсь его поймать. И это… очень хорошо унавоженное место, а я в московских сапогах – представьте? В замшевых сапогах на платформе, бегаю по колено в этом самом… в общем, в отходах жизнедеятельности животных. Тут не выдерживает наш Никита Юранов – исполнитель главной роли Паши. Московский актер, очень востребованный, множество ролей в кино и на телевидении. С каким-то бесшабашным отчаянием также бросается в погоню! Видели бы это тысячи его поклонниц в соцсетях! Сцена была феерическая.
- Ни одно животное не пострадало, надеемся, во время съемок?
– Не только не пострадало, но даже пристроили в добрые руки. Это – кот Хренодёр, которого мы случайно подобрали прямо накануне съемок. Накормленный и обогретый, он стал лучшим игровым котом на площадке, дубль за дублем отрабатывал необходимый эпизод. Мы переживали за его судьбу, в итоге Ксения Нестерова, художник по гриму, к всеобщей радости забрала его к себе.
- Вы снимали в уникальной природной локации, но, кроме того, это ведь и живущие там люди. Как они отнеслись к московскому кинематографическому десанту?
- Это, видимо, тема для отдельного исследования. Я имею в виду каналы коммуникации, которые нам не удалось, к сожалению, задействовать в полной мере. Сказалось ограничение по времени, да и людей нам просто не хватало. Но могу сказать одно: у нас бы ничего не получилось без прекрасных деревенских жителей, кто помогал нам на протяжении всей экспедиции. Это наш продюсер от Хилганы – Надежда Бадмаева и семья Самбуевых – Аюши, Самацу и Доржи, благодаря которым состоялись съемки в Бороголе. Да и вся история начиналась со знакомства моей мамы с семьей Самбуевых – Аюши и Самацу.
Доснять недостающие сцены, смонтировать фильм полностью, плюс постпродакшн – это нас еще ждет, это в Москве. Предстоит подготовка к кинофестивалям и премьера. Бурятскую часть съемок мы осуществили за счет помощи наших друзей, партнеров и победы на питчинге. Сейчас мы озадачены тем, чтобы найти недостающие средства для московских съемок и завершения проекта. Надеемся, что общественность, земляки и все, кто хочет видеть новое, интересное, качественное кино Бурятии, нам в этом помогут!