Культура 31 окт 2019 2851

​Ая-Ганга Улзытуева: «Снять фильм в Бурятии – это словно выйти в открытый космос!»

Ая-Ганга Ул­зытуева – режиссер, внучка великого бурятского поэта Дондока Улзытуева. В конце сентября со своей командой, специально прибывшей из Москвы, она закончила один из этапов работы над своим фильмом. Съемки проходи­ли в Баргузинской долине, сообщает газета «Бурятия».

В июне этого года Ая-Ганга стала победителем республи­канского питчинга кинопроек­тов, организованного минкуль­том Бурятии при поддержке Союза кинематографистов Рос­сии, в категории «Игровое ко­роткометражное кино» с про­ектом «Здесь никого нет», к которому написала сценарий. Идею фильма поддержали ма­стера Ая-Ганги – мэтры рос­сийского кино Владимир Хотиненко, Павел Финн и Владимир Фенченко.

Об особенностях кинопро­изводства в Бурятии, о том, какие подводные камни ждут молодого режиссера, о косми­ческих пейзажах и параллель­ных мирах Ая-Ганга рассказала нашему корреспонденту.

Ая-Ганга Улзытуева

Фото из личного архива

– Начать, наверное, следу­ет с того, что вся твоя семья – люди творческие, широко известные в республике и за ее пределами. Возможно, поэтому твой жизненный путь был отчасти предопре­делен. Но почему ты выбра­ла именно кино?

– Я начинала как филолог, окончила МГУ, училась в аспи­рантуре. Но как-то на интуи­тивном уровне, наверное, я чувствовала, что душа просит иного. И так случилось, что мне посчастливилось поработать вместе с Сергеем Басаевым и Дмитрием Ефремовым над съемками документального фильма «Ученый, вошедший в фольклор». Это – про моего знаменитого деда Александра Соктоева, он начал издание академической серии, которую ученые во всем мире называют «проектом века». Я собирала материал, ездила в команди­ровки, записывала интервью. Буквально, была все время за плечом режиссера монтажа, следила за нажатием каждой клавиши, упиваясь процессом. Это настоящая магия, когда от­дельные кадры вдруг склады­ваются в цельную картину, в на­стоящую жизнь! Тогда вот так, сразу в полях и на практике, я изучила азы видеомонтажа, об­работки и озвучания.

- А затем были годы уче­бы, погружение в профес­сию, поиски своего, можно сказать, места под «кинема­тографическим солнцем»?

- Обучалась в Школе-студии Александра Митты, в Бауманке, на курсах видеосъемки и мон­тажа. И вот, наконец, давняя мечта – это Высшие курсы сце­наристов и режиссеров в ма­стерской режиссуры у Влади­мира Хотиненко, Павла Финна и Владимир Фенченко. Работа с этими мастерами – очень интенсивная школа, нет ни одной свободной минуты, все под­чинено процессу кинопроиз­водства. Под их руководством я сняла ряд учебных работ, в том числе первую серьезную работу – музыкальный клип, который впоследствии был на­гражден как лучший клип на фестивале студенческих работ. Это были невероятные испыта­ния, мы снимали в зимнем лесу при минус 20. При этом в ка­дре таяла ледяная стена, было использовано множество уни­кальных и сложных эффектов, нетипичных для студенческого кино. Но ведь это и есть иллю­зия кино, которая становится реальностью! Это все – смекал­ка, любовь и самоотдача моих друзей и коллег, поверивших в мой замысел, ставших единым целым, одной командой, наце­ленной на творчество и резуль­тат.

- Ты узнала о республи­канском питчинге корот­кометражных фильмов и решила написать сценарий именно на местном матери­але?

– Это был, скорее, творче­ский импульс. Сама идея снять кино в Бурятии занимала мои мысли давно. Тем более, моя мама Наталья Соктоева – известный художник, дизайнер и куратор выставок – побывала два года назад в Баргузинской долине, в таком месте, пока­завшемся мне совершенно космическим. У нее был со­вместный проект с художницей Александрой Митлянской. Оча­рование природы и атмосфера, переданная в фотографиях, подсказали, что трудно пред­ставить более кинематографи­ческую локацию. Здесь, на фоне бескрайних, бесконечных сте­пей, окутанных синей дымкой, и сказочных пиков скалистых гор в отдалении, я хотела пере­дать совсем другое мироощу­щение, без времени, без вчера, сегодня и завтра, ощущение вечности и единения со вселен­ной. Моя странная атмосфер­ная история могла произойти только среди этих пустошей и звенящей, почти осязаемой ти­шины. Все, что попадало в поле зрения, – это какой-то «нездеш­ний», параллельный мир, будь то дома, ворота, заброшенные мельницы среди огромных по­лей и сами космические пейза­жи величественной природы. Победа на питчинге и, главное, помощь друзей и соратников – это, конечно, и моральная, и материальная поддержка, бла­годаря чему удалось отрабо­тать первый и самый сложный этап натурных съемок.

- Привезти из Москвы съе­мочную группу – на это отва­жится не каждый профессио­нал с серьезным бюджетом. Как тебе это удалось?

- Привезти группу – это са­мое затратное, безусловно. Кроме того, в Москве взяли в аренду дорогущую камеру, вместе с ней прилетели опе­ратор-постановщик и второй оператор… И еще специа­листы, актеры – все наша команда. Из Иркутска выехали огромные грузовики-трейлеры – везли оборудование. Огром­ное спасибо Баиру Дышенову, который поддержал нас и обе­спечил большей частью кинооборудования. Также нам по­мог Солбон Лыгденов и многие другие. Так вот, всех надо встре­тить, разместить, плюс погруз­ка-разгрузка, дополнительные машины, бензин. Накормить, уложить спать. В общем… Ино­гда случались минуты отчая­ния. Вместо рассвета – тучи, вместо тумана – солнце и еще множество форс-мажоров. (А ведь еще в моем сценарии фи­гурировали гроза, туман, мно­жество сцен с животными.) Так вот, выходит, съемки сорваны, счетчик накручивает денежки за аренду аппаратуры, авиаби­леты, считай, пропадают. Что делать?! И тут встает наш вто­рой оператор Павел Медведев, его еще называют «человек-ле­генда». Тихо произносит два слова. И все. Съемки спасены. Он может устроить снегопад, если нужно, извергнуть мол­нии, тучи развести! Неважно как – руками, молитвами, хоть шаманскими плясками! Он бе­рет – и делает это. Или Никита Юранов, исполнитель главной мужской роли. Он в любой момент способен на любой под­виг, и никогда не бросит в беде. Я ему доверяю, как себе. И так - все наши ребята, настоящие профессионалы своего дела. В нужный момент они концен­трировались и выдавали что-то запредельное. За пределами человеческих возможностей.

Моменты съемок на сельской улице

Фото с сайта "Ай! Байкальская деревня"

- Были драматические и, наверное, комические мо­менты съемок. Запомнилось что-то особенное?

– Запомнилось. До сих пор моим продюсерам снятся грузо­вики и 16 мотоциклов, которые они разыскивали по всему рай­ону. Выбирали из всех, что были у деревенских жителей, но они не подходили по какой-либо технической причине. Потом все же нашли один… Или вот, мне, например, никогда не до­водилось снимать животных. А у нас – такой прекрасный теленок, он должен стоять именно в таком-то месте, начинать дви­жение в таком-то направлении. Но теленку разве объяснишь? Он хаотично носится в загоне, я пытаюсь его поймать. И это… очень хорошо унавоженное место, а я в московских сапо­гах – представьте? В замшевых сапогах на платформе, бегаю по колено в этом самом… в общем, в отходах жизнедеятельности животных. Тут не выдерживает наш Никита Юранов – испол­нитель главной роли Паши. Московский актер, очень вос­требованный, множество ролей в кино и на телевидении. С ка­ким-то бесшабашным отчаяни­ем также бросается в погоню! Видели бы это тысячи его по­клонниц в соцсетях! Сцена была феерическая.

- Ни одно животное не по­страдало, надеемся, во вре­мя съемок?

– Не только не пострадало, но даже пристроили в добрые руки. Это – кот Хренодёр, кото­рого мы случайно подобрали прямо накануне съемок. Накормленный и обогретый, он стал лучшим игровым котом на площадке, дубль за дублем отрабатывал необходимый эпизод. Мы переживали за его судьбу, в итоге Ксения Нестеро­ва, художник по гриму, к всеоб­щей радости забрала его к себе.

- Вы снимали в уникаль­ной природной локации, но, кроме того, это ведь и живу­щие там люди. Как они отнес­лись к московскому кинематографическому десанту?

- Это, видимо, тема для отдельного исследования. Я имею в виду каналы комму­никации, которые нам не уда­лось, к сожалению, задейство­вать в полной мере. Сказалось ограничение по времени, да и людей нам просто не хватало. Но могу сказать одно: у нас бы ничего не получилось без прекрасных деревенских жителей, кто помогал нам на протяже­нии всей экспедиции. Это наш продюсер от Хилганы – Наде­жда Бадмаева и семья Самбуе­вых – Аюши, Самацу и Доржи, благодаря которым состоялись съемки в Бороголе. Да и вся история начиналась со знаком­ства моей мамы с семьей Сам­буевых – Аюши и Самацу.

Доснять недостающие сце­ны, смонтировать фильм пол­ностью, плюс постпродакшн – это нас еще ждет, это в Москве. Предстоит подготовка к кино­фестивалям и премьера. Бурят­скую часть съемок мы осуще­ствили за счет помощи наших друзей, партнеров и победы на питчинге. Сейчас мы озадачены тем, чтобы найти недостаю­щие средства для московских съемок и завершения проекта. Надеемся, что общественность, земляки и все, кто хочет видеть новое, интересное, качествен­ное кино Бурятии, нам в этом помогут!

Автор: Юрий НЕВСКИЙ