Байкальский заповедник образован в 1969 году, но работа, направленная на развитие туризма, проводится здесь с начала 2000-х. Как связана природоохранная деятельность с развитием туристской инфраструктуры? Об этом и другом в интервью газеты "Бурятии".
- Ирина Викторовна, какой вы видите миссию Байкальского заповедника?
- Ее можно сформулировать просто - сохранять природу во благо России. Но сохранить природное достояние, не сберегая культуру, по большому счету, невозможно. Тем более здесь, на южном Байкале, в Танхое, где сконцентрировано историко-культурное наследие национального и мирового значения. Внимание к нашей истории не менее важно, чем забота об окружающей природе, ведь человек живет в среде, созданной культурой его предков и им самим.
Рубеж нового XXI столетия - особая веха в развитии заповедного дела России. В эти годы был обобщён национальный и большой международный опыт работы заповедников и национальных парков. Государство поставило перед нами новые задачи. Сегодня мы отвечаем не только за неприкосновенность природных комплексов, но и за сохранение и изучение объектов историко-культурного наследия. Один из эффективных способов сделать их доступными - включение в сферу познавательного туризма. Нас вдохновляет выдающийся пример коллег из Кенозерского нацпарка, восстановивших десятки памятников культуры Русского Севера.
- Как вы можете охарактеризовать культурно-исторический ландшафт Танхоя и почему так высоко оцениваете его значение?
- Здесь, на берегу Байкала, воспоминания о славном прошлом передавались из поколения в поколение. Из живого источника человеческой памяти мы узнали о значимых событиях в жизни байкальского поселка, связанных с историей большой страны. Начали собирать информацию, изучать, привлекли к этой работе исследователей: историков, краеведов, музейщиков и кинодокументалистов.
Первым большим сюжетом стала история Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправ. Все началось с решения построить новое современное здание визит-центра Байкальского заповедника в непосредственной близости от Транссиба и федеральной трассы Москва - Владивосток на территории давно бездействующего порта. От некогда крупного транспортного узла остались лишь фрагменты плохо сохранившихся построек и свалка мусора. Старожилы помнили времена, когда Танхой принимал пароходы и грузы, а посёлок рядом с пристанью называли портом. Вернуть жизнь в порт Танхой, открыть важные страницы славной истории для гостей из Бурятии, Иркутской области, путешественников из России и зарубежных стран стало целью Байкальского заповедника.
Из разрозненных фрагментов – текстов статей и книг, воспоминаний людей и исторических документов сложилась картина грандиозного исторического явления. Важность этой переправы для России невозможно переоценить. История нашего Отечества, а быть может, и территория государства сегодня были бы иными, не будь на Байкале в годы Русско-японской войны этой переправы.
В 2017 году мы открыли историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», который связал своей экспозицией поселок Танхой с ведущими музеями страны: Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Центральным музеем железнодорожного транспорта, Музеем истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. Особое, высокое значение этой темы определила сама история России.
- Как удается заповеднику одновременно представлять историческое наследие и пропагандировать идеи сохранения байкальской природы?
- Эти два направления представлены у нас в отдельных пространствах. Посетив музей Байкальской переправы, наши гости могут перейти в здание визит-центра «Байкал заповедный», где развернута современная интерактивная экспозиция, посвященная Байкалу и его уникальной природе. Здесь также представлена выставка, раскрывающая историю заповедного дела и ряд других интересных тем, а также не оставлены без внимания проблемы сибирского озера-моря, включая экологические угрозы. На территории центральной усадьбы заповедника работает Музей природы, Этнографический городок, разнообразные экспозиции под открытым небом. Наши гости могут совершать короткие и продолжительные прогулки по благоустроенным экологическим тропам. Причем большинство программ действуют и в зимний период. У нас много интересного, и каждый сможет найти то, что ему по нраву и по душе.
- Планирует ли Байкальский заповедник продолжение, развитие проекта Байкальской переправы?
- С крупным историческим феноменом всегда связаны не менее значимые темы. Так, из сюжета Байкальской переправы возникла идея создания большой исторической реконструкции. В старинном пассажирском вагоне будет воссоздана передвижная мастерская художника Павла Яковлевича Пясецкого. Это очень интересный проект, он станет единственным в своем роде, и не только в нашей стране. В вагоне-мастерской мы планируем разместить экспозицию, посвященную мастеру и его знаменитой панораме Великого Сибирского пути. В начале XX века Павел Пясецкий запечатлел сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали на акварельном полотне длиной почти километр. Цифровую копию этого уникального художественного произведения Государственный Эрмитаж любезно передал нашему заповеднику для демонстрации в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа». Благодаря современным технологиям в вагоне-мастерской панораму можно будет просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Транссиб – бренд, уже более столетия известный всему миру, и мы уверены, что эта экспозиция будет иметь успех не только у отечественных, но и у иностранных туристов.
- Интуиция подсказывает, что художнику Пясецкому не будет одиноко в Танхое.
- Мы планируем создание не просто еще одного крупного туристского объекта, а настоящего музея, который будет целиком посвящен всемирно известному художнику, уроженцу Танхоя Алексею Викторовичу Воробьевскому. Всю свою творческую жизнь он посвятил созданию изысканных произведений на Ломоносовском фарфоровом заводе. Его юные годы прошли в Танхое, на берегу Байкала, у подножия хребта Хамар-Дабан. Мировая слава мастера сложилась в Санкт-Петербурге. Но не вызывает сомнений, что именно Байкалу, заповедной природе Южного Прибайкалья обязан своей силой его выдающийся талант.
Наша цель состоит в том, чтобы идейно связать, объединить природное достояние с национальной культурой, раскрыть их интереснейшее содержание во взаимосвязи.
- Есть ли у заповедника, как сегодня говорят, «дорожная карта». Некий план или стратегия развития?
- Наша цель – не просто создать отдельные объекты, а сформировать полноценную и, главное, современную туристскую инфраструктуру. Такой подход дает возможность создать систему взаимосвязанных исторических тем, которые в своём единстве будут дополнять и развивать общие смыслы и рассматривать важные исторические и культурные события в неразрывной связи с их интерпретацией.
Говоря о стратегии развития, важно отметить следующее. Что-то мы в состоянии реализовать своими силами при поддержке минприроды России, но есть проекты, которые можно сдвинуть только общими усилиями. Когда в 2017 году Владимир Путин посетил заповедник, он обратил внимание Правительства Бурятии на необходимость восстановить причальные сооружения порта Танхой. Мы всем сердцем поддерживаем идею Президента по возрождению пристани и порта. Работающий порт – это рост экономических и культурных связей между байкальскими берегами, между двумя регионами. Это самое результативное и самое ожидаемое продолжение истории Байкальской переправы. Мы верим, что замечательная идея и поручение нашего Президента не забыты институтами региональной и федеральной властей. Танхой – Листвянка – исторически сложившийся путь, самое короткое расстояние через Байкал. Отсутствие на Байкале водной переправы на протяжении стольких лет можно считать историческим курьезом. Пришло время исправить эту ошибку и вернуть то, что было незаслуженно утрачено.
- Как вы можете охарактеризовать участие институтов гражданского общества в реализации проектов Байкальского заповедника?
- Танхойцы активно помогают развивать проекты Байкальского заповедника. Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» – показательный пример. В реализации нашей задумки и её дальнейшем развитии приняли активное участие ОАО «РЖД», ВСЖД. Вагоны, семафор, железнодорожное полотно по траверзу пристани – это работа железнодорожников, а кроме этого, благоустройство подъездных путей к порту. Мы говорили об исторической реконструкции вагона-мастерской художника Пясецкого. Уже в этом году железнодорожниками начата установка старинного вагона.
Продолжаются исследования, дополняющие сведения о Байкальской паромной железнодорожной переправе, об историко-культурном наследии поселка Танхой и озера Байкал. Краеведческая работа объединяет людей разного возраста, разного уровня научной подготовки: это и местные жители, неравнодушные к истории родного края, и специалисты: сотрудники музеев, экологи, биологи, историки, архивисты и искусствоведы.
У нас много задумок для создания новых экспозиций и туристских программ. Мы открыты к сотрудничеству. Наши намерения просты и понятны. Мы стоим на страже природы России, мы любим свое Отечество и надеемся принести ему ощутимую пользу. Вместе мы сможем сделать значительно больше!
Вопросы задавал Никита ЧУМАК, г. Ростов-на-Дону специально для газеты «Бурятия».
Полную версию интервью читайте: http://baikalzapovednik.ru/culture