Культура 22 июл 2020 982

Сохранить природу, не сберегая культуру – невозможно

Замдиректора по экологическому просвещению и познавательному туризму  Ирина Лясота – о новых проектах Байкальского государственного заповедника

Байкальский заповедник обра­зован в 1969 году, но работа, на­правленная на развитие туризма, проводится здесь с начала 2000-х. Как связана природоохранная дея­тельность с развитием туристской инфраструктуры? Об этом и другом в интервью газеты "Бурятии".

- Ирина Викторовна, какой вы видите миссию Байкальско­го заповедника?

- Ее можно сформулировать просто - сохранять природу во благо России. Но сохранить природное достояние, не сберегая культуру, по большому счету, невозможно. Тем более здесь, на южном Байкале, в Танхое, где сконцентрирова­но историко-культурное наследие на­ционального и мирового значения. Вни­мание к нашей истории не менее важно, чем забота об окружающей природе, ведь человек живет в среде, созданной культурой его предков и им самим.

Рубеж нового XXI столетия - осо­бая веха в развитии заповедного дела России. В эти годы был обобщён наци­ональный и большой международный опыт работы заповедников и национальных парков. Государство постави­ло перед нами новые задачи. Сегодня мы отвечаем не только за неприкосновенность природных комплексов, но и за сохранение и изучение объектов историко-культурного наследия. Один из эффективных способов сделать их доступными - включение в сферу позна­вательного туризма. Нас вдохновляет выдающийся пример коллег из Кенозерского нацпарка, восстановивших десятки памятников культуры Русского Севера.

- Как вы можете охарактеризо­вать культурно-исторический ланд­шафт Танхоя и почему так высоко оцениваете его значение?

- Здесь, на берегу Байкала, воспо­минания о славном прошлом переда­вались из поколения в поколение. Из живого источника человеческой памя­ти мы узнали о значимых событиях в жизни байкальского поселка, связанных с историей большой страны. Начали собирать информацию, изучать, привлекли к этой работе исследователей: историков, краеведов, музейщиков и кинодокументалистов.

Первым большим сюжетом стала история Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправ. Все началось с решения построить новое современное здание визит-центра Байкальского заповедника в непосред­ственной близости от Транссиба и феде­ральной трассы Москва - Владивосток на территории давно бездействующего порта. От некогда крупного транспорт­ного узла остались лишь фрагменты плохо сохранившихся построек и свал­ка мусора. Старожилы помнили време­на, когда Танхой принимал пароходы и грузы, а посёлок рядом с пристанью называли портом. Вернуть жизнь в порт Танхой, открыть важные страницы слав­ной истории для гостей из Бурятии, Ир­кутской области, путешественников из России и зарубежных стран стало целью Байкальского заповедника.

Из разрозненных фрагментов – тек­стов статей и книг, воспоминаний людей и исторических документов сложилась картина грандиозного исторического явления. Важность этой переправы для России невозможно переоценить. Исто­рия нашего Отечества, а быть может, и территория государства сегодня были бы иными, не будь на Байкале в годы Русско-японской войны этой перепра­вы.

В 2017 году мы открыли истори­ко-мемориальный комплекс «Байкаль­ская переправа», который связал своей экспозицией поселок Танхой с ведущи­ми музеями страны: Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Центральным музеем железнодорожного транспорта, Музеем истории подводных сил России им. А.И. Маринеско. Особое, высокое значение этой темы определила сама история России.

- Как удается заповеднику одно­временно представлять историче­ское наследие и пропагандировать идеи сохранения байкальской при­роды?

- Эти два направления представле­ны у нас в отдельных пространствах. Посетив музей Байкальской перепра­вы, наши гости могут перейти в здание визит-центра «Байкал заповедный», где развернута современная интерактивная экспозиция, посвященная Байкалу и его уникальной природе. Здесь также представлена выставка, раскрывающая историю заповедного дела и ряд других интересных тем, а также не оставлены без внимания проблемы сибирского озера-моря, включая экологические угрозы. На территории центральной усадьбы заповедника работает Музей природы, Этнографический городок, разнообразные экспозиции под от­крытым небом. Наши гости могут со­вершать короткие и продолжительные прогулки по благоустроенным экологическим тропам. Причем большинство программ действуют и в зимний пери­од. У нас много интересного, и каждый сможет найти то, что ему по нраву и по душе.

- Планирует ли Байкальский запо­ведник продолжение, развитие про­екта Байкальской переправы?

- С крупным историческим феноме­ном всегда связаны не менее значимые темы. Так, из сюжета Байкальской пере­правы возникла идея создания большой исторической реконструкции. В старин­ном пассажирском вагоне будет воссо­здана передвижная мастерская худож­ника Павла Яковлевича Пясецкого. Это очень интересный проект, он станет единственным в своем роде, и не толь­ко в нашей стране. В вагоне-мастерской мы планируем разместить экспозицию, посвященную мастеру и его знамени­той панораме Великого Сибирского пути. В начале XX века Павел Пясецкий запечатлел сооружение Транссибир­ской железнодорожной магистрали на  акварельном полотне длиной почти  километр. Цифровую копию этого уникального художественного произведе­ния Государственный Эрмитаж любезно передал нашему заповеднику для де­монстрации в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа». Благодаря современным технологиям в вагоне-мастерской панораму можно будет просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Транссиб – бренд, уже более столетия известный всему миру, и мы уверены, что эта экспозиция будет иметь успех не только у отечественных, но и у ино­странных туристов. ­

- Интуиция подсказывает, что ху­дожнику Пясецкому не будет одино­ко в Танхое.

- Мы планируем создание не про­сто еще одного крупного туристского объекта, а настоящего музея, который будет целиком посвящен всемирно известному художнику, уроженцу Танхоя Алексею Викторовичу Воробьевскому. Всю свою творческую жизнь он посвя­тил созданию изысканных произведе­ний на Ломоносовском фарфоровом заводе. Его юные годы прошли в Танхое, на берегу Байкала, у подножия хребта Хамар-Дабан. Мировая слава мастера сложилась в Санкт-Петербурге. Но не вызывает сомнений, что именно Байка­лу, заповедной природе Южного При­байкалья обязан своей силой его выда­ющийся талант.

Наша цель состоит в том, чтобы идейно связать, объединить природное достояние с национальной культурой, раскрыть их интереснейшее содержание во взаимосвязи.

- Есть ли у заповедника, как сегод­ня говорят, «дорожная карта». Некий план или стратегия развития?

- Наша цель – не просто создать отдельные объекты, а сформировать полноценную и, главное, современ­ную туристскую инфраструктуру. Такой подход дает возможность создать си­стему взаимосвязанных исторических тем, которые в своём единстве будут дополнять и развивать общие смыслы и рассматривать важные исторические и культурные события в неразрывной связи с их интерпретацией.

Говоря о стратегии развития, важно отметить следующее. Что-то мы в состоянии реализовать своими силами при поддержке минприроды России, но есть проекты, которые можно сдвинуть только общими усилиями. Когда в 2017 году Владимир Путин посетил заповед­ник, он обратил внимание Правитель­ства Бурятии на необходимость восста­новить причальные сооружения порта Танхой. Мы всем сердцем поддержива­ем идею Президента по возрождению пристани и порта. Работающий порт – это рост экономических и культурных связей между байкальскими берегами, между двумя регионами. Это самое ре­зультативное и самое ожидаемое про­должение истории Байкальской пере­правы. Мы верим, что замечательная идея и поручение нашего Президента не забыты институтами региональной и федеральной властей. Танхой – Ли­ствянка – исторически сложившийся путь, самое короткое расстояние через Байкал. Отсутствие на Байкале водной переправы на протяжении стольких лет можно считать историческим курьезом. Пришло время исправить эту ошибку и вернуть то, что было незаслуженно утрачено.

- Как вы можете охарактеризо­вать участие институтов граждан­ского общества в реализации проек­тов Байкальского заповедника?

- Танхойцы активно помогают разви­вать проекты Байкальского заповедни­ка. Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» – показательный пример. В реализации нашей задум­ки и её дальнейшем развитии приняли активное участие ОАО «РЖД», ВСЖД. Вагоны, семафор, железнодорожное полотно по траверзу пристани – это работа железнодорожников, а кроме этого, благоустройство подъездных пу­тей к порту. Мы говорили об историче­ской реконструкции вагона-мастерской художника Пясецкого. Уже в этом году железнодорожниками начата установка старинного вагона.

Продолжаются исследования, до­полняющие сведения о Байкальской паромной железнодорожной переправе, об историко-культурном наследии по­селка Танхой и озера Байкал. Краевед­ческая работа объединяет людей разного возраста, разного уровня научной подготовки: это и местные жители, не­равнодушные к истории родного края, и специалисты: сотрудники музеев, эко­логи, биологи, историки, архивисты и искусствоведы.

У нас много задумок для создания новых экспозиций и туристских про­грамм. Мы открыты к сотрудничеству. Наши намерения просты и понятны. Мы стоим на страже природы России, мы любим свое Отечество и надеемся принести ему ощутимую пользу. Вместе мы сможем сделать значительно больше!

Вопросы задавал Никита ЧУМАК, г. Ростов-на-Дону специально для газеты «Бурятия».

Полную версию интервью читайте: http://baikalzapovednik.ru/culture

Фото: http://baikalzapovednik.ru/culture