Ушел из жизни Ким Николаевич Балков. Завершился круг его жизни, он - в вечности. Талантливый писатель навсегда останется в наших сердцах, сердцах его читателей. Его мудрое понимание жизни, души человека ещё не раз поможет нам.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Поступив в аспирантуру БНЦ СО РАН, я приступила к сбору и изучению материала по теме диссертации. Предстояло определить, творчество каких авторов буду исследовать. Тогда-то в мою жизнь уже серьезно, по-научному вошли впервые прочитанные еще в школьные годы книги интереснейшего русскоязычного писателя Бурятии II половины XX - начала XXI века Кима Балкова. Вошли, чтобы стать любимыми и остаться навсегда. Как и сам автор - с неторопливой дружеской манерой повествования, интересными словами, тонкими наблюдениями, любовью к Байкалу и родной земле... В то время я не предполагала, что смогу встретиться с любимым художником слова вживую. Знакомство с писателем всегда страшит: вдруг окажется не таким, как представляешь его по текстам. В случае с Кимом Николаевичем в мою жизнь вошел старший товарищ, интересный, мудрый, уважительно относящийся к мнению другого человека.
Мне до сих пор трудно осознать, что Кима Николаевича больше нет с нами, что не услышу его спокойный, мягкий голос, не смогу прочитать новые произведения... Утешает лишь то, что со мной и с другими читателями остались его книги, его любимый Байкал и Подлеморье.
ТОНАЛЬНОСТЬ ФРАЗЫ
Ким Николаевич родился в Верхнем улусе села Большая Кудара (ныне Большекударинское сельское поселение (п. Октябрьский) Кяхтинского района Бурятской АССР 15 сентября 1937 года.
В нем смешались русская, бурятская, тунгусская крови. О вероятности последней гласят семейные предания. Его характер соединил в себе «задумчивость степняка с порывистостью тех, кто пришёл в Сибирь по нужде или по «неупокою душевному»». В повести «Души живая память» писатель так написал о своих корнях: «Предок мой по матери пришёл на берег Байкала не по своей воле, по государеву указу, чтобы приумножить ясачные народы. Мог он в ту пору встретиться и со степным скотоводом, от которого пошёл отцов корень. Говорила мать, и на вологодском дереве есть моя веточка. Родителя бабки моей нужда ли сюда занесла, неупокой ли душевный?..».
У беспредельной любви к слову родовые корни. Дедушка писателя Шулун (Николай Балков) был известным бурятским сказителем, сочинявшим и исполнявшим улигеры. Он, придерживаясь традиций, играл на хуре, сказания не рассказывал, а пел. Словесно-музыкальный дар передался по наследству - проза внука напевна. Для Балкова-прозаика «важна тональность фразы, музыкальность; нашёл ритм - тогда легко писать». Отец Николай Николаевич Балков был учителем русского языка и литературы, просветителем, любителем стихов. В свободное время он выступал на вечерах с их чтением...
ЗЕМЛЯ У БАЙКАЛА
К писательству Ким Балков пришёл не сразу. Как многие его ровесники, литераторы второй половины XX века, он много лет работал журналистом. В бесчисленных командировках по родному краю нащупывал свои первые темы, знакомился с людьми, впоследствии ставшими прототипами его героев.
Главными в творчестве Балкова стали образы Байкала, Подлеморья и в целом Сибири. Они предстают как «своё», родное пространство, тесно связанное с природной средой. Для Балкова Байкал был родным, местом, без которого он не представлял свою жизнь. Друзья приглашали переехать в Переделкино, Новосибирск и другие города, но оторваться от Байкала он не мог («Я не поеду никуда далеко от Байкала. Я привык жить на берегу озера, начиная с Баргузина в детстве. Когда жил в Бурятии, был дом в Батурино»).
В романе «Байкал - море священное» есть такие строки: «Не русское море, не бурятское, не чьё-то ещё… Вселенское … по сей день непонятна человеку его неземная красота. От веку приходят люди к байкальским берегам, не с любовью, нет, с трепетом, как если бы это было святое место. Глядят на волны и дивуются, и не посмеет никто поднять руку на эту неземную красоту».
ГЕРОЙ ПУТИ
Балкова привлекает человек со сложным внутренним миром, с открытой душой, ведь «душа - это малая часть пространства». Душа очень важна в поэтике прозы Кима Балкова.
Балковский герой зачастую герой мятущийся, ищущий ответа на извечные вопросы, страдающий от происходящего вокруг него. Кроме того, по словам самого писателя, его герой «в чём-то сумасшедший, уходящий сердцем в какие-то иные миры». Это герой пути, который оказывается на пересечении времени и пространства (сборники прозы «Звёзды Подлеморья», «Куда подевалось небо», «Серебряная коновязь», роман «Берег времени», повесть «За долами, за облаками» и др.).
Его герой приходит к Байкалу для того, чтобы поразмышлять, принять решение, утвердиться в правильности избранного пути, шире - ощутить гармонию мироустройства.
Не случайно «чужаки» у Балкова - люди, для которых «край у Байкала» просто «временное место пребывания», по словам одного из главных героев повести «Мост» - старого лесника Агвана, «отчаянные, без жалости на сердце. Тайгу изводят…».
В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
В новых произведениях писатель продолжает как летописец фиксировать перемены, которые за полстолетия произошли со страной и с родными для него и его героев местами, недоумевая, страдая от увиденного и услышанного («на сердце тягостное смущение и неумение понять, что происходит» - «Страх»). Как и его герои, Балков недоумевает, что же происходит с людьми («может, у них и души-то нету»), с окружающим миром, способен ли человек выстоять в этих условиях, не изменить своей душе, когда на пути развития прогресса он оказался на рубеже - продолжения жизни и самоуничтожения. Часто люди равнодушны к бедам общего дома - природы, что свидетельствует о трагических изменениях сознания современников.
На протяжении всего творчества, от произведения к произведению К. Балков заостряет внимание на том, что человек всё больше берёт у природы, не оглядываясь и не задумываясь о будущем.
«Человек всегда оставался человеком. Если есть в тебе доброе начало, если ты способен противостоять злу, ты сможешь жить в гармонии с природой, с другими людьми, с миром».
СЕРЕБРЯНАЯ КОНОВЯЗЬ
Несмотря на остроту поднятых вопросов, автор и его герои с надеждой глядят в будущее, ведь за их плечами тысячелетний народный опыт. Не случайно в название сборника 2017 года входит слово «коновязь». Это символ дома, оседлости, знак принадлежности к семье, роду, народу, нации. В книгах первых двух десятилетий нового века произошел поворот к темам и образам, связанным с национальными корнями. Показательны слова писателя: «В последних произведениях чаще появляется степь… Как выйдешь в степь, ощущаешь, что это твоё, родное».
И ещё немного о процессе творчества словами самого писателя. Они не только о писательстве, это - о самом Киме Николаевиче Балкове, его мироощущении, отношении к себе, к людям и к жизни.
«Это всё время бродит в тебе и потом выплёскивается в такую форму. Всё начинается с тоски. Я, вообще-то, человек, оторванный от жизни, от реальности. Когда тоска переполняет, начинаешь писать. Так у меня с рассказами. И роман «Его родовое имя» такой».
«Вдруг увидишь развороченную лодку. Что случилось? И созревает замысел. Это как болезнь. Ты одержим замыслом, книгой. Литература - это своеобразная шизофрения».
«Направленность моего творчества - в соединении неба и земли через человека - в каждом моём романе обнаруживает себя. Я оживляю природу. В её движениях, в стихии ищу себя».
«Я скорее отшельник. Люблю одиночество, тишину. Я вообще считаю, что одиночество - естественное состояние, во всяком случае, для творческого человека».
«Я живу в своем мире. Эгоист. Я не могу не писать. Пока не завершу произведение, не могу думать ни о чем другом».
«Моя проза с течением времени стала психологичнее, философичнее. Опирается на душу. Я стал стремиться вести читателя за собой. Наверное, это проповеднический элемент. В этом плане становлюсь всё более проповедником. Я обращён к читателю, то, что происходит с моим народом, мне глубоко небезразлично. Литература должна идти дальше, отвечать на вопрос, каков человек в России».
Продолжая мысль Кима Николаевича: «Литература должна идти дальше, отвечать на вопрос, каков человек в России», в память о талантливом мастере слова предлагаю учредить литературную премию им. К.Н. Балкова на лучшее прозаическое произведение.
Гунсэма БАДУЕВА, кандидат филологических наук, доцент БГУ