Культура 9 окт 2020 903

​Рядом с храмом: В Узком Луге продолжается возрождение духовности и веры  

© фото: Фото предоставлено Владимиром Фоминым

В долине Хилка хозяйничает ок­тябрь. Осень-искусница живописно расписала отроги Заганского хребта золотыми красками. Окрест села Уз­кий Луг Бичурского района неописуемая благодать. Не зря же предки жителей этого села облюбовали эти места, богатые дичью, дикоросами и целебными источниками.

Мы на берегу протоки бурливого Хилка. Прислоняюсь к стволу веко­вой разлапистой ели размером в два моих обхвата.

ОТ МОНАСТЫРСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО СОВХОЗА

- Места у нас исторические, - охва­тывает взглядом благодатную родную долину уроженец села Узкий Луг, канди­дат педагогических наук Владимир Фо­мин. - В тринадцатом веке неподалеку с войском проходил Чингисхан. В 1653-м казачий атаман Пётр Бекетов плыл по Хилку, а через три года по этому же пути сопровождали в ссылку священномуче­ника протопопа Аввакума.

Здесь почти 300 лет назад, как пи­шет в своей книге «Село моё родное» Владимир Фомин, поселились кре­стьяне Троицко-Селенгинского мона­стыря. В сопровождении Владимира Александровича знакомлюсь с его трудолюбивыми земляками. Слушая его историческое повествование, пытаюсь представить, как раньше жили здесь люди, вникаю в реалии старинного би­чурского села.

В Узком Лугу - пасторальная карти­на. Сельчане на тракторах возят сено. На окраине села вольготно разгулива­ют гуси и даже цесарки. Сквозь пелену времени просматривается картина: 1760 год, крестьянин из монастырско­го хозяйства пасет двух лошадей и пять коров.

До революции и в первые годы со­ветской власти в этом селении прожи­вало порядка 600 человек, а в 2010-м - 435. Сейчас численность населения падает, и на сегодня население Узкого Луга составляет чуть более 300 человек.

В стародавние времена, как следует из книги «Село моё родное», узколугцы занимались земледелием, скотовод­ством, рыбной ловлей (даже тайменя в Хилке ловили!). Сеяли в основном рожь, ярицу, овес, ячмень, картофель. Держа­ли лошадей, коров, свиней и кур. Так было всегда - до и после Октябрьской революции 1917 года. В советское вре­мя - в колхозе «Борец Октября», совхозе «Дзержинский», который основан в 1963 году. В 70-е годы прошлого столетия этот совхоз, в котором в лучшие годы построили молочно-товарную ферму, овцеферму, двухэтажные дома, детсад, был не только передовым хозяйством в районе и республике, но и гремел на весь Советский Союз: «Дзержинский» дважды побеждал во Всесоюзном социа­листическом соревновании. Некоторые старожилы, как, например, один их ста­рейших жителей села, бывший агроном, гидротехник и прораб совхоза «Дзер­жинский», участник Корейской войны Сергей Тетерин, о былых временах говорит с ностальгией.

ЖИВУТ ЛИЧНЫМ ПОДВОРЬЕМ

- Тогда почти все жители нашего села трудились в совхозе, - вспоминает Сер­гей Павлович. - При совхозе люди жили лучше, потому что все работали.

Ключевое слово во фразе ветера­на Тетерина - «работали». Сейчас иные нравы и времена: совхоз в середине 90-х канул в Лету. Правильно подме­тила фельдшер Оксана Максименко: нужно, чтобы была работа для людей. Нет сегодня в селе базового хозяйства, молодежь до 30 лет покидает насижен­ные места в поисках лучшей доли. Му­жики, кто остался в селе, из кожи вон лезут, чтобы прокормить семьи: многие из них по осени уходят «в хребет». Так что в такой ситуации местные сельчане, которых кормит огород и живность, в основном живут за счет личных подво­рий. Но и тут не все так просто.

- Яйца у нас - золотые, - откровенно делится наболевшим одна их активистов села, руководитель ТОСа Мария Панько­ва. - Килограмм зерна стоит 19 рублей. А у тех, кто держит скот, коровы - золотые. Мой зять откладывает на сенокос 200 ты­сяч рублей. Солярка стоит 50 рублей за литр. Представляете, какие это затраты!

В огороде Марии Паньковой держу в руках арбуз. Она говорит, что вместе с мужем Сергеем Ионинским получили от­личный урожай арбузов сорта «Огонёк», огурцов, перцев, накопала 21 мешок кар­тофеля голландского сорта.

- Этим и живём: дров запасли на зиму, ведь телега дров нынче стоит восемь ты­сяч рублей, - говорит Мария Панькова.

- На картошку цена падает, - в разго­вор включается предприниматель Ири­на Бадмажапова (семейное предприятие Бадмажаповых показывает пример того, как надо жить на селе). - Перекупщики принимают картофель задаром - по 200 рублей за мешок: выращивать его для продажи нет смысла. Еще одна проблема - у нас в селе нет приемщика молока.

Молоко сбыть некуда, поэтому дают его телятам, чтобы потом мясом компенсировать затраты. Булат Бад­мажапов, занимающийся личным под­собным хозяйством, по этому поводу как-то сказал, что, если бы их поддер­живало государство, то он, образно говоря, «мог бы залить молоком весь Бичурский район».

- Я еще весной говорил депутату Ху­рала Александру Савельеву, что нужно наладить поставки молока из нашего села на Бичурский маслозавод. Он согла­шается, но говорит, что нужно организо­вать у нас прием молока, - продолжает разговор Владимир Фомин.

Вот такая интересная петрушка по­лучается в этом селении: молоко есть, а доставлять его в Бичуру некому. Болит душа у местных жителей и за матуш­ку-природу. Их задевает за живое то, что вокруг вырубают леса, пожары уничто­жают «легкие планеты», и от того мелеют реки, высыхают ручьи. Своими глазами вижу возле села пеньки, оставшиеся от варварски вырубленных вековых сосен.

ЦЕРКОВЬ - ВСЕМ МИРОМ

Но не хлебом единым жив человек. Важна духовная составляющая. В центре села у святого ключа открывается вселяю­щая надежду картина: на фоне Заганско­го хребта сияют золотистые купола новой церкви Святой Параскевы, которую воз­вели всем миром. Рядом - сохранившаяся часть здания старой церкви великомуче­ницы Параскевы Пятницы, возведенной в 1875 году. При советской власти в 30-е годы этот храм закрыли, и в нем органи­зовали сельский клуб.

- Вопрос по возрождению духовности и веры, восстановлению церкви в нашем селе мы обсуждали еще в советское вре­мя, - рассказывает Владимир Фомин. - Со временем часть населения Узкого Луга стало поддерживать эту идею. Мне уда­лось привлечь к возрождению церкви бывшего старосту села Антониду Фоми­ну. Она пообщалась с протоиреем Оле­гом Матвеевым. В один из приездов к нам он провел крещение. После этого стали собирать деньги на реставрацию храма. К возрождению подключились местные предприниматели. Помощь оказали хо­зяйство «Буйское», лесхоз. Предприни­матели Виктор Кабутов, который внес значительный вклад в строительство хра­ма, и Андрей Крупенников склонялись к тому, чтобы построить новую церковь. Вскоре процесс реставрации старой и строительства новой церквей пошел па­раллельно. Большой вклад в развитие духовности на селе вносят заведующая начальной школой Тамара Фёдорова, которая руководит ТОСом (все гранты, которые выигрывает этот ТОС идут на возрождение духовности), и учитель Зоя Огуло. Она принимала участие в сборе денег и проведении благотворительных марафонов.

Идею строительства новой церкви поддержали и депутаты Народного Ху­рала, ныне его председатель Владимир Павлов, который дважды посодейство­вал в предоставлении пиломатериала, и Александр Савельев. В октябре 2015 года с благословения владыки Савватия ие­рей Рустик Сидинкин и иеромонах Ефрем (Шишкин) совершили чин на основание церкви и водружение креста в честь ве­ликомученицы Параскевы. В течение не­скольких лет церковь построена общими усилиями - дважды проводили марафоны по сбору средств. Сейчас в этом селе все Параскеву Пятницу почитают и с нетер­пением ждут, когда церковь освятят и откроют.

Жители села ждут и перемен, то есть существенного улучшения качества жиз­ни. Что-то в этом плане уже делается, на­пример, строится ФАП. Узколугцы, с кем мне удалось поговорить, в частности, Ма­рия Панькова, убеждены, что в нынешних условиях свое будущее они видят только в развитии личных подворий.

- У моих земляков был бы стимул раз­вивать свои личные подсобные хозяй­ства, если их оформили. При этом вла­дельцы частных подворий сдавали бы излишки своей продукции государству, и это государством учитывалось и отража­лось на размере пенсий сельчан, - гово­рит Владимир Фомин. - Также необходи­мо наладить систему поддержки ЛПХ.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Фото предоставлено Владимиром Фоминым