В долине Хилка хозяйничает октябрь. Осень-искусница живописно расписала отроги Заганского хребта золотыми красками. Окрест села Узкий Луг Бичурского района неописуемая благодать. Не зря же предки жителей этого села облюбовали эти места, богатые дичью, дикоросами и целебными источниками.
Мы на берегу протоки бурливого Хилка. Прислоняюсь к стволу вековой разлапистой ели размером в два моих обхвата.
ОТ МОНАСТЫРСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДО СОВХОЗА
- Места у нас исторические, - охватывает взглядом благодатную родную долину уроженец села Узкий Луг, кандидат педагогических наук Владимир Фомин. - В тринадцатом веке неподалеку с войском проходил Чингисхан. В 1653-м казачий атаман Пётр Бекетов плыл по Хилку, а через три года по этому же пути сопровождали в ссылку священномученика протопопа Аввакума.
Здесь почти 300 лет назад, как пишет в своей книге «Село моё родное» Владимир Фомин, поселились крестьяне Троицко-Селенгинского монастыря. В сопровождении Владимира Александровича знакомлюсь с его трудолюбивыми земляками. Слушая его историческое повествование, пытаюсь представить, как раньше жили здесь люди, вникаю в реалии старинного бичурского села.
В Узком Лугу - пасторальная картина. Сельчане на тракторах возят сено. На окраине села вольготно разгуливают гуси и даже цесарки. Сквозь пелену времени просматривается картина: 1760 год, крестьянин из монастырского хозяйства пасет двух лошадей и пять коров.
До революции и в первые годы советской власти в этом селении проживало порядка 600 человек, а в 2010-м - 435. Сейчас численность населения падает, и на сегодня население Узкого Луга составляет чуть более 300 человек.
В стародавние времена, как следует из книги «Село моё родное», узколугцы занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей (даже тайменя в Хилке ловили!). Сеяли в основном рожь, ярицу, овес, ячмень, картофель. Держали лошадей, коров, свиней и кур. Так было всегда - до и после Октябрьской революции 1917 года. В советское время - в колхозе «Борец Октября», совхозе «Дзержинский», который основан в 1963 году. В 70-е годы прошлого столетия этот совхоз, в котором в лучшие годы построили молочно-товарную ферму, овцеферму, двухэтажные дома, детсад, был не только передовым хозяйством в районе и республике, но и гремел на весь Советский Союз: «Дзержинский» дважды побеждал во Всесоюзном социалистическом соревновании. Некоторые старожилы, как, например, один их старейших жителей села, бывший агроном, гидротехник и прораб совхоза «Дзержинский», участник Корейской войны Сергей Тетерин, о былых временах говорит с ностальгией.
ЖИВУТ ЛИЧНЫМ ПОДВОРЬЕМ
- Тогда почти все жители нашего села трудились в совхозе, - вспоминает Сергей Павлович. - При совхозе люди жили лучше, потому что все работали.
Ключевое слово во фразе ветерана Тетерина - «работали». Сейчас иные нравы и времена: совхоз в середине 90-х канул в Лету. Правильно подметила фельдшер Оксана Максименко: нужно, чтобы была работа для людей. Нет сегодня в селе базового хозяйства, молодежь до 30 лет покидает насиженные места в поисках лучшей доли. Мужики, кто остался в селе, из кожи вон лезут, чтобы прокормить семьи: многие из них по осени уходят «в хребет». Так что в такой ситуации местные сельчане, которых кормит огород и живность, в основном живут за счет личных подворий. Но и тут не все так просто.
- Яйца у нас - золотые, - откровенно делится наболевшим одна их активистов села, руководитель ТОСа Мария Панькова. - Килограмм зерна стоит 19 рублей. А у тех, кто держит скот, коровы - золотые. Мой зять откладывает на сенокос 200 тысяч рублей. Солярка стоит 50 рублей за литр. Представляете, какие это затраты!
В огороде Марии Паньковой держу в руках арбуз. Она говорит, что вместе с мужем Сергеем Ионинским получили отличный урожай арбузов сорта «Огонёк», огурцов, перцев, накопала 21 мешок картофеля голландского сорта.
- Этим и живём: дров запасли на зиму, ведь телега дров нынче стоит восемь тысяч рублей, - говорит Мария Панькова.
- На картошку цена падает, - в разговор включается предприниматель Ирина Бадмажапова (семейное предприятие Бадмажаповых показывает пример того, как надо жить на селе). - Перекупщики принимают картофель задаром - по 200 рублей за мешок: выращивать его для продажи нет смысла. Еще одна проблема - у нас в селе нет приемщика молока.
Молоко сбыть некуда, поэтому дают его телятам, чтобы потом мясом компенсировать затраты. Булат Бадмажапов, занимающийся личным подсобным хозяйством, по этому поводу как-то сказал, что, если бы их поддерживало государство, то он, образно говоря, «мог бы залить молоком весь Бичурский район».
- Я еще весной говорил депутату Хурала Александру Савельеву, что нужно наладить поставки молока из нашего села на Бичурский маслозавод. Он соглашается, но говорит, что нужно организовать у нас прием молока, - продолжает разговор Владимир Фомин.
Вот такая интересная петрушка получается в этом селении: молоко есть, а доставлять его в Бичуру некому. Болит душа у местных жителей и за матушку-природу. Их задевает за живое то, что вокруг вырубают леса, пожары уничтожают «легкие планеты», и от того мелеют реки, высыхают ручьи. Своими глазами вижу возле села пеньки, оставшиеся от варварски вырубленных вековых сосен.
ЦЕРКОВЬ - ВСЕМ МИРОМ
Но не хлебом единым жив человек. Важна духовная составляющая. В центре села у святого ключа открывается вселяющая надежду картина: на фоне Заганского хребта сияют золотистые купола новой церкви Святой Параскевы, которую возвели всем миром. Рядом - сохранившаяся часть здания старой церкви великомученицы Параскевы Пятницы, возведенной в 1875 году. При советской власти в 30-е годы этот храм закрыли, и в нем организовали сельский клуб.
- Вопрос по возрождению духовности и веры, восстановлению церкви в нашем селе мы обсуждали еще в советское время, - рассказывает Владимир Фомин. - Со временем часть населения Узкого Луга стало поддерживать эту идею. Мне удалось привлечь к возрождению церкви бывшего старосту села Антониду Фомину. Она пообщалась с протоиреем Олегом Матвеевым. В один из приездов к нам он провел крещение. После этого стали собирать деньги на реставрацию храма. К возрождению подключились местные предприниматели. Помощь оказали хозяйство «Буйское», лесхоз. Предприниматели Виктор Кабутов, который внес значительный вклад в строительство храма, и Андрей Крупенников склонялись к тому, чтобы построить новую церковь. Вскоре процесс реставрации старой и строительства новой церквей пошел параллельно. Большой вклад в развитие духовности на селе вносят заведующая начальной школой Тамара Фёдорова, которая руководит ТОСом (все гранты, которые выигрывает этот ТОС идут на возрождение духовности), и учитель Зоя Огуло. Она принимала участие в сборе денег и проведении благотворительных марафонов.
Идею строительства новой церкви поддержали и депутаты Народного Хурала, ныне его председатель Владимир Павлов, который дважды посодействовал в предоставлении пиломатериала, и Александр Савельев. В октябре 2015 года с благословения владыки Савватия иерей Рустик Сидинкин и иеромонах Ефрем (Шишкин) совершили чин на основание церкви и водружение креста в честь великомученицы Параскевы. В течение нескольких лет церковь построена общими усилиями - дважды проводили марафоны по сбору средств. Сейчас в этом селе все Параскеву Пятницу почитают и с нетерпением ждут, когда церковь освятят и откроют.
Жители села ждут и перемен, то есть существенного улучшения качества жизни. Что-то в этом плане уже делается, например, строится ФАП. Узколугцы, с кем мне удалось поговорить, в частности, Мария Панькова, убеждены, что в нынешних условиях свое будущее они видят только в развитии личных подворий.
- У моих земляков был бы стимул развивать свои личные подсобные хозяйства, если их оформили. При этом владельцы частных подворий сдавали бы излишки своей продукции государству, и это государством учитывалось и отражалось на размере пенсий сельчан, - говорит Владимир Фомин. - Также необходимо наладить систему поддержки ЛПХ.