Культура 20 окт 2020 414

​Финансовая прозрачность в культуре – требование времени

© фото: leonid.budaev.org

В этом году республиканские учреждения культуры начали переходить на централизованный бухучет. Как считают в министерствах культуры и финансов Бурятии,  эта реформа повысит качество управления финансами и сократит расходы. В интервью газете «Бурятия» Леонид Будаев объяснил, почему некоторые руководители не разделяют этого мнения.

- Леонид Борисович, когда было принято решение о создании централизованной бухгалтерии государственных учреждений культуры?

- Оно принято не в этом 2020 году, как ошибочно полагают некоторые пользователи соцсетей. И даже не нынешним руководством министерства культуры. Еще летом 2017-го  был запущен план по оздоровлению финансов Республики Бурятия на 2018-2024 годы. В соответствии с этим планом Правительством и принято решение о создании Централизованной   бухгалтерии государственных учреждений культуры.

- Тогда за финансы в министерстве культуры отвечала Наталья Николаевна Светозарова. Сейчас она сама директор Государственного театра русской драмы, а вы курируете финансовые вопросы минкульта.

- Да, но я хочу подчеркнуть, что еще до меня министерство культуры пыталось исключить из плана мероприятий данный вопрос. Потому что понимало,  как непросто это сделать в учреждениях, где творческие процессы требуют особого подхода к бухгалтерии. Особенно это относится к театрам с их затратами на постановки. Поэтому первыми начали переводить на централизованную бухгалтерию учреждения с небольшими коллективами. Например, Центр эвенкийской культуры «Арун» и музеи. Из библиотек самый большой штат у Национальной библиотеки. Но она перешла на ЦБ без вопросов.

- Конечно, творческие коллективы требуют особого подхода. Но с другой стороны,  нашумевшая проверка Счетной палаты только двух наших театров -  оперного и русской драмы  - вызвала огромный резонанс. Тогда  вскрылось,  как миллионы бюджетных денег тратились, мягко говоря, не всегда понятно и прозрачно. После этого невольно возникает вопрос  -  а так ли нужно театрам заморачиваться с содержанием штата бухгалтеров, если главная деятельность  - творчество? Не зря же процесс централизации бухгалтерского учета уже вовсю ведется на федеральном уровне.

- В вашем вопросе уже содержится часть ответа. Добавлю, что от введения централизованной бухгалтерии для учреждений почти ничего не изменится. Останутся их счета и бюджеты, за каждым крупным учреждением будет закреплён бухгалтер.

- То есть  эффективность работы театра не пострадает?

- Скорее наоборот. Разницы для директора, кому давать поручения вести отчетность и осуществлять платежи - бухгалтерам в театре или бухгалтерам в ЦБ,  никакой не вижу. Не случайно в 2018 году девять федеральных органов власти подписали с федеральным казначейством соглашение по передаче полномочий по ведению бюджетного учета в федеральные казенные учреждения. В 2019 году на централизованный учет перешли ещё 14 федеральных органов власти и почти 300 бюджетных казенных учреждений. Также централизованные бухгалтерии созданы в сфере культуры шести субъектов Российской Федерации. Везде отмечен положительный эффект. Например, до введения ЦБ контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска постоянно выявляло большое количество нарушений в деятельности бюджетных организаций: до 15 % средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3 %. Раньше размеры ежегодных штрафов налоговой инспекции за некачественную финансовую работу доходили до 20 млн рублей, которые приходилось выкраивать из бюджета. Сегодня к учреждениям, которые перешли на ЦБ, претензий у налоговых органов нет. У наших соседей в Иркутской области в 2019 году создан Единый центр обслуживания в сфере культуры, куда перешли все 29 областных учреждений культуры.

- Я обратила внимание на тот факт, что создание централизованной бухгалтерии повысит и прозрачность финансовой деятельности учреждений культуры?

- Абсолютно верно. К тому же это сократит расходы на бухгалтерское обслуживание. Оно позволит унифицировать отчетность в соответствии с законодательством, централизовать информацию для получения сводной аналитической отчётности, оптимизировать затраты на эксплуатационную, техническую поддержку программного обеспечения, увеличить степень достоверности учетных данных и оперативно готовить все виды отчётности.

- Виды отчетности? Их так много, этих отчетов?

- Конечно, вы же сами в начале интервью подчеркнули, что это бюджетные деньги, которые складываются из наших налогов. И потом, вы верно заметили, что ведение бухгалтерского и бюджетного учета для  учреждений культуры  - не основная задача. В уставах этих учреждений установлено, что это вспомогательная функция для решения основных задач. Централизация бухгалтерского учета ведёт к повышению прозрачности проводимых операций, их качества и достоверности, а также эффективности использования бюджетных средств.

- С этим не поспоришь. Централизованная бухгалтерия министерства культуры Бурятии  создана в этом году?

- Да, это бюджетное учреждение.

- Сколько людей сегодня в бухгалтерских службах государственных учреждений культуры Бурятии?

- Числится 68 штатных единиц.

- Ого, это на десяток учреждений? Сколько человек будет сокращено из их бухгалтерий?

- При централизации будет сокращено 15 единиц. При этом, сокращаемым работникам предлагается перевод в централизованную бухгалтерию. На данный момент 5 человек согласились перевестись в централизованную бухгалтерию.

- Тогда почему такое сопротивление от руководства театров, да еще с публичным возмущением в соцсетях? Может им не нравится, что появится общая копилка от платных услуг. Ведь те же театры и музеи явно предоставляют больше платных услуг,  чем библиотеки и колледжи?

- Это специфика деятельности разных учреждений. Именно потому,  что они разные, ни о каком объединении доходов от платных услуг не может быть и речи.

- Кстати, о платных услугах. Учреждения культуры, особенно автономные,  должны,  помимо творческой деятельности, заниматься и экономической?  Та же продажа билетов или платные услуги. Кто будет регулировать эту сферу?

- Экономисты. Они как были, так и останутся в учреждениях. Так же,  как останутся билетные кассиры, заведующие билетным столом. Повторю еще раз. Учреждения передают только функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Вся самостоятельность в принятии управленческих, хозяйственных и  финансовых решений остается за учреждениями. Лицевые, банковские счета остаются,  как и возможность ими управлять.

- Получается, что все рычаги остаются у руководителей театров?

 

- Конечно. Единственное,  если будут финансовые нарушения, то специалист централизованной бухгалтерии может указать на это и отказаться от перечисления денег, например.

- А своего бухгалтера в театре можно и заставить пойти на финансовые нарушения?

- Это чревато нарушениями бюджетного законодательства. Оно может не нравиться или нравиться, но как любой закон  его надо соблюдать.

- Честно говоря, такое публичное и громкое сопротивление руководителей театров наводит на подозрительное желание скрывать свои операции с деньгами.

- Надеюсь, что это не так. С другой стороны, введение централизованной бухгалтерии позволит поднять  дисциплинировать и творческую деятельность театров. Например, если режиссер в последний момент решает изменить декорации или костюмы с реквизитом, директор вынужден искать на это деньги. А то, что это  народные средства из бюджета государства, не означает, что их можно тратить бесконтрольно на творческие идеи. Централизованная бухгалтерия позволит лучше планировать творческие проекты и дисциплинировать их создателей. 

- Сколько учреждений на сегодня перешли на централизованную бухгалтерию?

- В настоящее время переданы функции по ведению учета и составлению отчетности от 7 учреждений культуры.

- Спасибо!

Светлана Намсараева

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Фото: leonid.budaev.org