Культура 27 окт 2020 997

​Боевое крещение 321-й дивизии

© фото: Фото С.Дугарон, Музей истории Бурятии

Бои лета 1942 года, когда немецко-фашистские войска прорвались на южном направлении в сторону Сталинграда, многие историки считают более тяжелыми и важными, чем сражения лета 1941 года. Именно 28 июля 1942 года вышел знаменитый приказ № 227 («Ни шагу назад!»), свидетельствующий о критической ситуации тех дней.

В прошлом году были опубликованы архивные материалы о боевом крещение 321-й стрелковой дивизии, сформированной в Забайкалье и отличившейся в Сталинградской битве, также известной по съемкам фильма С. Лыгденова. Эти бои первого этапа Сталинградского сражения почти не отражены в многочисленных публикациях о 321-й сд. Документы свидетельствуют о тяжелых кровопролитных боях в первые же дни после прибытия дивизии на фронт:

«С 26 по 30 июля 1942 года на участке разъезда Калинина, Сталинградской области, дивизия произвела выгрузку и вошла в подчинение 21-й армии Юго-Восточного и Сталинградского фронтов.

29 июля 1942 года получив боевое распоряжение № 413 штарма-21, не дожидаясь выгрузки трех последних эшелонов, дивизия следует на рубеж Ново-Григорьевская, Пятидесятинский. По данным разведсводок 21-й армии, противник, с утра 30 июля 1942 года, до двух пехотных дивизий, при поддержке танков и артиллерии, во взаимодействии с авиацией, перешел в наступление на участке Попов-Клетская...

321-я стрелковая дивизия в результате многодневных боев на рубеже Мело-Клетский-Крайний была 15 августа 1942 года на ¾ окружена и весь день, 15 августа, вплоть до наступления темноты, все части дивизии вели бой с противником, вышедшим благодаря прорыву на участке 205-й стрелковой дивизии, в тыл 321-й стрелковой дивизии.

В ночь на 16 августа 1942 года, части, не имея приказа об отходе ни от штаба 4-й танковой армии, ни от штаба дивизии начали вырываться и выходить на второй рубеж обороны: Перекопка-Ближняя Перекопка. Но так, как противник упредил занятием Ближняя Перекопка и высот к востоку от нее, выходящие части распоряжением командира дивизии, останавливались и закреплялись на рубеже: высоты 122.2, 181.6, балка Пахотная.

...К этому времени состояние дивизии следующее: 484-й стрелковый полк имеет до 250 человек боевого состава… Командир полка - майор Епанчин, ранен в Мело-Меловский. Командует полком заместитель командира полка капитан Чепель. Начальник штаба полка - капитан Сазонов из окружения не вышел. Отсутствует целиком 3-й стрелковый батальон.

488-й стрелковый полк имеет 220 человек боевого состава... Командует полком начальник 1-го отделения штаба дивизии майор Баранов Е.К.

493-й стрелковый полк имеет около 350 человек боевого состава… командует полком начальник штаба полка старший лейтенант Комаров…

Имеем очень большие потери в командном и политическом составе. Категория командиров и политруков рот выбыла на ¾».

Численность личного состава стрелкового полка по штатам тех лет – 2700 человек. Перед прибытием на фронт «дивизия была укомплектована по штатам военного времени, имея личного состава 13 195 человек».

Фото С.Дугарон, Музей истории Бурятии.

Автор: Батожаб Раднаев

Источник: Сайт о Сталинградской битве

Фото: Фото С.Дугарон, Музей истории Бурятии