Культура 27 окт 2020 3992

​Древний Китай и Байкал

© фото: Фото из открытых источников

По разным источникам самой северной точкой продвижения китайских войск считается поход юного полководца Цюй Бина во время ханьско-хуннской войны (133-89 гг. до н.э.) в 119 году до н.э., в период правления хуннского шаньюя Ичжисе.

Правительство ханьского императора У-ди тогда подготовило план военных действий и напрягло все силы для мобилизации. Огромная армия - 100 тыс. кавалеристов со 140 тыс. запасных лошадей, несколько сотен тысяч пехотинцев и огромный обоз были подготовлены для окончательного решения «хуннской проблемы». Войско было разделено на два крыла под командованием полководцев Вэй Цина и Цюй Бина.

Узнав об этом Ичжисе решил отступать на север. Он сосредоточил войска хунну на северной границе Гоби. Битву с армией Вэй Цина шаньюй проиграл и бежал на северо-запад. Но вскоре собрал остатки войск и снова стал нападать на ханьцев.

А войско Цюй Бина разгромило восточную армию хуннов близ верховий Онона и Керулена. Эта битва считается одним из самых крупных сражений хань, проведенных на таком далеком расстоянии от метрополии.

Затем Цюй Бин «провел ритуал в горах Хэнтэя, чтобы символизировать историческую победу хань». В большинстве источников он повернул назад с Хэнтэя (эти места сейчас рядом с российско-монгольской границей), лишь по некоторым легендам он преследовал хунну дальше на север и якобы «с одного из горных перевалов он видел воды Байкала».

Т.е. до Байкала, в любом случае, китайская армиятак и не добралась. Потери противников были огромными, у ханьской армии погибли почти все лошади. Обе истощенные стороны приостановили военные действия и вступили в переговоры.

Цюй Бин скончался в возрасте 23 лет. Его погребальный комплекс - известный памятник древнекитайской культуры.

С Байкалом также связана и другая известная древнекитайская история.

Говорят, что во время визита в СССР в 1949 г. Мао Цзэдун отказался выйти из вагона на станции, расположенной у Байкала. Сопровождавшие поинтересовались, почему он не сходит с поезда. Мао отчитал их за незнание истории и сердито сказал, что «здесь в плену пас стада китайский пастух Су У».

Личность Су У популярна в Китае, как пример патриотизма. Ему посвящены живописные, литературные, музыкальные и пр. произведения. «История Су У служит синонимом преданности Китаю».

В 100 году до н.э. император Хань послал большую дипломатическую миссию во главе с сорокалетним Су У к хунну. Когда посольство уже собиралось на родину, среди хуннов произошел мятеж. Су У и его людей схватили и потребовали предать императора Хань.

Хуннский вождь обещал назначить ханьского посла на высокий пост. Но тот категорически отказался, тогда Су У заточили в яму, лишили пищи и воды. Ему приходилось есть снег и жевать свою кожаную куртку.

«Совесть предводителя не позволила убить благородного героя, преисполненного верностью Родине». Поэтому вождь сослал его к Байкалу пасти овец.

Су У жил в одиночестве на берегу Байкала, пас овец и тосковал по родине.

Прошло целых 19 лет, пока не скончался предводитель хунну, который его сослал. Новый вождь проводил политику примирения с Хань. А новый китайский император отправил специальную делегацию, чтобы с почетом привезти Су У на родину.

За его преданность и патриотизм император щедро одарил его. Су У умер в возрасте 83 лет, в 60 г. до н. э., а история о ханьском дипломате, пасшем овецу Байкала, передаётся из поколения в поколение. Надо отметить, что в ссылке Су У был не так одинок, как описано в легендах: как гласят документы, после возвращения на родину, он выкупил у хуннов сына, рожденного им в плену.

В древности, вопреки тому, что рассказывают китайские гиды на Байкале своим туристам, как пишут СМИ, байкальские берега были для хань чужой, враждебной территорией.

Автор: Батожаб Раднаев

Фото: Фото из открытых источников