Культура 2 ноя 2020 4373

​Эвенки и хамниганы

© фото: Сергей Широкогоров

Востоковед, антрополог, этнографиэтнолог Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939), имя которого только недавно стало известно широкой публике, считается автором термина «этнос» в современном понимании и собственной теории этноса. В годы гражданской войны он входил в правительство братьев Меркуловых в Приморье, позже, в эмиграции, состоял в антикоммунистических организациях- отсюда его редкое упоминание в советское время. За рубежом ученый был хорошо известен, написал десятки работ, выходивших в основном на английском, а также на немецком и французском языках.

Его научная деятельность начиналась с изучения этнических групп Забайкалья. В 1912 году С.М. Широкогоров выехал в свою первую забайкальскую экспедицию, имея задание по исследованию тунгусов бывшей Урульгинской степной думы, сбору лингвистических и этнографических материалов по тунгусской теме. Но найти тунгусоговорящих жителей ему удалось не сразу, что вызвало у него определенное недоумение. Ученые и сегодня говорят, что вопрос об этнической идентификации «тунгусского» населения, прежде относившегося к Урульгинской степной думе, зачастую приписываемого в целом к эвенкам, является малоизученным.

В июне 1912 года Широкогоров пишет из Урульги: «Предполагалось найти тунгусский язык тут, но все тунгусы говорят по-бурятски. Те записи, которые мне удалось сделать, ясно показывают, что если тунгусский язык и есть, то в очень незначительной доле. Признаюсь откровенно, что я несколько растерялся. Не знаю, приниматься ли мне за язык или нет. Если они говорят на ломаном бурятском, то есть ли смысл изучать этот жаргон?»

Лишь в верховьях Нерчи у реки Аким Сергею Широкогорову удалось найти небольшую группу оленеводов-орочон, являвшихся носителями собственно тунгусского(эвенкийского) языка.Поэтому ученый основное внимание стал уделять антропологическим измерениям представителей различных этнических групп Забайкалья. Также им были сделаны фотографии хамниган и орочен– часть коллекцииего фоторабот хранится в Кунсткамере. Но большинство полевых материалов забайкальских экспедиций С.Широкогорова утрачены.

Позже он писал:«…лингвистическая классификация в смысле генезиса этносов, является далеко не всегда методом, в доказательство чего я приведу один пример. …по прибытии в селение Урульга я уже не нашел там тунгусского языка: - урульгинские тунгусы свой язык забыли и перешли на бурятский язык. В этой группе тунгусов мне удалось найти только одного старика, который очень плохо помнил отдельные тунгусские слова. Таким образом, для полной утери этого тунгусского диалекта потребовалось всего только 70 лет, а вместе с этим тунгусы, говорившие на этом диалекте, забыли даже свое собственное название - вместо эвенки они стали называть себя хамнаган».

Во время второй забайкальской экспедиции в 1913 году Сергей Широкогоров проехал по таежным тропам Нерчи, Баунта и Баргузина. По результатам этой экспедиции он писал, что местное население проводит различие между оленеводами-ороченами и тунгусами-скотоводами. По оценке Широкогорова настоящими ороченами являются те, кто передвигается на оленях – в отличие от хамниган, использующих лошадей: «[Кочевые тунгусы] называют себя термином хамнаŋаņ; русские называют их тунгусами, орочены – мурчеņ “лошадные” (от бурятского муриņ – лошадь)».

В 1923 году в книге «Антропология Северного Китая» С. Широкогоров опубликует результаты своих забайкальских экспедиций в сравнении с измерениями, взятыми у китайцев, маньчжуров и корейцев. В этой работе буряты и конные тунгусы объединены в один тип «дельта», а оленеводы орочены были выделены как тип «гамма». Потом, используя тот факт, что гамма-тип был распространен в Китае, Широкогоров делает вывод о южном происхождении орочен (эвенков).

«Что же служит основой классификации этносов? Основой классификации служат: во-первых, признаки антропологические или соматические, т.е. особенности строения тела - скелета и мягких частей - и окраска, признаки, бессознательно признаваемые самим этносом, во-вторых, признаки этнографические, т.е. комплексы обычаев и вообще уклад жизни и, наконец, в-третьих, признаки лингвистические, т.е. язык этноса», - писал Сергей Михайлович в книге«Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (Шанхай, 1923).Считают, что этот труд был первой в науке серьезной попыткой всестороннего осмысления этнических феноменов.

Выше уже указывалось, что ученый разделяет оленных орочон и тунгусов-скотоводов. Широкогоров писал, что для тунгуски брак с ороченом вообще считается mesalliance’ом. «Орочены говорят, что браки с тунгусами не желательны, так как тунгуски убегут от своих мужей. Я вижу, что это было бы возможно, так как эти женщины привыкли жить все время в теплых жилищах в степях. Жизнь в тайге - в палатках - со всеми трудностями постоянного передвижения на северных оленях и ухода за северными оленями затруднит привыкание к этим условиям».Полвека спустя этнограф А.Шубин также отмечает, что орочены и конные тунгусы Баргузинского округа прежде не смешивались, не вступали во взаимные браки.

Некоторые ученые считают, что замена в 1930-е годы термина «тунгус» на термин «эвенк» в Забайкалье не совсем корректна. Известный тунгусовед Т.Уваровапишет, что тунгусоязычная часть нерчинских тунгусов большей частью была ассимилированарусскими, процесс завершился к рубежу XIX - ХХ вв.,а бурятизация монголоязычного населения Урульгинской думы продолжалась до 1980-х годов. Большая часть, три четверти, «инородцев» Урульгинской думы была крещена и обрусела к концу XIX века,и при переписи 1926 года записывалась русскими. Остальные «инородцы» приняли буддизм и в ХХ веке в составе бурят.

Автор: Батожаб Раднаев

Фото: Сергей Широкогоров