Культура 20 апр 2021 1056

Баир Жамсуев рассказал о том, как «Алтаргана» перешагнула из Монголии в Россию

Впервые международный бурятский фестиваль «Алтаргана» на территории России прошёл в Агинском Бурятском округе в 2002 году.

Тогда главой администрации округа работал Баир Жамсуев - ныне член Совета Федерации РФ от Забайкальского края, зампредседателя комитета по международным делам. В интервью газете «Бурятия» сенатор рассказал, как фестиваль получил статус международного и что значит «Алтаргана» для бурятского народа.

- Баир Баясхаланович, агинцы первыми из России стали участвовать в монгольской «Алтаргане». Как всё начиналось?

- У Агинского округа тесные связи с соседними монгольскими аймаками - Хэнтэйским и Восточным (Дорнод), где в силу исторических событий проживает самое большое количество бурят - наши соплеменники ушли туда еще в начале прошлого века и обосновались там. У многих из них родственные связи с Агинским округом, с бурятскими поселениями Забайкальского края и вашей республики, в частности, с Еравнинским, Кижингинским и Хоринским районами. «Алтаргана» зародилась в 1994 году как песенный конкурс в Дадал сомоне Хэнтэйского аймака. Тогда там решили, что он будет проходить один раз в два года, и дали конкурсу название «Алтаргана». По мнению организаторов первого конкурса, этот удивительно живучий степной кустарник - алтаргана - и его крепкие корни символизируют связь бурят с родной землей, культурой, традициями и обычаями. В этом смысле у фестиваля глубоко символичное название. В те годы «Алтаргану» по очереди принимали бурятские сомоны. Уже во второй «Алтаргане», который проходил в Биндэр сомоне, впервые участвовали в качестве конкурсантов и жюри представители российских бурят из Агинского Бурятского округа.

- Давайте вернёмся в 2002 год, когда «Алтаргану» принял Агинский округ, главой которого вы работали. Чья была инициатива провести ее на территории России?

- В 2000 году четвертый песенный конкурс проходил в Дашибалбар сомоне Восточного аймака. Туда отправилась большая делегация во главе с первым моим заместителем Батором Рыгзыновым и председателем окружной Думы Даши Дугаровым. В состав вошли спортсмены, руководители хозяйств, главы муниципальных образований. Там глава сомона Ёндонжамцо и его коллеги предложили провести этот конкурс в Агинском Бурятском округе. Это было их предложение, на которое мы ответили утвердительно после приезда домой и обсуждения всех нюансов проведения «Алтарганы» у себя.

- Какие вопросы вам нужно было урегулировать в первую очередь?

- В течение четырех фестивалей «Алтаргана» ее принимали по очереди аймаки - Хэнтэйский и Восточный. Мы понимали, что нужно приглашать не только сородичей из бурятских аймаков, но также из Улан-Батора, Селенгинского аймака, шэнэхэнских бурят из Китая, из субъектов России - Усть-Ордынского округа, Бурятии, регионов нашей страны, стран СНГ, где есть бурятские землячества и общины. То есть поставили задачу: если проводить, то только на таком уровне, чтобы фестиваль стал представительным всебурятским форумом. Мы понимали, что должны проводить под кураторством органов госвласти регионов России. Я провел консультации в Правительстве, МИДе, министерствах культуры и спорта России. Нужно было многое согласовать - ведь на территории России подобное мероприятие с участием такого большого числа бурят не проводилось. А у нас было желание, цель - собрать бурят со всей планеты, по крайней мере, представителей, чтобы фестиваль стал стимулом к дальнейшему развитию бурятской культуры в широком понимании этого слова. Тогда мы даже не представляли, что «Алтаргана» приобретет такой размах. В 2001 году во время нашего визита с губернатором Читинской области Равилем Гениатулиным в Улан-Батор мы встречались с главой Монголии Нацагийном Багабанди, премьер-министром Намбарыном Энхбаяром, этническим бурятом, впоследствии Президентом страны. В проекте всех наших соглашений для обсуждения и подписания была и «Алтаргана», о ее проведении в России. Они ее поддержали. Таким образом, мы получили поддержку в Москве, Улан-Баторе. Мы приехали оттуда одухотворенные. Создали уже международный оргкомитет, куда пригласили друзей из Монголии, которые были зачинателями песенного конкурса, представителей Китая, Усть-Орды и Бурятии. ВАРК принимал самое активное участие в подготовке и проведении фестиваля. Так, «Алтаргана» перешагнула границы Монголии и из песенного конкурса стала международным фестивалем. Впервые он проводился в России с участием всех бурятских территорий нашей страны и государств, где компактно живут буряты.

- Были какие-то проблемы при подготовке «Алтарганы»?

- Они носили больше технический характер. Это некоторые споры по критериям оценок, как проводить соревнование, например, по бурятской борьбе - ведь не было единых правил, единой формы. Скачки на лошадях в Монголии тоже проводятся по другим правилам. И кони у них другие. Здесь надо было найти золотую середину, которая удовлетворяла бы всех. Конечно, волновались, я испытывал даже тревогу. Тут и вопросы безопасности, размещения. Мы обустроили палаточный городок. Монголы с пониманием отнеслись ко всем подобным неудобствам, потому что корнями своими они - кочевники, ближе к земле. Была некая аутентичность, и она придавала особый вкус «Алтаргане», звала к истокам, юртам, степному воздуху. Я помню, монголы приезжали группами, мы их встречали круглые сутки. Шэнэхэнские буряты приехали в красивых национальных одеждах. Была большая делегация из Бурятии во главе с министром культуры Евдокией Раднаевой, из Усть-Орды - под руководством замглавы округа. Приехал губернатор Восточного аймака Монголии Одбаяр. Нас хорошо поддержало Правительство области, губернатор сам присутствовал на открытии.

- Именно в Аге песенный конкурс монгольских бурят перешагнул свои рамки, к нему добавились другие. Как решался этот вопрос?

- В России начали добавляться другие конкурсы - на лучшую музыку, лучший текст песни и т.д., чтобы больше людей проявили свои мастерство и талант. Но мы не ставили условие - что каждый регион или страна обязательно участвуют в каждом из них, каждый принимает участие там, где может и хочет. Я помню, когда мы завершали «Алтаргану», старейшина Дамдинжав, в свое время был членом Правительства Цэдэнбала, дипломатом и послом Монголии, сказал: «Молодцы, вы провели на очень высоком уровне, и возвращать фестиваль на уровень сомона будет не совсем правильно. Может быть, в Монголии будем проводить как песенный конкурс, а в Аге - как международный фестиваль». В Аге мы придали фестивалю очень высокий статус - в организационном, финансовом, политическом плане. Губернатор Восточного аймака Одбаяр предложил сохранить эстафетный характер, чтобы «Алтаргана» проходила на территориях, где живут буряты. Я его поддержал. Он предложил провести «Алтаргану-2004» в Чойбалсане - столице Восточного аймака. Они действительно провели на высочайшем уровне. Там наш округ также принял самое активное участие. Я помню, как мы выезжали на огромном количестве машин со своими полевой кухней, палатками, дровами. Это был первый опыт такого большого передвижения агинцев для участия в «Алтаргане».

- Есть мнение, что «Алтаргана» уже не объединяет бурят, а наоборот.

- В самом начале мы договорились о том, что любое мероприятие, конкурсы должны иметь состязательность, но в то же время мы проводим фестиваль единения, укрепления дружбы между нашими странами, прежде всего, Россией, Монголией и Китаем. Думаю, у нас это получилось. С другой стороны, «Алтаргана» дает стимул для развития бурятской культуры через участие в этих конкурсах. Потому что люди приезжают и делятся самым лучшим - в исполнении песен, сложении стихов, музыки, написании книг и т.д. Состязательность - это двигатель всего, пример другим, это возврат кистокам, языку, уважение к своим корням, истории как основы для развития бурятского народа. Агинчане, кстати, очень гордятся своими победителями.

- На недавнем оргкомитете советник Президента Монголии Тэкжаргал озвучил, что следующая «Алтаргана» пройдет в Булганском аймаке под патронажем главы государства.

- Сейчас принято политическое решение о том, что все фестивали в Монголии будут проходить под патронажем ее Президента. «Алтарганын наадан» - очень известное мероприятие в братской стране, поэтому его там всячески поддерживают. В 2014 году, когда «Алтаргана» проходила в Дадал сомоне, у многих было мнение, что статус понижается до уровня сомона. Ведь после «Алтарганы-2002» фестиваль проходил только в столицах - Чойбалсане, Улан-Удэ, Иркутске, Улан-Баторе, Агинском. Тогда кураторство по ее проведению в Дадал сомоне взял губернатор Хэнтэйского аймака Оюунбаатар. Монгольское правительство выделило достаточные финансы для создания условий для проведения «Алтарганы». Это дороги, базы отдыха, палаточные и юрточные города, точки общепита. Сам премьер- министр Монголии господин Алтанхуяг открывал и закрывал фестиваль, устраивал приемы. И даже на ее закрытии он был в хори-бурятском дэгэле. Потом я узнал, что, оказывается, у него жена - бурятка, и многие даже шутили, какие наши бурятские женщины - молодцы, что даже премьер- министра превратили в бурята. В том, что «Алтаргана» известна и популярна в соседней стране - большая заслуга, в том числе президента Фонда по развитию культуры и традиций Монголии Соёлсүрэнгийна Билэгсайхана. Он пробивает, договаривается, всемерно помогает проведению фестиваля в Монголии. И сейчас была инициатива, прежде всего, Билэгсайхана и его соратников, чтобы следующую «Алтаргану» провести в Монголии. Я скажу, что и нашу «Алтаргану» в Агинском округе поддерживал полпред Президента России в СФО Леонид Драчевский. В 2014 году председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко отправила участникам и гостям приветствие, которое перевели на монгольский язык и зачитали. В Иркутске на «Алтаргане-2018» сенатор Вячеслав Мархаев также зачитал ее приветствие. Можно сказать, что «Алтаргана» проходит под патронажем Совета Федерации.

- Что бы вы пожелали тем, кто сейчас готовится к очередной «Алтаргане»?

- Очень хочется, чтобы эпидситуация у нас в стране, Монголии и Китае развивалась по позитивному сценарию. Хочу пожелать успехов всем, кто готовится к фестивалю. Агинский округ готов к встрече «Алтарганы», подготовительная работа идет давно. Возглавляет оргкомитет губернатор Забайкальского края Александр Осипов. Когда руководитель региона проводит оргкомитеты, многие вопросы, особенно финансовые, решаются быстро. На последнем оргкомитете присутствовало практически все Правительство края, федеральные структуры, в частности, Роспотребнадзор. К празднику готовится не только Агинский округ, но и весь Забайкальский край.

- Спасибо за беседу. Успехов вам в работе!

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Фото: Из личного архива Баира Жамсуева