Речь идет о состоянии, в котором несколько дней или недель могут находиться буддийские монахи.
В Бурятии, напомним, примером этой практики является нетленный монах Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов. Считается, что медитация умирающего монаха продолжает его посмертное бытие, а его тело становится нетленным, пояснил основатель Института мозга человека РАН академик Святослав Медведев.
Ученые с помощью аппаратуры обследовали 104 буддийских монаха, которые выполняли медитации, рекомендованные Далай-ламой, и пришли к выводу, что «состояние тела монаха, находящегося в состоянии тукдам, кардинально отличается от состояния тел с аналогичными сроками после смерти. То есть мы получили первые научные подтверждения состояния тукдам», — сказал Медведев.
В исследованиях также участвуют профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии Института медико-биологический проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские ученые.