Культура 13 окт 2021 172

Литургия на бурятском и старославянском языках прозвучала в Петропавловке

Двуязычная Божественная литургия Иоанна Златоуста состоялась 2 октября по благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Улан-Удэнского и Бурятского для многонациональных прихожан местного храма апостолов Петра и Павла

Ее совершили настоятель местного храма апостолов Петра и Павла иерей Анатолий Дакич, руководитель миссионерского отдела Улан-Удэнской и Бурятской епархии иерей Виталий Никитин и помощник руководителя отдела, клирик Свято-Вознесенского храма г. Улан-Удэ иерей Давид Лупсанов, который возглавил богослужение.

Буряты - религиозный народ

Совместная молитва объединила верующих из столицы республики и районного центра, православных и буддистов, всех, кому дорого слово Божие. Благодаря усилиям священников молящиеся в этот день могли с распечатками перевода литургии проследить за ее ходом, вникнуть в богослужебный текст и услышать на родном языке прославление Христа.

Как отметил отец Анатолий, в Джидинском районе люди разных национальностей и веры издревле жили в согласии и мире. Готовя этот материал, и я убедилась в этом. Приведу один только исторический факт. Оказывается, в 1786 году на правом берегу реки Джиды, в маленькой деревеньке Баян, заложили первый камень под строительство Баян-Хосунской Николаевской церкви. Возводили ее очень долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов. Все миряне помогали чем могли. И огромную помощь оказали ламы Гэгэтуйского и Дырестуйского дацанов. Старики говорили, что Гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд леса.

- Буряты - очень религиозный народ, - рассказал батюшка. - У них есть чему поучиться. Это, прежде всего, следование традициям, почитание старших, помощь друг другу. Бурятские семьи практически все многодетные. Пять, семь, восемь детей имеют. С уважением относятся к православной вере. Одна женщина, буддистка, часто приезжает из улуса в наш храм молиться Богородице. И я как-то спросил: «Ну и как, помогает вам?». «Всегда!» - было в ответ.

Матушка Галина, супруга о. Анатолия, тоже бурятка. Ее мама, братья и сестры также исповедуют православную веру. Прослужив уже несколько лет в Петропавловском храме, окормляя все приходы района, батюшка с большой христианской любовью рассказал нам о своих духовных чадах, о местных жителях. Все эти дни, которые мы, гости из Улан-Удэ, провели здесь, были напитаны особым расположением духа, молитвенной тишиной, глубоким отношением ко всем событиям.

Чудотворная икона

Отец Анатолий смог организовать общинную жизнь в соответствии с церковным укладом, где каждый может подвизаться в вере. Даже внутренняя обстановка храма апостолов Петра и Павла располагает к этому. Церковь построили в 2007 году, она относительно новая, но, как уверен настоятель прихода, нужно возрождать старые традиции. Одна из них - жертвовать святыни храму. В старину верующие христиане отдавали родовые, семейные иконы, церковную утварь приходам в знак благодарности Богу.

- Иконы у нас необычные, других таких вы точно нигде в мире не встретите, - рассказал батюшка. - Вот храмовая икона, наших покровителей Петра и Павла. Это копия святого преподобного Андрея Рублёва, сделана из драгоценных пород дерева - карагача, ведра, березы. Пока икона пишется, перед ней молятся, изучают жития святых, вкладывают в свой труд душу. Иконописцы, резчики - люди верующие, поэтому иконы живые, намоленные.

Очень красивые киоты к иконам изготовил мастер из Гусиноозёрска Валерий Соловьёв. Обычно каждый представляет собой своего рода эксклюзив, но по просьбе отца Анатолия киоты получились одинаковые, выдержанные в едином стиле.

У каждой иконы - своя история. К примеру, угодника Николая Можайского подарил владыка Савватий будучи митрополитом Улан-Удэнской и Бурятской епархии. Икона Ксении Петербургской прибыла из Санкт-Петербурга.

Совершенно удивительная история связана с иконой Божьей Матери «Одигитрия». Житель села Булык решил сделать подарок матери - табуретку. Залез на чердак дома и обнаружил черную прямоугольную доску. Хотел вырезать из нее квадрат и перед этим окунул в ведро воды, чтобы помыть. И в воде проявился лик Богородицы. Достал - опять черная. Положили икону в сервант, а со временем она сама проявилась. И тогда принесли ее в храм.

Крест-голгофа здесь тоже старинный, дореволюционный. Лежал в местном сарае, когда-то ставили на нем свечи, залили воском. Когда храм строился, передали его сюда. Есть в Петропавловской церкви мощи св. Феофана Затворника, Варлаама Чикойского и других столпов православной веры. Им молятся, прося заступления, помощи в самых разных жизненных обстоятельствах.

Прикоснуться к благодати

Божественная литургия пришлась на день Попразднества Воздвижения Креста. По ее окончании к собравшимся обратился с проповедью иерей Виталий Никитин:

- Сегодня мы вспоминаем страдания Христа на Кресте. Господь с самого начала готовил своих учеников к тому, что пострадает на Кресте. Апостолы, слушая Христа, не до конца понимали, о чем Он говорит. Ведь все почитали Христа, видела чудеса, слушали его. Как могут его распять? Почему Господь добровольно взошел на Голгофу, хотя мог избежать крестных страданий?

Отец Виталий объяснил верующим смысл жертвенной смерти на Кресте, через которую Христос искупил первородный грех человечества и открыл ему врата в рай. Каждый человек несет свой крест. Что это значит? По его словам, это значит достойно переносить скорби, не ропща, а во всем полагаясь на Бога. Только так можно спасти свою душу. Крест - это Божий дар, путь в Царство Небесное.

Слова батюшки нашли отклик в сердце каждого, кто принял участие в богослужении. Конечно, литургия на двух языках только-только начинает звучать в храмах республики. Еще отцу Давиду Лупсанову, певчим Дмитрию Баталову и Елене Рысевой порой сложно словами на бурятском попасть в мелодию церковных песнопений, но опыт обязательно придет. Самое главное - начало положено, есть в епархии священник-бурят и его сподвижники.

После молитвенного общения все, кто пришел в храм, разделили праздничную трапезу. Торжественность службы, ее миссионерский смысл очень просто выразила одна местная жительница: «Все слова на бурятском языке мне были понятны. Мы очень рады, что побывали на литургии. Я почувствовала такой покой на сердце».

Да, это и есть благодать. Сможем ли мы ее сохранить, зависит от нас самих, считают верующие.

Автор: Светлана ДОНИРОВА

Фото: Предоставлено иереем Виталием Никитиным