Культура 16 фев 2022 1023

Жизнь и судьба Народного артиста Бурятии Сергея Васильева – от первого лица

В преддверии бенефиса, который состоится 19 февраля, народный артист Бурятии, лауреат Государственной премии РБ, один из ведущих актеров Государственного русского драматического театра им. Н. Бестужева Сергей Васильев откровенно рассказал газете «Бурятия» о своей семье, актерской судьбе и честно признался, что даже не думал о том, что будет служить в театре.

Сергей Васильев получил первые роли в Русском драмтеатре  будучи еще студентом, и, как он сам признается, в его жизни было много случайностей. Сергей Александрович уверен, что нужно ценить то, что у тебя есть, любить свою семью и полностью отдаваться профессии.

- Сергей Александрович, расскажите о своей семье, ваших корнях?

- Родился в Бурятии, в Мухоршибири, все, как у всех, - мама, папа, брат. И удивительная штука в моей жизни - со мной всегда три имени: Вера, Надежда и Любовь. Маму звали Любовь, тещу зовут Вера, жену - Надежда, и они всегда со мной рядом. Семья никогда не была связана с театральным делом, хотя творческая атмосфера царила в доме: отец играл на трубе в духовом оркестре, да почти на всех инструментах. Гармошка была его душой. Все вокруг гуляют, танцуют, а он, со стороны посмотришь, - спит, а пальцы продолжают играть. Подойдешь к нему, спросишь: «Ты же спишь?». А он: «Нет, пока люди радуются, буду играть». Он устроил меня в музыкальную школу, на духовые инструменты, но, честно признаюсь, у меня тогда терпенья не хватило, нужно было разучивать гаммы, сольфеджио, это было не для меня.

- Почему решили стать актером, как выбрали профессию?

- На этот вопрос у меня до сих пор нет четкого ответа. В школе я был обычным парнем, не помню, чтобы участвовал в каких-то школьных спектаклях, хотя, как мне говорили мои одноклассники, уже тогда во мне было что-то актерское. После 8-го класса хотел поступать в театральное училище в Иркутске, но одному ехать было неохота, а из друзей никто не хотел заниматься актерским делом. После школы год отработал трактористом, а потом меня забрали в армию. Когда вернулся, друг позвал меня поступать в технологический институт, на рабфак. Там я пошел в СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр), участвовал в постановках. Когда нужно было ехать в Хабаровск на фестиваль - меня позвали, и я поехал. Вот так все случайно получилось, и пошел я «по этой наклонной». На третьем курсе перевелся на второй курс института культуры. Тогда курс вел Валерий Александрович Тришин, он предложил сыграть роль в спектакле, так как у них не хватало парней, я попробовал и получилось. В итоге учился почти десять лет у трех педагогов, уходил, приходил, что-то мне не нравилось, я кому-то не нравился. Зато многому научился у своих мастеров. При дворце культуры ЛВРЗ был народный театр «Призвание», и я там играл, жил, всех кормил, мою жареную картошку до сих пор помнят. Оттуда перешел в кукольный театр.

- Как вы пришли в Русский драматический театр, какой был первый спектакль?

- В 1994 году меня приняли в театр, тогда шел спектакль «Забыть Герострата», и у нас с ребятами была своя версия этого спектакля, сами делали декорации, музыку. Еще одним из первых запомнившихся спектаклей стало «Село Степанчиково». Мой персонаж появлялся только в третьем акте, и я, конечно, переживал в ожидании выхода на сцену. Это была первая серьезная роль, и я до сих пор с благодарностью вспоминаю всех, кто в меня поверил. В 1997 году у меня умерла мама, и я поехал к отцу в Мухоршибирь, ему тогда было тяжело. Устроился работать в клуб, сам ставил спектакли, сам играл. Через некоторое время вернулся в Русский драматический театр -  и уже 26 лет служу этой сцене.

- Вы давно на сцене и можете сравнить поколение актеров «старой школы» и сегодняшних молодых ребят, с которыми работаете. Я не спрашиваю, кто лучше или хуже, как вам сейчас служить в театре?

- Сейчас молодежь амбициозная, дерзкая, иногда жесткая. Но это можно понять, совсем другая жизнь, другое поколение. Когда мы приходили в театр, то было такое ощущение, что попали в другой мир. Идешь по коридору, а кругом мэтры, народные, заслуженные. Мы совсем по-другому к ним относились, более трепетно, что ли, сейчас такого нет. Сегодняшние актеры более открытые и свободные. Но, повторюсь, это нормально - жизнь ставит другие задачи.

- Вы сыграли много ролей, какие запомнились на всю жизнь, спектакли, которые бы вам хотелось играть каждый раз?

- Удивительно, я не помню какие-то случаи из жизни, но помню практически все свои роли, и готов выйти на сцену хоть сейчас. Первая моя большая роль - роль слепого в спектакле «Эти свободные бабочки». Роль тяжелая, но любимая. Был такой случай: мы играли этот спектакль в Абакане, и после на улице подошла женщина с подростком и говорит: «Мы смотрели ваш спектакль. Спасибо вам. Мой сын тоже слепой. Я поняла, что всего надо добиваться самому и что я его постоянно держу под контролем, а ему нужна свобода, надо его отпускать, несмотря на то, что это будет больно и мне, и ему». До сих пор слезы наворачиваются.

Был спектакль «Делец», там тоже главная роль. Комедия, нам было «в кайф» играть, как сейчас говорят. Одну из ролей играл Сергей Леонидович Панков, текста было много, а учить слова он не очень любил и сделал такой ход: по роли у него были карточки, на которых записаны имена женщин, но он написал на них свой текст. По сценарию я у него выхватываю эти карточки и кидаю их, они разлетаются по сцене, а он собирает. Но один раз я подбросил их слишком высоко, и они зацепились за люстры…. Он смотрит на меня огромными глазами, в которых вопрос: «Что делать?!». Мы с ним, конечно, выкрутились, но, как потом мне рассказывали, люди в зале смеялись просто до слез. И еще спектакль «На дне» очень запомнился, где раскрываются людские судьбы. Мне было интересно играть, до сих пор в моей душе от него тепло. Это было мое время, были мои спектакли.

- Сергей Александрович, когда получили первое звание, какие были ощущения в тот момент?

- Первое звание «Заслуженный артист Бурятии» я получил после нескольких главных ролей, уже был опыт, знания. А было интересно: 27 марта - День театра, и мне директор (Пётр Степанов) говорит: «Ты должен быть в праздничном костюме». И никто не сказал, что дают награду. Потом меня вызвали, и я получаю звание, это было приятной неожиданностью. А потом Пётр Григорьевич говорит: «Ты сильно не гордись, мы тебя выдвинули, мы тебя поддержали, твое дело - играть». Потом получил звание «Народный артист Бурятии». Была еще одна награда - лауреат Государственной премии РБ за спектакль «Фронтовичка» Сергея Левицкого. Вообще, что касается наград и званий, то я скромный в этом отношении человек. У меня есть такой девиз: «Чтобы быть счастливым, надо научиться радоваться мелочам. Например, получаю зарплату и радуюсь, мелочь, а приятно (смеется). Раньше мы жили тем, что все хорошее -  впереди. А теперь говорю: лучше, чем сейчас, уже не будет. Это как старый еврейский анекдот: «Как вы живете? Раньше жили хорошо, сейчас - еще лучше, но так хочется жить, как раньше - хорошо».

- Актер – человек азартный, иначе невозможно выходить на сцену. Вы азартный человек?

- С играми в карты у меня не сложилось. Когда приходил в театр, здесь ребята все время играли в преферанс, я попробовал и понял, что это не мое. Что касается женщин и друзей, то да, я - азартный, меня захватывают все эти эмоции. Еще одна моя страсть на протяжении всей жизни - рыбалка, а у моей жены - грибы собирать.

- У вас двое детей, не было у них желания пойти по стопам отца?

- Нет, один раз посмотрели, на всю жизнь хватило (смеется). Но я ведь тоже никогда не хотел. Посмотрим, как получится.

- С кем бы вы хотели встретиться, с любым человеком, кто когда-либо жил на земле?

- Мой дед по отцу - Василий Егорович. Он был строгий, серьезный, всю жизнь работал в колхозе, настоящий «домостроевец». А меня почему-то любил, не наказывал, хотя было за что. Я бы с ним еще раз встретился, поговорил, он был сильный человек. Думаю, что он за мной следит сверху, наставляет меня.

- Есть такие слова: ты - актер по жизни. И есть люди, которые и в жизни ведут себя, как на сцене, постоянно играют, не могут без масок, может, таким образом защищаются. Я не такой: театр и роли - это одно, а реальная жизнь - это другое. На сцене я могу быть разным, примерять на себя судьбы самых непохожих людей, испытывать эмоции, недоступные в реальности. За это спасибо театру и низкий поклон.

- Сергей Александрович, вы - счастливый человек?

-Да. Мне Бог дал все. Конечно, что-то и можно было бы изменить, но я есть, кто есть, и в этом счастье.

- Спасибо за интервью.

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Фото: Александры Даниловой и из личного архива