Культура 24 фев 2022 1186

Поэт и публицист Евгений Козулин о творчестве, Великой Отечественной войне, силе духа и любви к жизни

Евгения Леонидовича Козулина хорошо знают наши читатели: не раз его публикации выходили на страницах газеты «Бурятия». Он - член Союза писателей России, Союза журналистов России. Большое место в его творчестве занимает военно-историческая публицистика. «Откуда у вас интерес к военной теме?», - с этого вопроса мы и начали нашу беседу.

- Наверное, это свыше… Сколько себя помню, мы, ребятня с нашей улицы, без конца играли в «войнушку». Инициатором частенько бывал я. Сейчас в детских магазинах изобилие всякого оружия, а тогда его было мало, особенно в районах, в том числе и в моем, Баунтовском. Поэтому сами выпиливали и выстругивали из деревяшек сабли, автоматы, пистолеты. Где-то, помню, нашел обломок ветки, похожий на немецкий автомат «шмайсер», и носился с ним, как партизан с трофеем.

Еще у меня был кортик -  подарок мамы на мой день рождения. Фирменный, с ножнами. Один минус -  лезвие из алюминия, а это металл слабый, легко гнется и также легко ломается. Я носил его на поясе под рубашкой, берег и не хвастал им.

Однажды в магазине я увидел буденовку. Мы с мамой были вдвоем, и я упросил ее купить, чуть ли не со слезами на глазах. Ладная, серого шинельного цвета, она была мне к лицу и вызывала зависть у моих «товарищей по оружию».

Был такой эпизод. На пустыре за нашими домами громоздился большой бугор. Мы окрестили его «высотой». Бросив жребий, разделились на две команды -  кому штурмовать «высоту», а кому ее защищать. Я попал в первую. Задача заключалась в том, чтобы, поднявшись на бугор, водрузить над ним флаг -  палку с привязанной к ней красной тряпицей на конце. А защитники «высоты» должны были этому всячески мешать и, если им удастся, уронить наш флаг еще до его водружения, что означало наш проигрыш.

«Высоту» мы взяли, применив хитрость. Пока всей командой отчаянно пробивали оборону «противника», наш знаменосец незаметно пробрался сбоку (говоря по-военному, с фланга) и, быстро поднявшись на бугор, воткнул флаг в его горб. Наша взяла: «Ура!». Защитники бурно возмущались: «Так нечестно!» и бросались на нас с кулаками. До драки, правда, тогда не дошло, а так всякое бывало…

В пятилетнем возрасте я заболел. Полиартрит -  воспаление суставов. Но мой организм упорно сопротивлялся коварному недугу и скрутил он меня не сразу. В больницах я лечился по полгода. Читать научился рано, еще до школы, и мои тоскливые больничные будни скрашивали книги.

Когда я проходил очередной курс лечения в детском отделении Республиканской больницы, мне в руки попала «Книга будущего командира», с иллюстрациями, картами и схемами. Так я не просто прочел ее от корки до корки, а буквально впитал в себя. В ней доступным для подростка, понятным и простым языком излагались основы тактики и стратегии на примере разных стран, начиная с древних греков.

В первый класс Маловской школы я пошел с полевой сумкой через плечо, а не с ранцем, как другие ребята. Девочки несли портфели. Почему мои родные, собирая меня в школу, купили эту сумку, я не знаю. Но мне она нравилась, а главное -  была удобной. На дно сумки я положил пистолет и пистоны к нему. Как бы на всякий случай.

Любил фантазировать. Кем только не воображал себя! И полярником, и моряком, и зоологом. Но, повзрослев, вполне отчетливо для себя определил, кем бы я стал, если бы не…. Конечно, офицером. Если бы не…

- Большое место в вашем творчестве занимает Великая Отечественная война. Почему?

- Мама назвала меня в честь своего отца, погибшего на Курской дуге. С портрета, что стоял на комоде в углу нашей маленькой квартиры, прямо на меня, как мне казалось, смотрел крепыш в гимнастерке и фуражке со звездой на околыше. Это был он, мой дед -  командир Красной Армии.

Со второго класса я учился на дому, ходить в школу уже не мог. Полиартрит превратил меня в беспомощного инвалида. Мама, Валентина Евгеньевна, работала в школе учителем биологии и химии, по вечерам проверяла тетради учеников. Сиделкой у меня была моя бабушка -  баба Вера. Не было больше в моей жизни таких задушевных бесед.  Поведала она мне и о том, как провожала мужа на фронт. Жили они в Цыпикане -  поселке золотодобытчиков, куда приехали из Читы на заработки незадолго до войны. Не знала, что скоро останется вдовой с малышкой на руках в этом отдаленном северном поселке, ютясь в холодном бараке. Дом не успели построить.

«Гвардии младший лейтенант Евгений Андреевич Захаров, -  значилось в похоронном извещении, которое она получила, - призван 16 сентября 1941 года Баунтовским РВК Бурят-Монгольской АССР, в борьбе с германскими захватчиками, проявив геройство и мужество, в бою за социалистическую Родину убит 24 июля 1943 года. Похоронен: село Беловское, Курганская область».

Словно осколок пронзил сердце, когда читала бабушка эти строки на казенном бланке.  Осиротела тогда семья наша.

Спустя годы, захотел узнать: а где воевал мой дед, в какой части? 145 сёл и хуторов в Курской области, сгоревших дотла, так и не восстановились после войны. Уцелело ли Беловское? Не один год продолжался мой поиск.

В тот роковой день, 24 июля 1943 года, гвардии старший лейтенант Евгений Захаров, командир взвода 44-го  гвардейского стрелкового полка, вел бой за село Беловское. 75-я гвардейская стрелковая дивизия выбивала немцев из сёл и хуторов по левому берегу северного Донца. Это был их последний рубеж, который они захватили в начале провалившегося наступления.

3-й батальон капитана Евсикова взял Беловское в полукольцо. Осталось еще чуть-чуть поднажать и… Но тут зацепило взводного Захарова. Он умер от ран в медсанбате, который находился в селе Мясоедово. Там и похоронили командира вместе с его бойцами, павшими в этих боях. На братской могиле установлена надгробная плита, где увековечено его имя.

Мясоедово недалеко от Беловского. Это Белгородский район Белгородской области, которая образована в 1954 году путем выделения части территории Курской. 15-я гвардейская стрелковая дивизия летом 1943 года входила в состав 7-й гвардейской армии Воронежского фронта.

По ходу поиска я обрел друзей по переписке -  историков и поисковиков. Узнал много нового. Эмоции переполняли меня, и я ощутил потребность поделиться своими чувствами и размышлениями с другими людьми. Так Великая Отечественная война стала темой моего творчества. На данном этапе моего бытия -  главной.

- Ваша жизнь -  это пример высочайшего преодоления и мужества. Что помогает вам превозмогать трудности?

- Было мне лет десять, учился в третьем классе. Моя болезнь прогрессировала. Произошли страшные деформации суставов, мучили боли. Медики ничем помочь не могли. Я еще не осознавал своей трагедии, а вот мама стала впадать в отчаяние. И однажды написала от моего имени письмо в Москву Герою Советского Союза Алексею Петровичу Маресьеву.

Через месяц почта принесла конверт с оттиском «Комитет ветеранов войны», в нем -  небольшой листок. Несколько строк машинописного текста: «Держись, Женя! Не падай духом. Не теряй веру в себя и в людей. Учись быть полезным -  хотя бы добрым словом. Все будет хорошо. А.П. Маресьев».

Письмо произвело на меня магическое действие. Правда, я не сразу поверил в то, что оно действительно от самого Маресьева -  легендарного героя-летчика. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого я перечитывал раза три.

Много позже я рассказал об этом событии в своем очерке «Высота» (газета «Бурятия» от 20.05.1997 г.). Это был мой первый военно-исторический очерк. К сегодняшнему дню их у меня наберется около тридцати. Пора подумать о сборнике. Завет прославленного героя я выполняю всю жизнь.

 «Хочу быть полезным до самого последнего вздоха, потому что, чем больше работаю, тем больше люблю. Радуюсь жизни ради нее самой. Жизнь для меня -  не короткая свеча. Это великолепный факел, который я держу сейчас в руках. И хочу, чтобы он горел как можно ярче, прежде чем его передать другим поколениям».

Танк на проспекте Победы

Пронизана светом аллея.

Росою асфальт окроплен.

Степною саранкой алея,

Волнуется Вечный огонь.

Кругом развеваются ленты.

У мемориала - народ.

И танк на своем постаменте

Почетную вахту несет.

Тот самый - «Т-34».

От огненной Курской дуги

До грозных полей Сандомира

Тогда содрогались враги...

Как воин, закованный в латы,

Он здесь на дозоре стоит.

И эта взята высота им:

Он славу героев хранит!

Кому-то она не по нраву.

Такие теперь времена...

Война не окончена, право...

Поэтому стража нужна!

Такая, которую нечем

Купить и нельзя сокрушить.

...Степною саранкою Вечный

Огонь полыхает в тиши.

Аллея пронизана светом.

У мемориала - венки.

И первые бабочки с веток

Срываются как лепестки.

Справка

Евгений Козулин -  поэт и публицист,  член Союза писателей России, Союза журналистов России, автор поэтических сборников «Канун», «Синевысь», «Поклон», музыкальных -  «Янтарный родник», Иван-чай».

Автор: Беседовала Светлана ДОНИРОВА

Фото: предоставлено Евгением Козулиным