Золотое сечение Сергея Чагдурова
Наш декан был настоящим фанатом искусства, которое является концентрированным выражением красоты. С 1965 по 1968 год он был замдекана истфила. В том же году и в последующий весьма длительный период С.Ш. Чагдуров работал деканом того же факультета.
Ансамбль же «Байкальские волны» создан еще в 1961-м молодыми энтузиастами Кимом Улановым из сельхозинститута, начинающим набирать популярность поэтом Даши Дамбаевым, композитором-любителем Станиславом Улахановым, хормейстером Бато Очировым. Молодые, полные энергией ребята, будучи очень общительными, сумели заразить идеей создания общегородского студенческого ансамбля студентов трёх улан-удэнских вузов (ВСТИ откроется в 1962 году). Как это было в деталях, за давностью лет восстановить сейчас трудно. Так или иначе ансамбль создан и получил название «Байкальские волны» (Байгалай долгинууд»). Поскольку одним из учредителей был Даши Дамбаев, именно он, думаю, предложил для ансамбля это название. Потому что у него было стихотворение, наполненное грохотом волн байкальского прибоя. Само время диктовало динамику: ХХII съезд КПСС, III программа партии о построении коммунизма к 1980 году. В переводе Юрия Игумнова оно так и называется - «Байкальские волны». Стихотворение заканчивается так:
«Мчитесь смелее на скалы
Белые волны Байкала,
Дикие кони мои!»
Сергей Шагжиевич был одержим идеей Золотого сечения. Это математически точно вычисленное «отношение частей и целого, при котором отношения частей между собой и каждой части к целому равны». Монголам и бурятам эта пропорция издревле знакома и эмпирически применяется в строительстве, ремёслах, а также в фольклоре, в частности, в эпосе «Гэсэр», и называется «Алтан хэблиг». Собственно это точная формула красоты. Чагдуров в своих фольклористических исследованиях широко оперирует этим понятием при доказательстве своих концепций прекрасного в народном фольклоре и в народном искусстве.
Как в организационном, юридическом и финансовом планах наш декан узаконил переход ансамбля в пединститут, сейчас уже трудно установить. Думаю, в этой своей работе он успешно пользовался устоявшимся во властных структурах своими авторитетом и дипломатическими способностями. Затем наступило время подбора кадров, с чем Чагдуров превосходно справился. На должность художественного руководителя и хореографа, а также костюмера он пригласил заслуженных артистов Бурятии, участников I декады бурятского искусства в Москве Сергея Будаевича Доржиева и его супругу Анну Борхоновну Тогоноеву, первую, как считают, профессиональную балерину республики. Хормейстером стала выпускница Новосибирской консерватории, профессионал высшей марки Надежда Санжимитыповна Мункина, её приемницей - Анастасия Алексеевна Манжигеева. Баянистом - тоже отличный музыкант Шарип Дашиевич Чернинов. Остальное было делом техники.
Формула счастья для 12 поколений
Считаю, что, воссоздавая в середине 1960-х годов ХХ века на историко-филологическом факультете Бурятского пединститута угасший было общегородской студенческий ансамбль «Байкальские волны», Сергей Шагжиевич пытался на примере творчества данного ансамбля воплотить в жизнь принцип Золотого сечения или Золотой пропорции. И в этой своей деятельности он достиг больших успехов. За 60 лет своей жизни «Байкальские волны» сделали счастливыми 12 поколений студентов БГПИ - БГУ (по пять лет в каждом поколении) и еще большее количество зрителей и поклонников. Прошло уже полвека со времени моего участия в ансамбле - я пел в хоре и вокальном ансамбле. Даже просто вспоминая то время, я чувствую ощущение счастья. Своим упорством и требовательностью Чагдуров научил нас радоваться каждому божьему дню, преодолевать благодаря этому депрессию. Но полностью осознал это на склоне своих лет. Значит, ростки, посаженные наставником в наших душах, дали и будут еще долго давать новые щедрые побеги.
Из первого поколения начала 1960-х, то есть основателей ансамбля, я хорошо знал Даши-Доржи Бальжинимаевича Базарова, уроженца Нижней Иволги, заслуженного работника культуры РФ. Настоящий подвижник от культуры. С раннего детства ему предрекали профессию артиста. Так оно и случилось. После музучилища он становится артистом ансамбля «Байкал», одним из самых молодых участников II декады бурятского искусства в Москве. Вскоре Даши-Доржи Бальжинимаевич уходит из профессионального искусства и посвящает всю свою жизнь деятельности педагога и руководителя самодеятельных художественных коллективов. В 1961-м он - один из основателей «Байкальских волн». Это - ансамбль песни и танца «Санага» из Закамны, «Наадан дээрээ» 24-го лицея в Улан-Удэ, «Булагхан» на его родине в Нижней Иволге. Удивительный человек, с которым я имел честь быть знакомым, которому посвятил свой очерк. В 2013 году он безвременно скончался.
Много лет я был знаком с Янжимой Очировной Базарон, начальником производственного отдела республиканской типографии. Общались по работе, так как служили в смежных отраслях. Я знал, что моя коллега прекрасно поёт и вообще красивая женщина. И никак не подозревал, что она из первого состава «Байкальских волн». Оказывается, Янжима Очировна смотрела по Бурятскому ТВ передачу о юбилее ансамбля, и там сказали, что основателем был известный учёный, подразумевая, очевидно, С.Ш. Чагдурова. Поэтому она и решила напечатать в «Буряад үнэн» воспоминания о том, как с 1961 по 1965 год пела и плясала в «Байкальских волнах» со своими друзьями и подругами из первого состава.
«Здесь мой причал и здесь мои друзья»
Николай Бадмаринчинов и Булат Зориктуев при подготовке к съёмке концерта ансамбля с итальянскими документалистами, ноябрь 1969 года.
Эта строка из песни «Течёт Волга» в исполнении Зыкиной идеально подходит ко мне. Здесь мы близко познакомились с Арюхан Аюржанаевой из Кижинги и поженились на 4-м курсе. К сожалению, моя любимая супруга три года назад покинула меня. Именно в институте и общежитии истфила по ул. Сухэ-Батора я обрёл множество друзей. Три года прожил в одной комнате с Бато Баяртуевым, одним из будущих лидеров бурятского народа, он танцевал в ансамбле. Столько же прожили и с танцором Зориком Шираповым, одноклассником моей супруги по Кижингинской средней. Дружим с ним и поныне. 4 года прожили вместе с очень талантливым Цыденом Оборовым, танцором из Кижингинского Загустая. В смежных комнатах жили с поэтом Дондоком Бальжинимаевым из Аги, певшим басовую партию, его будущая жена, Цыпилма Цыдыпова, пела в хоре. Также Саша Шагдуров из закаменского Дутэлура, Володя Цырендоржиев из Мухоршибири, племянник знаменитого танцора Цыдена Бадмаева. Трое последних танцевали.
В хоре пел мой одногруппник Булат Зориктуев, ныне доктор исторических наук. Пели в хоре и солировали Валерий Покровский, Сергей Люженчан (Самбоцыренов), Зинаида Пестонова из Ольхона. Также танцевали и пели близняшки Доржиевы, Намжилма и Должидма, Даша (Алла) Дальбинова из Тунки, Нина Лушанова-Дашиева из Хоринска, Донид Базарова из Кижинги, Таня Балдаева, Сэсэгма Гергешкинова из Аги, Вася Галсанов из баргузинского Баянгола, Света Мантурова-Бадмаева, ныне доктор исторических наук, Таня Цыренова-Хамаганова, Чимит Батуев из Мухоршибири, Миша Доржиев из Аги, Витя Цаганов из Джиды. Ведущими концертов и мастерами художественного чтения были Дуся Раднаева, будущий министр культуры, Лида Нимаева, будущий зампред Правительства РБ. «Бал на Красной площади» Евтушенко читала Оля Сидорова.
Весной 1970 года слетали в Иркутск с концертами в университете. В 1972 году участвовали на телевизионном фестивале в Хабаровске. В 1973-м гастролировали в Аге. Танцевальная группа ездила с выступлениями в ближней части Монголии.
Автор: Николай БАДМАРИНЧИНОВ
Фото: Предоставлено Николаем Бадмаринчиновым