Культура 23 мар 2022 2017

В Улан-Удэ открылась выставка к 95-летию выдающего художника-графика Александры Сахаровской

Экспозиция, на которой представлены самые яркие картины, иллюстрации и зарисовки художницы, доступна посетителям Художественного музея им. Ц.С. Сампилова с 18 марта. Корреспондент «Бурятии» побывал на ней одним из первых.

Работы Народного художника РСФСР, Бурятии, лауреата Государственной премии Бурятской АССР Александры Никитичны Сахаровской знакомы многим: в первую очередь, на ум приходит обязательный в наличии каждой бурятской семьи эпос «Гэсэр» в двух томах, над оформлением которого она работала в 1985 году. Однако это лишь малая часть ее громадного творческого наследия, выполненного в разных техниках линогравюры, офорта, литографии, рисунка, акварели, гуаши и живописи.

Сегодня произведения Александры Сахаровской находятся в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Государственном музее искусства народов Востока в Москве,  Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, в музеях Читы, Иркутска, Пензы, Брянска, Киева, Ашхабада и, конечно же, в частных коллекциях.

На выставке «Песнь о родной земле» представлены основные ее графические серии: «История моего народа» (1968-1970), «Моя Бурятия» (1972), «Мои современницы» (1968-1970), «Город мой Улан-Удэ» (1984), «Агинские зарисовки» (1960), «По Монголии» (1975-1977), «По Туркмении» (1982).

Вдохновение в родине

Александра Сахаровская много ездила по Бурятии и Забайкалью, ища вдохновение в родных пейзажах, делала зарисовки, которые потом легли в основу ее больших серий. В ее произведениях раскрываются жизненные наблюдения и поэтические образы Бурятии, ее история и фольклор, современный народный быт, природа Забайкалья. В них мы видим деревенскую жизнь с ее мирно пасущимися животными, чабанскими стоянками, сенокосами и размеренным бытом людей, изображенных такими маленькими на фоне величественной красоты Саянских гор.

По зарисовкам внутреннего убранства юрт можно понять, как именно жили люди 50 лет назад, ведь многое из прошлого безвозвратно уходит и забывается. Тонкость в изображении деталей юрты дает нам представление о том, как  складывалась жизнь семьи, в ней проживающей.

- Александра Сахаровская виртуозно владела карандашом, - рассказывает искусствовед, заведующая сектором хранения изобразительного искусства Национального музея РБ Татьяна Алексеева. - А как она накладывает штрихи, как выводит линию горизонта! Профессиональный художественный взгляд, который видит по-другому, как строится пространство, композиция.  Карандашом где-то нажим посильнее, где-то слабее, и все это визуально углубляет пространство вдаль. Это и мастерское владение акварельной техникой.

Другая серия работ посвящена Улан-Удэ. Городские пейзажи показывают, как выглядел родной город 40 лет назад. Вот он, проспект Победы, где нет еще фонтана и мемориального комплекса. А здесь другая картина, которую Александра Никитична «поймала» прямо из окна своей домашней мастерской: на заднем фоне активно строится будущая гостиница «Бурятия», а на переднем, на том месте, где ныне расположен ТЦ «Гэлэкси», - двухэтажные жилые дома, развешанное во дворах белье и даже грядки. По нашим меркам - картина невообразимая. О том времени сейчас напоминает дом, в котором располагается отдел охраны памятников.

Изображая «Гэсэра»

После окончания графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Александра Сахаровская приезжает в Бурятию, где с энтузиазмом начинает работать над оформлением книги Хоца Намсараева «На утренней заре» (1957).

- Александра Никитична - фактически единственный человек, который профессионально занимался «искусством книги», то есть, ее оформлением от начала до конца: иллюстрациями, заставками, концовками, всем процессом, - отмечает Татьяна Алексеева. - После удачного первого опыта работы в этом направлении, в конце 50-х-начале 60-х она задумала иллюстрации к «Гэсэру». К тому времени эпос как раз реабилитировали, ведь в конце 40-х произведение подверглось репрессиям как  феодально-ханское.  Книга вышла в Москве и была выполнена в технике черно-белой линогравюры. Кстати, в 60-е годы это был очень мобильный и популярный вид гравюры в русле переходного периода истории: тогда менялись приемы, отношение к изобразительному искусству, представленной в нем тематике и к тому, как ее раскрывать. При этом художник выработала свой индивидуальный стиль, обратилась к народной бурятской традиционной графике, отличающейся неким примитивизмом. Этот художественный язык очень подходил ее личному взгляду на жизнь.

В 1985 году она вновь проиллюстрировала эпос, но уже в технике гуаши. Вообще, к тематике народного бурятского эпоса обращались многие наши художники, среди них - Цыремпил Сампилов, Георгий Павлов, Роман Мэрдыгеев, но полностью оформление книги сделала только Александра Сахаровская.  

Просматривая иллюстрацию «Гэсэр спускается на землю», не перестаешь восторгаться оригинальностью художественного замысла. Герой просит помощи у богов, и они дают ему войско. Грива небесных коней не свисает, как общепринято, а стелется, словно облака. Этот же сюжет позже повторила и дочь Александры Никитичны, художник Елена Зонхоева, чьи картины также хранятся в фонде музея.

Путь к совершенству

Все, кто знал Александру Сахаровскую, отзываются о ней как о человеке большой работоспособности. Она, как и многие ее коллеги-художники, всегда носила с собой блокнот, где делала зарисовки карандашом. Овладев множеством художественных техник и приемов, всегда продолжала совершенствоваться как мастер.

- Для женщины жанр гравюры труден именно с технической точки зрения. Что такое литография? Специальный литографский камень, представляющий отшлифованную пластину, на котором вырезается рисунок и накладывается печать. Сейчас нет станков, найти литографский камень - тоже проблема. А тогда была возможность работать, при Союзе художников были специальные дачи со всеми необходимыми условиями, куда художник мог уехать на месяц-два и там творить, - поведала Татьяна Алексеева.

В последние годы жизни Александра Сахаровская проживала у дочери в Санкт-Петербурге. К 90-летию в Национальном музее прошла большая совместная выставка, где были представлены произведения Александры Сахаровской и Елены Зонхоевой, которая лично участвовала в организации юбилейного мероприятия.

- Какой она была в жизни? Я поступила на работу в музей в 1983 году, мы, конечно, все эти годы общались. Александра Никитична была человеком интересным, с одной стороны, строгим, но с другой - очень приятным и доброжелательным. Особенно к молодым талантам, которых всячески поддерживала. Бальжинима Доржиев, Леонид Семёнов - в 80-е они были молодыми, ездили на пленэры и всегда тепло отзывались об Александре Никитичне. Мы же с ней работали над организацией ее выставок. Помню ее тщательность, пунктуальность и работоспособность, настойчивость в достижении цели. Ее творчество - это неустанный поиск и стремление к совершенному воплощению своих замыслов, - отмечает Татьяна Евгеньевна.

По ее словам, выставки произведений выдающихся мэтров изобразительного искусства Бурятии, таких как Александра Сахаровская, должны напоминать людям о том, что наши художники составляли и составляют культурное достояние не только республики, но и всей России, выделяясь своим особенным, ни на кого не похожим стилем, за который их знают далеко за пределами родной земли.

Справка

Александра Никитична Сахаровская (1927-2004) родилась в селе Ленино Иркутской области в многодетной бурятской семье. С детства увлекалась рисованием, любила изображать окружающую природу, домашних животных, близких и родных.

В 1946-1951 годах училась в Иркутском художественном училище, в 1951-1957-х - на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. После окончания вуза жила и работала в Бурятии. Произведения художницы экспонировались на крупнейших всесоюзных и республиканских художественных выставках, в том числе персональных, а также на международных выставках советского искусства за рубежом. 

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: Пресс-службы Национального музея РБ, Антона Иршутова