Культура 10 июн 2022 648

Конкурс короткого рассказа: СТАРИК И ЁЛКА

Лучшая работа конкурса короткого рассказа «Сто Первая весна».
Болот Ширибазаров «Старик и ёлка».
Рождественская сказка. Памяти Соломона Эпштейна.

***

Будильник прозвенел ровно в семь, но Старик уже был на кухне. Сорвав листок календаря, он не взглянул на ярко-красную цифру 31, достал из буфета бутылку кефира и открыл вчерашний номер городской газеты. Бойкие строки молодого журналиста вещали о том, что стоит и чего не стоит делать в год тигра!

Скупо улыбнувшись, он перелистал страницы и, отложив в сторону номер, взял в руки томик Андерсена. Снова и снова он перечитывал старую сказку о маленькой девочке со спичками и, в это утро открыл именно ее. Грустная история, казавшаяся простой еще лет десять назад, теперь каждое утро будила в душе что-то новое, после чего обязательно тянуло на улицу, к снующему потоку людей, среди которых исчезала уже приросшая к сердцу тревога. И путь до молочного магазина тоже казался целой историей из мелькающих мимо страниц.

Запахнувшись в старое драповое пальто, он достал с полки в прихожей ручку из пера индейки, сунул ее во внутренний карман и неспешно вышел на лестничную площадку.

***

У магазина полная продавщица семечек как всегда громко кричала на голубей и еще на кого-то. Напротив, с пакетом семян сидела девочка лет десяти. Кутаясь в поношенный китайский пуховик, она, приплясывая на месте, едва слышно пела.

– Почем семечки? – невысокий старик в сером пальто и в больших роговых очках явно собирался купить именно у нее и, зачерпнув стакан с горкой, она бойко пальнула: хотите, отдам за пять?

– А тебе не холодно стоять тут? – незнакомец внимательно изучал ее пуховик, и покупать семечки не торопился.

– Я закаленная! – огрызнулась девочка в ответ и вполне по-взрослому добавила: будете брать?

Улыбнувшись, старик молча достал деньги и подставил пакет: «На учебу зарабатываешь?».

– Мама попросила встать тут! Она на рынке тестом торгует, а я семечками, тут!

Такие истории Старик читал с первого взгляда и ответ уже знал. Но уходить сейчас ему не хотелось. И этот взрослый ребенок общаться на морозе явно не собирался.

– Хочешь, я тебе чаю горячего принесу? – Старик улыбнулся именно той обезоруживающей улыбкой, какую всегда любили в нем дети, и девочка ответила, даже не успев подумать: «Хочу!».

Старик зашел в магазин и вскоре вышел с пластиковым стаканом чая и маленькой шоколадкой.

– А вы кто? – спрятав в кармане шоколад, она с наслаждением прильнула к стакану, заметив, что кипяток не обжигает губы и отдает какими-то травами.

– Я? Волшебник! – пожалуй, тут же Старик пожалел о сказанном. Раскрыв рот, девочка забыла об угощении и не засмеялась: «Настоящий?».

– Настоящий! – он поймал себя на мысли, что хочет уйти, чтобы не обманывать ребенка дальше, но большие серые глаза девочки уже не отпускали его. Не веря самому себе, он достал из кармана ручку и сказал: «А это мое волшебное перо! Хочешь, проверим?»

– Хочу!

Резко повернувшись, Старик направил перо на продавщицу, что старательно подслушивала их разговор, вытаращил глаза и показал язык. Опешившая вначале, торговка зашлась диким хохотом, затем неожиданно повалилась и    резко перешла на отборный мат. Успокоившись, что-то бурча себе под нос, она свернула свой столик и, не оглядываясь, грузно пошагала прочь.

– Моя мама тоже так может, – разочарованно протянула девочка.

– А так? – Старик тихо свистнул, вытянув ладонь, и к его руке тут же слетелись голуби.

– А так и я могу! Если вы волшебник, наколдуйте лучше нам с мамой хороший дом?

– Если большой, то не могу! Я уже старый. Если только очень маленький…

– С человечками?

– С человечками! Но за ними нужно ухаживать! Справишься?

– Конечно, справлюсь!

– Тогда беги сейчас домой, и скажи маме, что семечки она пожарила плохо! Вот, возьми…

Старик протянул ей несколько смятых бумажек.

– А завтра утром жди мой подарок. У тебя есть дома елка?

– Нет! – спокойный ответ ребенка резанул Старика, ударил в сердце и, навалившись на трость, он только тихо добавил: «Значит будет! Беги! Оп, стой, звать-то тебя как?

– Елкой!

– Елкой? С Новым годом тебя, Елка!

– С Новым годом…

Что-то напевая и приплясывая на ходу, Елка постепенно исчезала в густой толпе предпраздничного города. Еще несколько раз мелькнул ее пуховик, словно на прощание, и растворился.

Старик с трудом добрел до своей квартиры. Сердце гулко билось, требуя свободы, и привычный номер телефона он набрал не сразу. Бодрый голос сына говорил о том, что у него все в порядке.

— Это надо сделать сегодня! «Обязательно!» —произнес Старик.

– Пап, а к чему такая спешка, сделаем завтра днем?!

– Именно сегодня, завтра уже поздно! Ты сделаешь это для меня?

– Конечно, сделаю!

– Спасибо тебе, дорогой!

– Папа, у тебя все в порядке?

– Все замечательно! Празднуйте, а за меня не беспокойтесь! Я жду друзей…

* * *

Мысль о том, что у отца все друзья уже умерли, насторожила сына, но отцовскую просьбу нужно было выполнить срочно. И если елку можно купить в любом магазине, то домик, такой, какой просит отец, с человечками, и эту девочку из соседнего барака, еще надо было найти...

Между тем сердце Старика не унималось. Он не чувствовал боли, просто хотелось ходить и ходить, но ноги почему-то не подчинялись. Хотелось смеяться и плакать, опять потянуло к голубям, к скамейке у подъезда, на которой сейчас уже никто не сидит. Взглянув на часы, он с удивлением заметил, что уже вечер, и до Нового года остался всего один час!

Чтобы успокоиться, он прилег на диван и открыл томик Андерсена. Сказка снова ожила перед его глазами и убаюкала взбунтовавшееся сердце. Теплым потоком навалился сон. Старик снял очки и, положив их на книгу, прикрыл глаза. Засыпая, он вспомнил, что не завел настенные часы, могут остановиться...

Куранты ударили один раз, и маятник встал. За окном бесчинствовал салют, освещая бешеными бликами всю комнату. Город встречал Новый год!

***

Будильник прозвенел как всегда ровно в семь. Старик не встал с постели, не взял очки с томика Андерсена на табурете и не прошел шаркающей походкой на кухню, чтобы открыть новый календарь. Огромные часы из мореного дуба на стене остановились на стрелке двенадцать…

И только фикус в углу видел усталую улыбку на губах старика. Казалось, он просто лежал с закрытыми глазами. А в соседнем бараке, кутаясь от сквозящего окна в старое одеяло, спала Елка. Ей снился седой волшебник в строгих роговых очках. Он зовет ее за собой, и они идут по безлюдной улице, освещенной только новогодними фонарями. Где-то впереди за озябшими домами стоит огромная ель, а на ее ветках маленький домик из сказки с крошечными живыми человечками…

В прихожей недовольно забубнила полупьяная, едва проснувшаяся мать. Незнакомый мужчина настойчиво просился пройти в комнату Елки. Она не услышала легких шагов и не проснулась от вспыхнувшего мягкого света игрушечной елки, зажженной у ее кровати незнакомым дядей, а только улыбнулась. За елкой в картонной коробке, обвязанной яркими лентами, стоял дом и в его окнах горел свет. Там кто-то начинал жить!

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ