Культура 24 авг 2022 1986

«Творчество помогает спасаться от отчаяния»: журналист Валерия Бальжиева - о живописи и персональной выставке

В Улан-Удэ в Центре современного искусства «Залуу» проходит выставка картин «hүнэhэн». Ее ценность в том, что деньги от продажи картин пойдут в благотворительный фонд помощи детям «Пусть всегда буду я!». Так решила автор картин - известная журналистка Валерия Бальжиева, пишет газета «Бурятия».

Уникальность мероприятия еще и в том, что для Валерии - это первая персональная выставка, а сама она - художник без специального образования. Выставка открылась 28 июля. Познакомиться с творчеством Валерии приходят многие. По восхищенным взглядам, одобрительным улыбкам посетителей видно, что выставка всем нравится.

О выставке, творчестве, мечте – наше интервью с Валерией Бальжиевой.

- Валерия, расскажи немного о себе.

- Я родилась в городе Тында Амурской области в 1987 году. Отец был машинистом грузовых поездов, а мама - операционной медсестрой в железнодорожной больнице. Родители работали на БАМе с 1980 года. После школы я решила, что поеду поступать и жить в Бурятию. Так сказать, вернулась к своим корням - туда, где тебя всегда примут такой, какой ты есть. В приёмной комиссии Бурятского госуниверситета сначала склонялась к социальной работе. Да и родители были уверены, что именно это мне и нужно, так как, по их словам, я всегда была сердобольным и ответственным человеком. Но когда я увидела стол с табличкой «Журналистика», у меня загорелись глаза. Эта профессия показалась мне интереснее других. Как возможность общаться с разными людьми, помогать нуждающимся, ездить по республике, постоянно узнавать что-то новое из разных сфер жизни. Да и много чего ещё.

- Как пришла в газету? Помнишь свой первый материал?

- Мне не терпелось приступить к работе, и уже после первого курса и некоторой практики в университетской газете захотелось большего. Я с одногруппницей пришли в редакцию газеты «Информ Полис» и направились в кабинет главреда. По-моему, даже купили трудовые книжки - самонадеянно, конечно, было с нашей стороны (смеётся). Нас доброжелательно отправили, посоветовав, прежде, получить высшее образование. В дальнейшем меня приняли в «Правду Бурятии», где я проработала четыре года, параллельно иногда писала в «АиФ». После пар с интересом бежала в редакцию - куда же сегодня меня отправят, что зададут? Конечно, общение с людьми из народа всегда было интереснее, чем брифинги и конференции с чиновниками. Я узнавала о проблемах простых людей, знакомилась с талантливыми жителями республики, попутно узнавала о традициях бурят, о которых мало что знала, потому что росла в другой среде. Свой первый материал не помню, но наверняка это была какая-нибудь небольшая заметка о городском мероприятии. И, наверняка, я была счастлива увидеть под ней свою фамилию.

После выпуска, уже с портфолио и дипломом, пошла работать в местную «Комсомольскую правду» ГК «Информ Полис». Газета выпускалась ежедневно. Эта работа стала хорошей школой для меня. После её закрытия я осталась в «ИП», где работаю по сей день. С годами, конечно, происходит профессиональная деформация, добавляется больше цинизма, учишься фильтровать людей. Но понимаешь, что черстветь нельзя. Творчество иногда, наверное, помогает спасаться от отчаяния.

- Как давно начала заниматься живописью? Какой была твоя первая работа?

- Рисовала с детства. Но в нашей семье это никогда не считалось чем-то перспективным, поэтому занималась невсерьёз и не участвовала ни в каких творческих конкурсах. Максимум делала стенгазеты для школы. В 2014 году впервые попробовала писать масляными красками, училась по видеоурокам. Работать с маслом оказалось приятнее, чем с другими материалами. Первой работой стал морской пейзаж. Его я отправила в родную Тынду, старшей сестре. Со временем писать пейзажи стало неинтересно.

- Почему в твоем творчестве преобладает бурятская тема? Откуда приходят образы?

- Знакомые и родные начали интересоваться моим хобби, кое-что заказывали, и я заметила, что многие хотят иметь у себя в доме не просто красивые, но «безликие» картины, а, например, пейзаж родного села или лик Будды. В последние года три я больше писала на тему буддизма, шаманизма, духов. Много женских образов. Но это не бурятские красавицы, которых привычно изображать в национальных одеждах, а очеловеченные образы духов леса, воды, огня и так далее. Как правило, я их так и называю. Дух Байкала мне представляется старцем. Один из духов леса - образ девушки, окружённый обугленными голыми ветвями. Мимо летят птицы - они покидают убитый человеком лес. Дух смотрит на нас с укором.

- Какая из работ тебе особенно дорога, и с чем это связано?

 - Сложно назвать любимую картину. Я люблю все свои работы, но не каждую повесила бы в своём доме. Некоторые из них обременены таким смыслом и «тяжестью», что становится некомфортно. Мне, по крайней мере. «Девушка с драконом» другая, она - греет душу. Её я бы точно повесила в гостиной или прихожей. Кстати, на благотворительной выставке её купил мой друг, который родился в год Дракона. Она была самой популярной среди посетителей. Директор Центра «Залуу» подсказала мне распечатать несколько постеров формата А3, чтобы люди могли купить хотя бы маленькую версию «Девушки с драконом».

- Как долго работаешь над одной картиной, и отчего это зависит?

- Работа может длиться один день, а может несколько часов. Я могу дополнять одно изображение в течение месяца или года. Или забыть о нём, а потом внезапно понять, как переделать. Так что некоторые картины имеют скрытые от глаз слои.

 - Как пришла идея провести выставку?

- За время работы в журналистике я много писала о проблемах онкобольных, в том числе о детях и взрослых, которым требовались дорогостоящее лечение или реабилитация. На моих глазах из-за рака ушла из жизни моя родственница, двое коллег. Один из героев моих публикаций рассказывал, с какими сложностями столкнулся во время лечения, как победил болезнь и сколько времени больные теряют в поисках помощи. Часто это происходит из-за бюрократии в учреждениях, загруженности медработников, а порой от равнодушия. Не так давно в редакцию пришёл директор благотворительного фонда «Пусть всегда буду я!» Василий Михайлов. Он рассказал, что за два года пандемии фонд не проводил благотворительных вечеров и остался без средств для отправки больных детей к местам лечения. Попросту нет денег на авиабилеты. Мы опубликовали материал об этом, но я поняла, что это тот случай, когда можно включиться лично и помочь не одной семье, а нескольким. Тем более, мысль провести благотворительную выставку у меня уже была, мешала только неуверенность в себе. Были мысли: «Да какой я художник, что позориться?», «Я же самоучка, никто ничего не купит», «Соберётся мало средств» и так далее. В итоге после беседы с Василием Степановичем я решила действовать, собрала все свои картины, коих накопилось уже прилично - 26 штук, и пошла знакомиться с директором Центра «Залуу» Аюной Владимировной Цыбикдоржиевой. Очень признательна ей за тёплый приём и отзывчивость!

 - Сколько картин уже приобрели посетители?

- К моему удивлению, уже в день открытия купили семь картин и несколько постеров. Потом всего за неделю раскупили почти все картины. На сегодня осталась всего одна. Многие звонили и спрашивали, есть ли у меня что-то ещё и когда будет следующая выставка. Кто-то расстроился, что не успел ничего приобрести и просто говорил мне, как и чем ему понравились картины. Крупное пожертвование сделал мой друг и коллега, фотокорреспондент Александр Гармаев, который сейчас освещает события на Украине. Саша передал фонду 40 тысяч рублей. Это его призовые деньги, полученные за победу в конкурсе фотографии на международном фестивале бурятской культуры «Алтаргана». Конечно, без картин он не остался и выбрал три на свой вкус. Очень признательна Саше за его неравнодушие!

- Кто из известных людей посетил выставку и приобрел картину?

 - Не знаю, кто из известных людей посетил выставку после её открытия, так как я забегала туда лишь иногда - проверить, всё ли в порядке. Но знаю, что приходила министр культуры Бурятии Соёлма Баяртуевна Дагаева, одну работу приобрёл зампред Правительства республики Баир Дашиевич Цыренов. Были гости из Москвы.

- Бывает ли так, что какая-то из работ тебе очень дорога, но кто-то попросил продать. Можешь с лёгкостью расстаться со своей работой?

- Даже если мне самой близка картина, думаю, я отдам её с лёгкостью. Если так я могу помочь человеку украсить его дом, подарить радость, то почему нет.

- Поддерживает ли семья твое увлечение? Какое еще хобби есть у тебя?

- С годами мама стала больше поддерживать меня в моём увлечении, воспринимать это более серьёзно и осмысленно. Её больше не смущают местами мрачные образы, те или иные оттенки - она понимает, что я хотела ими передать. Муж поддерживает всегда и во всём. Какую бы картину я ни написала, он обычно спрашивает: «Как красиво! Это же для нас, я надеюсь?». И начинает подыскивать ей место в квартире. Он очень любит футбол и уже седьмой год ждёт обещанную картину с вратарём Львом Яшиным, который ловит мяч в прыжке.

С мамой и мужем на открытии выставки

- Как часто во время поездок посещаешь картинные галереи? У кого бы хотела поучиться?

 - К сожалению, не часто. Больше изучаю, смотрю и читаю в сети. С первого взгляда зацепил Зорикто Доржиев. Уже не помню, когда увидела его работы впервые, но они тронули и заинтересовали меня. Автор показался мне очень «тёплым» человеком. Однажды посчастливилось взять у него интервью, правда, дистанционно, но мои представления о нём только укрепились.

 - Дорогое ли удовольствие писать картины? Покупка красок, кисточек, полотен, рамок – всё ли есть у нас или надо заказывать?

- Да, это недёшево. Довольно дорого стоит набор качественных красок, хорошие холсты и кисти. Последние меняю часто. Также нужно регулярно пополнять запасы льняного масла, лака или спрея для покрытия картин, заказывать рамы. Поэтому я пишу по мере своих финансовых возможностей и не гонюсь за количеством. Когда меня спрашивают: «Почему ты берёшь так мало за картину?», и интересуются стоимостью расходников, я не могу ответить точно. Как рассчитать? Взвешивать, сколько я расходую краски или льняного масла? Высчитывать степень износа каждой кисти? Часы, проведённые за холстом? Я обо всём этом не думаю. Обычно за основу беру стоимость рамы, холста и сложность изображения. Остальное в довесок.

- В вашей квартире висят твои картины? Если их много, где хранишь?

- Наверное, прозвучит странно, но у меня дома не висит ни одной моей картины. Разве что на балконе - портрет Эрнесто Че Гевары, которого я нарисовала несколько лет назад для мужа. На этот портрет уже совершались «посягательства» со стороны родных, но муж отстоял его со словами: «No pasaran!».

Обычно картины храню в углу зала, за дверью в коробке.

 - Какая у тебя есть мечта, к которой идёшь?

- Я бы хотела открыть мастерскую, где могла бы творить. Возможно, обучать детей и проводить мастер-классы для взрослых. Купить гончарный круг и печку. Периодически проводить благотворительные выставки-продажи. Думаю, рассказывать о проблемах людей и тем самым влиять на их решение - это неплохо. Но ещё лучше самому делать вклад, хотя бы небольшой, но с душой.

- Спасибо за беседу. Дальнейших творческих успехов, Валерия!

Валерия за работой

Справка

Возрастное ограничение 6+

Выставка продлится до 28 августа, в Центре современного искусства «Залуу» ( г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 19).

28 августа покупатели могут прийти в Центр «Залуу» и забрать свои картины.

Отчёт о переданных благотворительному фонду средствах будет опубликован на сайте infpol.ru, в еженедельнике «Информ Полис» от 31 августа и на личной странице Валерии Бальжиевой Вконтакте. Фонду будут переданы 100 % средств, полученных от продажи картин.

Автор: Беседу вела Светлана НАМСАРАЕВА

Фото: Елены Тэлиной