Культура 29 окт 2022 1364

«Просветлённые Д.Н»: непостижимый код Даши Намдакова

О Даши Намдакове известно почти всё и неизвестно ничего. Всемирно знаменитый скульптор, ювелир, художник, «бурятский Дали», его работы в личных коллекциях самых известных людей планеты. Никто не берется определить, в каком точно стиле Намдаков работает, что питает его творческое ненасытство?  

Начав с персональной выставки в далеком Иркутске 20 лет назад, Даши покорил не только лучшие залы Азии, Европы и Америки, но и неприступные Эрмитаж, Русский музей и Третьяковскую галерею, выставиться в которых современному автору сродни полету в космос. Из древнего рода забайкальских кузнецов-дарханов (только они были избраны работать с огнем). Досрочно окончил Красноярский художественный институт. Даши, как он говорит, с детства «утянуло в резьбу по дереву, кости», но непреходящая любовь - работа в скульптуре с бронзой, которую он чувствует, кажется изначально.

В сельской школе его чуть не оставили на второй год из-за неуспеваемости по… рисованию. А ему было просто скучно изображать «натурное» яблоко - он уже интуитивно выстраивал сложные пластические композиции. В которые органично вошел семейный опыт отца - искусного мастера. Бальжан не только лепил, рисовал, писал буддистские иконы, ткал ковры, но даже построил в родном селе небольшую электростанцию! А еще - фантастическая природа Байкала, Саянских гор, могучих сибирских рек. И передаваемое по наследству творческое богатство предков. В семье - четыре сына и четыре дочери. Все творческие натуры. Не случайно, даже сейчас они вместе и дружно «впали в детство» и делают уникальную коллекцию кукол - своеобычных, но абсолютно «живых».

До семи лет мальчик не говорил по-русски, а потом в вузе жадно впитывал русскую и европейскую культуру, мир ушедших цивилизаций Ассирии, Вавилона, Финикии, Византии, - прежде всего, от своего учителя, известного скульптора-монументалиста, академика Льва Головницкого. Тот, кстати, все понял про Даши сразу, понял, что тому стало скучно и… просто запер его в своей мастерской, чтобы студент защитил диплом экстерном. И комиссия приходила принимать защиту в мастерскую профессора.

Попав в интернат (в селе не было возможности для продолжения образования), будучи оторванным от родного привычного мира, от семьи, Даши тяжело заболел, Что только не делали родители! Четыре операции, лучшие врачи. А вылечила его… шаманка, проведшая долгий и сложный обряд.

У Намдакова в жизни был не один такой поворот. Долго не соглашался делать вместе с известным режиссером Сергеем Бодровым картину «Монгол». После номинации на «Оскар» фильма и работы художника в нем, отечественных премий, кто только не предлагал заманчивые проекты - и Голливуд, и Гонконг… Отказался. Вот и пойми?

В 2008-м его московскую квартиру обокрали, вынеся не только ювелирные изделия, но даже формы к ним - итог почти пятилетней работы. Другие бы впали в депрессию, а Намдаков с командой ювелиров собрались, все восстановили и сделали коллекцию ровно в срок.

Даши перевозит семью сначала в Италию, поближе к уникальной литейной мастерской в Пьетросанте, потом в Лондон с его галереями современного искусства. Но обязательно пару раз в году приезжает на охоту в родное село Укурик, встречается в Красноярске с однокашниками. И опять подумывает о перемещении. Ему уже неинтересно там. Где будет дальше - еще не решил…

Намдакова с его классическим образованием и природными истоками увлекает современное искусство. Он, например, специально летит на нашумевшую выставку, страшно модного Дэмьена Хёрста. Там - шоу, эффект, поразительно. А потом понимает, что еще раз вернуться в эти залы не хочется - нет глубины что ли, корней, какая-то вымышленная история. Не та, вечная, как у кочевников великой степи, а именно одноразовая…

А стремление к вечности в крови у истинного художника. Даши создает целый ряд удивительных монументальных работ в российских городах и весях - от величественно-грациозной «Царской охоты» в Кызыле до непостижимой «Трансформации» в Красноярске и мистически-философского «Отца Байкала» на острове Ольхон. Легендарные казанские «Барсы» и «Зиланты», «пятое чудо» Кузбасса - «Золотая Шория»… А еще - Астана, Сингапур, Лондон. Инженерные достижения бронзолитейных итальянских мастерских позволяют мастеру достигать необычайно выразительности. Но дело, конечно, не только в технологиях.

Непостижимый код Даши Намдакова

Никому не дано разгадать код Даши Намдакова. Да надо ли? Его авторский стиль оригинален и неповторим. Потому совсем не случайно, что вечный экспериментатор и непредсказуемый странник снова «повернул» и сделал скульптуры для Главного храма Вооруженных сил РФ. И какие! Образ Спаса Нерукотворного на восточном фасаде звонницы, там же на северной надвратной части - Св. Архистратиг Михаил, на южной - Чудо Св. Георгия о змие. Все предельно канонично, но рука - или что? - мастера угадывается и здесь: легки, невесомы кони, яростно сражается со злом предводитель святого воинства.

Скульптор рассказывает, что подчас устает от монументальных работ - много физических усилий, деталей, ноют руки. Тогда он обычно берется за другое и занимается, например, ювелирной коллекцией. Но на храме Победы - и замыслы, и объемы колоссальные.

В мандорле (миндалевидном сиянии, особой форме нимба) главного алтаря высотой 11694 см (что символизирует число Героев Советского Союза за время Великой Отечественной), словно из ночного звездного неба выходит, появляется на свет величественный Христос. Очень редко так исполняется алтарь в православной традиции. Ну так и храма такого еще не было…

А другой Христос на высоте 15 метров взирает на прихожан при входе на храмовую площадь. Его Намдаков поместил над вратами Победы с изображениями святых воинов и реальных полководцев далекой войны. Точка крепления скульптуры изящно упрятана в развевающемся венце, так что фигура Спасителя на самом деле парит в воздухе, предваряя личную дорогу каждого к грандиозному храму. Дальше на той же площади - мифологично-реальный «Триумф Победы», знаменующий «великую викторию» русского оружия: поражен неотвратимым копьем хищный орел фашизма, человеконенавистничества, войны. А с восточной стороны храма еще одно откровение Намдакова - девятиметровая скульптура «Матерям Победителей». Поклониться всем матерям России, проводившим на войну, не дождавшимся с войны своих сыновей, теперь можно здесь. Горят, не затухая Свечи памяти - вечный огонь материнской любви. Вечный огонь матери-Родины.

Где бы ни жил, куда бы ни путешествовал Даши Намдаков, он родился в Советском Союзе. И этот огонь памяти - тоже в генах. Тоже по наследству. Художник - всегда дитя своего времени и порождение своей эпохи.

Непознанный мир скульптора… Даши любит рассказывать о поразившей его когда-то давно в Иркутском художественном музее голове лося. Минимальными средствами, без всяких рубинов и бриллиантов какой-то древний охотник, видимо, сидя у костра, вырезал в ночи фантастическую по пластике штуку. Вот идеал искусства. Или выплеск души? Как этого достичь, чтобы передать людям свое, затаенное? Опять неизвестно!

Кто-то подсчитал, что Даши, работая, много тысяч раз касается будущей скульптуры. Сочиняя свою «поэзию в объеме». Как там в ней соединяются, синтезируются в небесах древнее японское искусство, мудрость бурятских легенд, музыка степного монгольского кочевья, резная отцовская фигурка, Брейгель, Микеланджело, Донателло, Пикассо? Одному Богу известно. Но он нам не скажет!

Даши не любит давать интервью, говорит, что просто слышит знаки судьбы и им не сопротивляется. Так и работа для Храма Воскресения Христова стала для него не просто знаковой - новым божественным миром.

У художника есть давняя скульптура из кости «Просветлённый». Старый воин устало опустил верный лук, готов снять золотые доспехи и, подчиняясь святому учению, уйти из битв в долину самопознания, в другое измерение, в мир веры и истины. Война - это не норма, это наказание человека за его грехи. А просветление… Впрочем, известные слова тут не помогут - надо слышать «поэзию в объеме» Даши Намдакова.

Андрей Панкратов, журналист, г. Москва

Мнение

Многогранная явь грандиозного таланта

О Даши Намдакове, универсальном, в то же время уникальном, сверхталантливом, суперкреативном художнике, скульпторе, ювелире известно уже во многих уголках нашей планеты.

Божий или, не знаю, как лучше сказать, божественный дар, данный ему сверху, от святых небес, плюс нескончаемая творческая одержимость и колоссальное трудолюбие принесли и приносят каждый раз людям то чудо, что заставляет всех их быть абсолютно неравнодушными - то удивляться, то восхищаться, то испытывать шок от его неповторимых творений. Все рожденное и рождаемое в творчески-созидательной лаборатории Даши Намдакова со временем, через десятилетия, а может, через века, позволит, в чем я нисколько не сомневаюсь, оценивать его творчество только в разряде гениальности.

В этой связи хочется нашим читателям поведать об одном необычном случае. Недавно, будучи в г. Байкальск, во время посещения кафе я волей-неволей оказался втянутым в неожиданно произошедшую интересную, но бескомпромиссную дискуссию с двумя мужчинами, сидевшими за соседним столом. Один из них громко, с упоением, ссылаясь на рассказ какого-то своего друга, говорил о необходимости в ближайшее время обязательно съездить в Подмосковье и посетить Главный храм Вооруженных сил России. Второй мужчина благосклонно кивал головой. Тут я не удержался и, предварительно извинившись перед ними, вставил в их разговор одну фразу: «Вы знаете, в строительство храма наибольшую лепту внесли наши земляки: Даши Намдаков и его интернациональная команда, где немало бурятских парней. Вы, побывав там, ощутите завораживающую силу его творений».

Но вместо ожидаемого приятного удивления со стороны собеседников я натолкнулся на их недоумение. Один из них даже резко возразил: «Такого быть не может. Ведь Даши Намдаков - буддист. Я где-то, точно не помню, читал, что он объявил себя даже шаманистом. Какое отношение после этого он имеет к православию? Эти вещи несовместимы! Не надо лезть в чужой монастырь со своим уставом!».

Доводы и факты как ключевые аргументы…

Я, отстаивая правоту и истинность своего утверждения, стал собеседников убеждать, что не только взаимное согласие, но и глубинное взаимопонимание, взаимопроникновение культур между народами, в том числе религиозных, составляют основу духовной крепости России, что это складывалось веками. И тут неожиданно вспомнил один эпизод, связанный с приездом летом 2004 года в Улан-Удэ моего учителя по Московскому университету, организатора и первого декана социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова профессора В.И. Добренькова, ранее еще работавшего проректором по гуманитарным факультетам университета. Во время его посещения Этнографического музея вместе с нами был известный бурятский историк-краевед А.Д. Жалсараев и провел по музею высококлассную экскурсию. А когда остановились перед знаменитыми семейскими (старообрядческими) воротами 1901 года построения, Анатолий Дамбаевич, ссылаясь на достоверные источники, не без гордости поведал нам о том, что в их строительстве активнейшим образом участвовали иволгинские, т.е. бурятские, дарханы, чье мастерство и авторитет в те времена были непререкаемы. Потому, признавался тогда А.Д. Жалсараев, в этих воротах вполне угадываются некоторые буддийские мотивы, нетрудно обнаружить буддийские узоры на орнаменте ворот. Владимир Иванович, помнится, сначала немного удивился, затем неожиданно воскликнул: «Вот яркий пример взаимопроникновения культур народов России!».

Тем не менее, доводы, высказанные мною, не были услышаны моими собеседниками в Байкальске. Они остались при своем мнении, достаточно безапелляционно повторив ранее сказанное: «Этого быть не может и не должно, потому что православие и буддизм, тем более - шаманизм, веры очень далекие друг от друга. Поэтому эти два верования не нужно привносить в православную веру». Но я продолжал отстаивать свою принципиальную позицию, довольно категорично заявляя моим собеседникам: «Вы, к сожалению, ошибаетесь. Истинное творчество никогда не может быть строго привязанным к определенному вероисповеданию». И я им посоветовал во время посещения Главного храма Вооруженных сил России обязательно удостовериться в том, что конкретно осуществлено Даши Намдаковым и его командой при возведении храма. «Вы, только увидев собственными глазами всё, что там фактически сделано Намдаковым и его сподвижниками, по-настоящему поймете, что значит животворная, почти божественная сила великого таланта. И вы будете потрясены!» - после этих слов, сказанных мною, окончательно прервался наш разговор.

В связи с этим хочется довести до сведения читателей «Бурятии» информацию о том, что к открытию в 2018 года Главного храма Вооруженных сил РФ, называемого среди православных Патриаршим собором во имя Воскресения Христова, было выпущено посвященное данному храму великолепное, по существу эксклюзивное художественно-альбомное издание с цветными иллюстрациями. Среди картин представлены девятиметровая скульптура Даши Намдакова «Матерям Победителей» и другие уникальные произведения команды именитого скульптора.

В выпущенном издании особый интерес вызывает статья известного журналиста Андрея Панкратова «Просветлённые Д.Н.». По существу это глубокое эссе о многогранности грандиозного таланта Даши Намдакова, воплотившейся и в то же время беспрестанно воплощаемой в нашей жизни, о его великом мастерстве, обретшем вселенский характер и ставшем прекрасной и неповторимой явью, а также о его громадном вкладе в строительство Главного храма Вооруженных сил России. Впрочем, в сказанном выше нетрудно убедиться, стоит только прочитать статью.

Владимир Антонов, профессор ВСГУТУ, заслуженный деятель науки РФ

Фото: Андрей Бронников, Вадим Савицкий