Культура 2 ноя 2022 1270

«Только правда»: творческое кредо писателя Константина Карнышева

Жил, был, творил... Я до сих пор не могу говорить о Константине Григорьевиче Карнышеве (1927-2004) в прошедшем времени. С Костей мы были знакомы и дружны давным-давно, еще с редакционных «молодёжкинских» времен. Тем более, что его супруга Галина работала вместе со мной в отделе учащейся молодежи газеты «Молодёжь Бурятии», - вспоминает на страницах «Бурятии» краевед Евгений Голубев.

С юных лет не баловала судьба Константина Карнышева: голодное детство, с 12 лет - тяжкий труд в рыболовецкой бригаде. В 17 лет - служба на Тихоокеанском флоте в составе бригады подводных лодок, участие в боевых действиях с Японией, освобождение Порт-Артура, тяжелое ранение и два года лечения в госпитале.

Свободный художник

Не гладкой оказалась поначалу и его дорога в мирной жизни. Работал директором Кударинского Дома культуры, после - воспитателем молодежного общежития в Улан-Удэ. Время от времени публиковал заметки в районных газетах и в республиканской «Молодежи Бурятии». И вскоре журналистика настолько захватила его, что в 1954 году он становится штатным сотрудником молодежной газеты. Довелось ему поработать и на Бурятском радио, потом редактировать многотиражную газету «За педагогические кадры», издаваемую в БГПИ имени Доржи Банзарова. В 1966 году, закончив Хабаровскую ВПШ, Константин получил высшее журналистское образование.

Время шло. Ему уже под сорок, он обзавелся семьей, родились сын и дочь. Творческие искания и житейская неустроенность вроде бы позади. Но жизнь дает ему такой богатейший материал для творчества, что наряду с журналистскими очерками он, забывая о невзгодах, начинает писать художественные рассказы. В 1971 году он решает стать профессиональным писателем, «возложив на себя бремя свободного художника без твердой зарплаты. Жертва такая, видимо, была нужна ради того, чтобы сосредоточиться в поисках нужного слова». Так он напишет позже в «Автобиографических заметках».

Он печатается в журналах «Байкал», «Октябрь (Москва) «Дальний Восток». За рассказ «Кормилица» в 1970 году Карнышев получил республиканскую премию. В 1972-м вышла в свет его первая книга «Сугробы», о которой одобрительный отзыв дал А.Б. Соктоев: «В лице К. Карнышева наша русская проза Бурятии обогатилась рассказчиком с поэтическим видением мира».

Эта повесть носила автобиографический характер и состояла из двадцати двух рассказов, поведавших о жизни Кости Корягина в довоенное время, и завершалась его возвращением после разгрома Японии в 1945-м в родную деревню Заверняиху.

Автобиографической, по сути своей, получилась и другая повесть Карнышева «Странствия Горбоносого»» (1975), состоявшая из тридцати пяти рассказов, в которых были описаны повседневный труд и быт эвенков-оленеводов, образно и ярко изображался мир людей и зверей.

В центре - человек

Добрые отзывы литературных критиков и, естественно, читателей получили и другие произведения писателя: книга «Хрустальные льды» (1976), сборник повестей и рассказов «Сокровенные желания» (1986). В 1988 году в Москве вышла его книга «Повести», заслужившая высокую оценку критика Ю. Востокова, подчеркнувшего, что «читая книгу, сознаешь, что есть еще ценности, перед ними судорожные жажды благ и политиканство суть прах и тлен...».

Воодушевленный похвалой, писатель продолжил работу над своей последней книгой «Чудодей», которая вышла в 2002 году и была признана лучшей книгой года. В нее вошли три новые повести: «Кедроля», «Чудодей» и «Долгие вьюги», а также несколько рассказов, дополненные циклами «Россыпи» и «Отчее заселье».

Проза Константина Карнышева в больших (повести, рассказы) и малых жанрах (эссе, миниатюры, названные писателем «Россыпи») всегда обладает большим географическим пространством - это само сибирское озеро-море и реки, впадающие в него, лесные дебри и нивы, отвоеванные у тайги, скалистые отроги гор и заимки, прижавшиеся к ним. Герои его повествований - пахари и рыбаки, оленеводы и охотники живущие в этом уголке Забайкалья.

Литературоведы, занимавшиеся изучением творческого наследия писателя, раскладывая по тематическим полочкам все им написанное, гадали: кем считать Карнышева - «деревенщиком» или же «природоведом»-«экологом». Он же писал и о деревне, жизнь и быт которой ему были хорошо знакомы, и о царстве природы и зверей, все более нуждающемся в нашей защите. Словом, он писал обо все этом, и, как правильно отметила литературовед А.К. Паликова: «Прежде всего о душе, о совести, о памяти, которые свойственны только человеку. Человек и был главной темой его творчества».

И в самом деле, герои Константина Карнышева - это обыкновенные люди, чаще всего сельские жители, простые в своей открытости и мудрые в своей верности идеалам добра, заложенным в их души поколениями предков - тружеников. Как верно подметил искусствовед О.И. Куницын, через все книги писателя проходит главная карнышевская тема - обличение зла, вера в конечную победу доброго начала, убеждение в жизненной необходимости гармоничной связи человека и окружающего его мира.

Герои Константина Карнышева несут в себе лучшие черты русского национального характера. Они совестливы и отзывчивы, добры и великодушны, терпеливы и трудолюбивы. Впрочем, отличительными чертами характера и самого писателя как раз являлись честность, прямота, скромность, доверчивость и доброта.

Жизнь и правда

«Жить в правде» - эта формула, которую использовал Кафка то ли в своем дневнике, то ли в одном из писем близкому другу. Определить суть этого умозаключения несложно: это значит не лгать, не прятаться, ничего не утаивать, жить в ладу с совестью. У А.И. Солженицына эта формула звучала чуть иначе: «Жить по правде» А Константин Карнышев в одном из своих интервью сказал так: «Трудная, но прекрасная эта профессия - быть вечным учеником у жизни... Мое творческое кредо - только правда». Три разных человека в разное время сформулировали свое жизненное кредо, но суть, очевидно, одна.

С Константином Григорьевичем, как я уже сказал, мы дружили еще с «молодежкинских» времен. И каждый раз, встречая его, высокого, плечистого, очень похожего на Дон Кихота, только воевавшего не с ветряными мельницами, а с реальными носителями зла и негативных явлений нашей жизни, говорили о наболевшем, делились своими творческими задумками, сетовали на то, что мир, увы, меняется не в самую лучшую сторону.

В моей домашней библиотеке, насчитывающей несколько сотен томов, одно из почетных мест занимают книги Кости. И все они с его автографами. Самое дорогое из них это: «Дорогой Женя! Наконец-то дождался издания «Чудодея». И мне доставляет особую радость вручить эту книгу старинному другу, с которым идти по жизни большое счастье! Пусть это длится и длится, жар общения долго-долго не потухает. Что может быть выше этого дара, вложенного в наши души Провидением. С чистым сердцем и самыми добрыми чувствами. Константин Карнышев».

... Без малого тридцать пять лет К.Г. Карнышев отдал творческому труду и по праву вошел в большую литературу, став в один ряд с такими известными писателями, как В. Белов, В. Астафьев, В. Абрамов, Е. Носов, В. Шукшин, В. Распутин.

По инициативе членов литературно-музыкального объединения «Олимп» в библиотеке № 19 - филиале Центральной городской имени И. Калашникова создан мини-музей Константина Карнышева, где хранятся его рукописи, фотографии, книги с его автографами. И там же постоянно мы всегда проводим «Карнышевские чтения».

Справка

Карнышев Константин Григорьевич - прозаик, журналист. Родился 20 октября 1927 года в с. Оймур Кабанского района Бурятии. Окончил Кударинскую среднюю школу, отделение журналистики Хабаровской высшей партийной школы (1962-1966). Член Союза писателей СССР с 1983 года, народный писатель Бурятии. Заслуженный работник культуры Бурятии. Лауреат Государственной премии Бурятии, действительный член Географического общества России.

Фото: предоставлено автором