Культура 3 ноя 2022 1735

Журналу «Байкал» исполняется 75 лет

В год юбилея вспоминаем основные вехи большого и славного пути

1947 - 1955

В 1947 году вернувшемуся с войны Жамсо Тумунову, автору первого бурятского романа «Степь проснулась», пришла идея создания республиканского литературного издания. Идею поддержали и другие писатели Бурятии, а также руководство Союза писателей СССР. Было получено добро от Кремля, где понимали необходимость регулярного литературного издания в национальной республике. И вот, в трудные времена послевоенной разрухи, в 1947 году вышел первый номер альманаха «Байкал» на бурятском языке, а через два года в 1949-м - на русском.

Альманах просуществовал неполных 8 лет. Он в основном собирался из материалов писателей, журналистов и ученых Бурятии. Над переводами произведений бурятских писателей работали Вениамин Штеренберг, Никифор Рыбко, Михаил Степанов и другие. В переводе Михаила Степанова в одном из номеров альманаха вышла первая часть дилогии Чимита Цыдендамбаева о Доржи Банзарове, прославившая писателя.

Строгой периодичности выхода альманаха тогда еще не было, выходили одна-две книжки в год, которые готовились силами членов Союза писателей Бурятии, а подписывались в печать секретарем СП. В 1955 году принимается решение на базе альманаха создать толстый литературный журнал, причем инициатором снова выступил Жамсо Тумунов.

1955 - 1961 

В 1955 году журнал создали и назвали «Свет над Байкалом» («Байгалай толон»). Первым редактором был избран Никифор Рыбко, и уже с 1956-го года журнал вышел на свою постоянную периодичность - 6 номеров в год тиражом 4-6 тысяч экземпляров.

Никифор Рыбко редакторствовал с 1955 по 1958 год. В это время в журнале публикуются роман Жамсо Тумунова «Золотой дождь», первая часть трилогии Даширабдана Батожабая «Похищенное счастье», вторая часть дилогии о Доржи Банзарове Чимита Цыдендамбаева «Вдали от родных степей», появляются стихи поэта Мунко Саридака, жившего и писавшего в двадцатые годы.

В журнал приходят новые авторы, появляются первые произведения Дондока Улзытуева, Михаила Шиханова, который посещал, будучи студентом, созданное при журнале литобъединение «Свет над Байкалом» вместе с молодыми журналистами Владимиром Бараевым и Исаем Калашниковым.

В 1958 году главным редактором журнала стал Чимит-Рэгзэн Намжилов. Три года его редакторства отмечены выходом романов «Хилок наш бурливый» Барадия Мунгонова, «Последнее отступление» Исая Калашникова, продолжения «Вдали от родных степей» Чимита Цыдендамбаева, романа «В гольцах светает» Владимира Корнакова. Отряд переводчиков бурятской литературы пополнил Анатолий Щитов.

Именно в это время закладывается традиция публиковать на страницах журнала прозаиков и поэтов стран Азии: Китая, Индии, Кореи, Вьетнама и Монголии, которая сохранилась и до сегодняшних дней.

Обложка журнала «Свет над Байкалом»

1961 - 1974

Самая яркая эпоха журнала связана с именем Африкана Бальбурова, занимавшего пост главного редактора в 1961-1974 годы. За это время тираж переваливает отметку в 15 тысяч, журналу возвращают первоначальное имя «Байкал», он приобретает известность на всю страну, становится изданием всесоюзного значения по своему наполнению. Литературными сенсациями того периода, вызвавшими широкий общественный резонанс, стали знаменитая «Улитка на склоне» братьев Стругацких, статья Аркадия Белинкова «Поэт и толстяк» (за эти публикации журнал подвергся гонениям со стороны властей), статья В. Зайцева «Боги приходят из космоса», роман «Черные лебеди» Ивана Лазутина. Начинает печататься роман «Жестокий век» Исая Калашникова.

Расцвет журнала совпал с расцветом бурятской литературы. Среди наиболее крупных публикаций тех лет можно назвать продолжение трилогии Даширабдана Батожабая «Похищенное счастье», научно-фантастические повести Владимира Митыпова, «Разрыв-трава» Исая Калашникова, начало «Подлеморье» Михаила Жигжитова, «Двенадцать моих драгоценностей» Африкана Бальбурова, «Год огненной змеи» Цыден-Жапа Жимбиева, стихи и поэмы Дондока Улзытуева, Дамбы Жалсараева, Николая Дамдинова, Алексея Бадаева, Солбона Ангабаева.

В это время с журналом начинают сотрудничать талантливые литературные критики Василий Найдаков, Цырен-Анчик Дугарнимаев, Гунга Туденов.

Журнал продолжает пополняться новыми авторами.

В 1974 году после неожиданного ухода из журнала Африкана Бальбурова пост главного редактора на короткий срок занимает Николай Дамдинов, а в 1975 журнал возглавляет Сергей Цырендоржиев.

1975 - 1997

Если эпоха Бальбурова пришлась на хрущевскую оттепель и ее конец, то три десятилетия редакторства Сергея Цырендоржиева пришлись на спокойный брежневский период. Эти три десятилетия вместили не только уход старых мастеров, смену литературных поколений, угасание переводческой школы, но и самые высокие тиражи (более 30 тысяч к началу восьмидесятых годов).

Среди наиболее заметных публикаций тех лет «Инспектор золотой тайги» и «Геологическая поэма» Владимира Митыпова, «Год белой курицы» Михаила Жигжитова, «Десятый рабджун» Владимира Гармаева, роман классика средневековой монгольской литературы Ванчинбалын Инжинаша «Палата красных слез» в переводе Лидии Скородумовой.

В перестройку редакция журнала «Байкал» приняла решение о выходе из Союза писателей Бурятии, журнал стал просто «журналом писателей Бурятии», а не органом Союза писателей, как было прежде.

Прекратив свое существование в 1997 году журнал, можно сказать, разделил судьбу СССР, распавшегося в 1991-м.

История советского «Байкала» закончилась в его пятидесятилетие. Статья Сергея Цырендоржиева, опубликованная в юбилейном выпуске журнала, так и называлась «Юбилей с грустинкой в глазах» и была, по сути, прощальной песней ушедшей эпохе.

2005 – 2022

Отмечаемое в этом году 75-летие журнала «Байкал» ведет отсчет со дня основания альманаха «Байкал». Строго говоря, если учитывать семь лет невыхода журнала, с 1997-го по 2005 год, то «Байкалу» меньше семидесяти. Новой истории журнала неполных 16 лет, и это достаточно большой для литературы срок, вспомним, что эпоха Бальбурова длилась 13 лет.

Возрожденный в 2005 году писателем Алексеем Гатаповым и его командой журнал унаследовал от своего предшественника имя, периодичность, рубрикацию и даже авторов, но базовые позиции, понятно, были утрачены из-за смены эпох. Это, в первую очередь, литературоцентризм как духовная парадигма, системная государственная поддержка и гонорары, а также монополия на читателя, отмененная свободным интернетом.

Но и в таких условиях, как показали эти 16 лет, литература не вымерла. По совокупности, к примеру, большой прозы, причем абсолютно разноплановой, вышло не меньше, чем в иные «урожайные» советские периоды. Это «Пузыри жизни» Андрея Игумнова, «Альма матер» и «Улигер о детстве» Владимира Бараева, трилогия «Копачи» Владимира Гармаева (неоконченная), романы Цыдыпа Цырендоржиева, «Белое и черное» Янданэ, повести «Рождение вождя» Алексея Гатапова, «Звезды над Типуками» Евгения Самарина, «Волчьи тропы» Болота Ширибазарова, «Где живут лилипуты» Виктора Костригина, «Торговец жизнью» Владимира Фильчакова, «Пропавший» Геннадия Башкуева, «Не плачьте, лиственницы» Эдуарда Бочкина, «Последняя охота» Александра Затеева.

Продолжают публиковаться авторы, начинавшие еще в советском «Байкале». Приходит поколение эпохи интернета.

С 2005 по 2007 годы журналом руководил Алексей Гатапов, с 2007-го по 2008 - Батожаб Раднаев. В 2009 году журнал «Байкал» перешел из министерства культуры республики под крыло издательского дома «Буряад унэн». В 2009-м редактором «Байкала» стала ветеран редакторского дела Наталья Ильина, а редактором «Байгала» - поэт Галина Базаржапова-Дашеева.

Подводя итоги пятидесятилетней истории журнала, Сергей Цырендоржиев, чтобы не заканчивать на печальной ноте свое юбилейное послание, предложил верить в расцвет, прогресс и цветение, которые неизбежно наступят завтра, связав таким образом процветание журнала с благосостоянием страны в целом.

Сегодня, четверть века спустя, осторожный оптимизм относительно будущего журнала немного иной, об этом хорошо сказал в одном из интервью Алексей Гатапов: «Сейчас вырабатываются новые формы литературного процесса. Пришло понимание, что чтение не может быть массовым явлением. Таковы реалии времени, никого насильно не заставишь. Но есть определенный процент, кто интересуется литературой, всегда хочет быть в курсе новинок, обсуждать в интернете. Возможно, литературные журналы станут более адресными. Возникла своя «премиальная жизнь», проводятся фестивали и конкурсы, книжные ярмарки. Так что перспективы есть, нужно не останавливаться на достигнутом, продолжать работать».

Автор: Булат АЮШЕЕВ

Фото: Предоставлено автором