Культура 22 дек 2022 2750

Культурное наследие Бурятии

Этой вводной статьей мы открываем цикл рассказов о памятниках истории и культуры Бурятии

© фото: Из архива АУ РБ НПЦ охраны памятников

Бескрайние просторы нашей республики, славящиеся удивительным разнообразием и красотой природы, содержат замечательные и зачастую уникальные объекты, представляющие историко-культурную ценность – наше Наследие. Можно часами рассказывать о строгой классике православных храмов, затейливых кружевных узорах памятников деревянного зодчества, удивительных археологических находках, древних наскальных рисунках и красоте буддийских дацанов. Это более 1600 памятников истории, археологии, архитектуры, монументального искусства, которые характеризуют богатую самобытную культуру Бурятии, являются свидетелями Ее Величества Истории и состоят под охраной государства.

         Многие считают, что настоящие памятники расположены где-то очень далеко в Греции, Египте, Китае и в других местах, но никак не в родной Бурятии. А между тем историко-культурный потенциал нашего края весьма богат и разнообразен. Древнейшие памятники в Бурятии – это стоянки и поселения древних людей, плиточные могилы и херексуры, городища, наскальные рисунки и множество археологических находок – артефактов, имеющих тысячелетний возраст. C XVI в. Российская Империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток, регулировать дипломатические и торговые отношения с Монголией и Китаем. Эти события коренным образом отразились на судьбе народов населявших наш край.

С XVII в. в Забайкалье сооружаются деревянные крепости-остроги. Удинский, Баргузинский, Селенгинский послужили началом будущих городов. В конце XVII в. были основаны монастыри: Троицко-Селенгинский и Посольский, которые в настоящее время используются православными общинами по первоначальному назначению. Судьба архитектурных памятников Бурятии складывалась по-разному. К сожалению, в годы гонений на религию были безвозвратно утрачены многие православные храмы и буддийские дацаны. Сохранившиеся буддийские святыни – Гусиноозерский, Анинский и Иволгинский дацаны – особая история в нашей национальной республике. Они притягивают своим колоритом туристов и паломников, проповедуют буддийские ценности и восхищают самобытным искусством. 

Большое значение для освоения Забайкалья имело переселение старообрядцев. Основанные ими села Бичура, Куналей, Мухоршибирь, Тарбагатай, Мухор-Тала выделялись среди других поселений своей величиной и планировкой, а также добротными, типично русскими избами. С середины XVIII в. начинается строительство каменных зданий – соборов, церквей, общественных зданий. В архитектуре городского жилища, а вслед за ним и сельского, укоренились элементы стиля русского классицизма, барокко. Они прослеживаются в архитектуре православных культовых памятников Одигитриевского собора в г.Улан-Удэ, Воскресенской, Успенской, Троицкой церквях в г.Кяхта, Сретенской церкви в Батурино и других.

Особый колорит центральной части городов придают Гостиные и Торговые Ряды, здания присутственных мест и реального училища в г.Улан-Удэ, городского четырехклассного училища и богадельни в г.Кяхта, каменные дома, в том числе усадебные постройки именитых купцов Трунева, Голдобина, Мордовского, Лушникова, Коковина, Нерпина, Капельмана и других. 

В центральной части Улан-Удэ сохранилось немало памятников деревянного зодчества конца XIX – нач. XX вв. Украшенные затейливой резьбой, эти здания создают неповторимую атмосферу и уют старого города. Для Верхнеудинска, удаленного от центральной России, и возникшего как военное (острожное) поселение, аграрное производство было одним из важнейших занятий горожан. Как следствие, в городе преобладали деревянные одноэтажные усадебные дома, предназначенные для проживания одной семьи. Наряду с ними, в середине XIX в. появляются доходные дома с квартирами, сдаваемыми в аренду. Как правило, дома богато декорировались, а пышность и обилие декора как бы подчеркивали их высокий социальный статус.

История Бурятии хранит память и о знаменитых ученых, путешественниках, миссионерах, декабристах. Исследования Ю.Д.Талько-Грынцевича, Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова, В.А.Обручева, супругов Потаниных, деятельность декабристов Н.А.Бестужева, М.К.Кюхельбекера и многих других - яркая страница культурного наследия республики, ее неизменная гордость.

В одну из золотых страниц истории России свое имя вписала Кяхта. Именно через Кяхту, Россия, первая из европейских стран, вступила в официальные отношения с Китаем. С торговыми караванами хлынула в Европу экзотическая культура Юго-Восточной Азии. На острие торговых отношений, на перекрестке культур Востока и Запада оказалась Кяхта. Поэтому и состоялся феномен создания уникального города с неповторимой историей и самобытной культурой. Кяхтинская торговля сыграла большую роль в экономике России, ее доля достигала до 10% всей российской внешней торговли, основным российским товаром была пушнина, доставлявшаяся сюда со всей Сибири и Аляски. Кяхту называли «воротами» в Центральную Азию, через которую шел Великий Чайный путь. Географическое положение способствовало активному научному и культурному обмену стран Северной и Центральной Азии. В Кяхте формировались почти все крупные научные экспедиции. В разные годы город посещали путешественники, востоковеды, ученые многих стран мира. Здесь жили и плодотворно трудились известные просветители: Шиллинг, Бичурин, Ковалевский, Талько-Грынцевич и другие. Оставаясь окраиной России, Кяхта была и местом ссылки политических заключенных.

         В июле 1894 г. в Троицкосавске было открыто отделение Русского Географического общества, а чуть ранее возник музей, принесший городу всеобщую известность, где собраны и хранятся замечательные коллекции, характеризующие культуру народов Бурятии, Монголии, Центральной Азии. Кяхта уникальна тем, что сохранила многие объекты историко-культурного наследия, отражающие разные периоды ее жизни. Это дома, в которых жили именитые кяхтинские купцы (Нерпин, Коковин, Немчинов, Урманчеев и др); дома, в которых останавливались известные путешественники (дом купца Лушникова, в котором бывали Пржевальский, Потанин, Обручев и др., дом, где останавливался Козлов); дома, в которых происходили события, оставившие яркие страницы в истории города.

         Бурятия хранит память о воинах, погибших при защите Родины. Почти в каждом населенном пункте есть памятники воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В Улан-Удэ и Бабушкине сохранились здания, в которых в годы войны размещались эвакуационные госпитали. Возле городского кладбища п.Горький в Улан-Удэ находится Мемориал на братской могиле воинов, умерших от ран в госпиталях города и могилы Героев Советского Союза Балдынова И.В., Оцимика К.В., Денисова О.А., Хантаева В.Х. Каждый объект культурного наследия имеет свою историю, о которой нам бы хотелось поделиться в следующих публикациях.

 Любовь Мордвина – специалист АУ РБ НПЦ охраны памятников

 

 

 

Фото: Из архива АУ РБ НПЦ охраны памятников