Культура 30 апр 2023 1177

​Байкал №2 2022

 

На обложке: «Белый старец». 1991 г. Конский волос, ручное ткачество. Фрагмент работы Баярмы Дамбиевой по эскизу Аллы Цыбиковой

 

 

 

Евгений Самарин. Непересказуемая сладость жизни. Повесть. Продолжение

Марина Котова. Тапхар. Стихи

Аркадий Перенов. Черёмуховый свет. Роман             

Эрдэм Гомбоев. Про зло и добро. Стихи

Алексей Гергенов. Загадка Большой медведицы. Рассказ

Алексей Гуранин. Рукопожатие. Рассказ        

Андрей Коваленко. Генетика. Рассказ

Галина Базаржапова. Облака в Убэр Ацагате. Стихи

 

Дневники и воспоминания

Баир Дугаров. Тетива травинки. Дневник 2011 года. Продолжение

 

В мире интересного

Юрий Неронов. Баунтовская ряпушка. Детективная история

 

Искусство

Туяна Жамбаева. Воспевая красоту родного края. Памяти Баярмы Дамбиевой

 

История и краеведение

С чего начинается родина... Слово об Эдуарде Дёмине

 

Юбилеи и даты

Галина Мададаева. К 200-летию Доржи Банзарова. Монголовед Осип Михайлович Ковалевский. Архивные заметки

 

 

Приобрести журнал и подписаться можно по адресу: Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, каб. 16, тел. 21-50-52.

 

 

 

Баир Дугаров. Тетива травинки. Дневник 2011 года. Отрывок

 

 

Абай Гэсэр побеждает 77-голового мангадхая Даньял Шара  и его мать — рыжую мангадхайку

 

Гэсэр решает объехать дозором широкую землю свою, проверить, нет ли еще врагов дерзких из 13 ханов и 73 языков. На холме у чистого родника Гэсэр в честь своих богов покровителей курит трубку табаку. Взывает к батюшке Эсэгэ Малану да матушке Эхэ Юрэн, батюшке Хухэдэй Мэргэну и матушке Хултэй Хатун, творцу коней Уха Солбону и своему творцу-покровителю старцу Зарлиг Сагану, на белом коне, с переметной сумой за седлом.

В пути он встречает 77-голового мангадхая Даньял Шара, с которым сразу вступает в поединок. Гэсэр ударяет мангадхая об громадную лиственницу, бьет над ним его коня, разбивает седло, ломает бич-плетку, как принято делать на похоронах доблестных мужей.

В это время мчится навстречу Гэсэру на рыжем коне мать побежденного мангадхая — высокая как тополь рыжая баба, размахивает длиной кривой кожемялкой, грозя отомстить за сына. И ударяет своей кожемялкой по шее Гэсэра, но как об сталь отскакивает кожемялка, лишь звон стали слышен! Гэсэр выхватывает кожемялку у мангадхайки и рассекает ее пополам сверху донизу, но она, прижав руками с обеих сторон, восстанавливает себя. Никак Гэсэр не может добить ее: даже вся изрубленная, мангадхайка, вцепившись за кончики трав и камышей, быстро принимает прежний вид. Чтобы одолеть ее окончательно, нужно разыскать и уничтожить душу этого страшного противника. Из книги судьбы богатырь узнает, что она находится в коробке на дне моря. Гэсэр достает эту коробку, разбивает ее, и оттуда вылетают двадцать шесть перепелов. Богатырь, обернувшись в ястреба, бьет по перепелам. Те спускаются на широкую землю и, обернувшись в тринадцать антилоп, бегут по степи. Богатырь превращается в девять серых волков небесных и гонится за антилопами. Те снова поднимаются на небо в виде тринадцати перепелов. Опять Гэсэр взлетает ястребом и принимается бить по перепелам. Остается один перепел, который рассыпается мелкими рыбешками в море-реке. Тогда гонится за ними Гэсэр, превратившись в девять щук. Оставшаяся одна рыбешка оборачивается вдруг в тринадцать перепелов, взлетающих на небо. Гэсэр в отчаянии. Он ловит лучи солнца и привязывает их пучком к холке своего Сиво-голубого коня, ловит также лучи месяца и привязывает на крестец коня. Затем вызывает кровавый дождь и каменный град. Тринадцать перепелов, чтобы спастись от дождя и града, прилетают на светлые пятна и попадают в руки Гэсэра. Он курит трубку табаку в честь победы над могущественным врагом и благодарит своих тэнгриев-покровителей.

 

Ожил Атай на земле, был он для смерти неуязвим,

Ожил благодаря волшебствам своим.

Отпрыски рода его на земле расплодились,

От дыхания бездны образы тьмы сгустились.

И на земле, что прежде была светла,

Исполины возникли — исчадие зла:

Победоносные потомки Атая,

Полные силы могучей и злой,

Полудемоны-полубоги,

Помнящие о родстве с небесами,

Похваляясь своим происхождением,

Противоборствуя добру и свету,

Стали править они на земле,

Стали славить свой род, оживший во мгле…

 

 

 

Читайте также