Экономика 5 окт 2023 2996

«Дороги Бурятии»: о серьезных и важных шагах в развитии отрасли

Качественное дорожное полотно – важная составляющая экономики региона. С ним растет инвестиционная привлекательность, активнее развивается туристическая отрасль, сельское хозяйство, культура и, в целом, социальная сфера, пишет газета «Бурятия».

Эти годы в республике прошли под знаком реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», а также федерального проекта «Комплексное развитие сельских территорий».

– Бурятия получила мощнейший импульс, которого не было, пожалуй, за последние десятилетия, в развитии транспортной инфраструктуры и реализации крупнейших капиталоемких дорожных проектов, - подчеркнул зампред Правительства республики Евгений Луковников.

К нормативному состоянию

За 2017-2022 годы на федеральных, региональных и местных автодорогах Бурятии после реконструкции и ремонта введено в эксплуатацию 1724 км и 87 мостов на общую сумму 67 млрд рублей. В этом году на дороги в республике направили 16 млрд рублей. В нормативное состояние приведут 249 км дорог, 12 мостов, а также обустроят четыре населенных пункта на региональной и местной сети дорог.

На конец 2022 года доля региональных автодорог, отвечающих нормативным требованиям, составила около 49 %, местных – около 46 %. К 2024 году стоит задача привести в нормативное состояние 50 % региональной дорожной сети и 85 % дорог Улан-Удэнской городской агломерации. Общая протяженность региональных дорог, вошедших в опорную сеть, составила 898 км, при этом 332,7 км отремонтировали и реконструировали за счет дорожного фонда Бурятии и федеральных средств.

Масштабные работы идут, а где-то уже и завершаются, как, например, в Баргузинском, Кабанском, Прибайкальском, Иволгинском, Заиграевском, Тарбагатайском, Бичурском, Еравнинском, Закаменском, Селенгинском и других районах республики. Так, почти готов участок от федеральной дороги «Байкал» к селу Посольское в Кабанском районе, на финишной прямой и ремонт участка между Оймуром и Дуланом.

- Участок дороги сделали от федеральной дороги, по селу Большая Речка, через железнодорожный переезд и до моста через реку, - говорит глава администрации МО «Посольское» Кабанского района Светлана Осетрова. – Дорога замечательная, ее расширили и укрепили.

Уроженка этих мест, поэтесса и член Союза писателей России Елизавета Бильтрикова в ремонте дороги Оймур-Дулан желает строителям только успехов.

– Дорога старинная, святая, к тому же, считается, что грунт здесь нетяжелый, хороший, - добавила она.

На региональной дороге Улан-Удэ-Романовка-Чита дорожники производят ремонт участка с 16-го по 58-й км через село Эрхирик. Выполняют ремонтные работы на участке от отворота к селу Амгаланта Хоринского района до села Поперечное в Еравнинском районе, это 200-234-й км. Трудятся на участке с 357-го по 387-й км.

В этом году в эксплуатацию введут участок региональной дороги Гусиноозёрск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, с 260-го км от села Цакир Закаменского района до перевала Юхта.

Третий мост

В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» подрядчики ведут ремонт дорог общей протяженностью около 30 км в границах городской агломерации, куда входят Заиграевский, Иволгинский, Прибайкальский, Тарбагатайский районы и столица Бурятии.

Один из масштабных проектов - строительство транспортного перехода через реку Уда в столице Бурятии. Это важный стратегический объект для Улан-Удэ. Путепровод напрямую свяжет Октябрьский и Железнодорожный районы, тем самым разгрузив транспортный поток на магистральных улицах города. В этом году прошли работы по установке пролетов моста, теперь они полностью опираются на опоры. Идет строительство путепровода на улице Лазо, устройство въезда на опорах 1 и 4, строительство тоннеля под железнодорожными путями и устройство прокола под теплотрассу. Продолжается переустройство тепловых сетей. Все идет в соответствии с планом. В следующем году строители приступят к укладке дорожного покрытия, установке барьерного ограждения и шумозащитных экранов. Протяженность моста должна составить 202 м. Ввод объекта запланирован на 2024 год.

Дорожное строительство в Бурятии

Работа в части развития транспортной, дорожной инфраструктуры идет в тесном взаимодействии с общественностью. При минтрансе Бурятии создан общественный совет, с членами которого специалисты ведомства выезжают на объекты. Так же идет работа и на местах: при ремонте дорог, проходящих через села, учитывается мнение местных жителей. Дорожники заверяют, что полностью открыты для диалога и готовы к реализации самых серьезных задач.

До границы с Монголией

Дороги особенно важны для внешнеэкономической деятельности. Как идет капитальный ремонт участков федеральной автомобильной дороги Култук-Монды до границы с Монголией? И в целом, как он продвигается на федеральных дорогах в пределах республики?

В текущем году Управлением федеральных дорог «Южный Байкал» выполняются работы по двум подведомственным федеральным автодорогам.

Ремонт А-333 (Култук-Монды-граница с Монголией) выполняется на четырех участках: до 6-го км, от 140-го до 151-го км, от 151-го до 155-го км, от 186-го до 190-го км. Общая протяженность участков – 25 км. Капитальный ремонт дороги ведется на участке от 210-го до 216-го километра, протяженностью 6 км. Ведется капремонт моста через реку Хулу-Сансата на 196-м километре федеральной дороги Култук-Монды-граница с Монголией. А также ремонт водопропускной трубы на участке 190-191-й км.

- Пользуемся дорогами в пределах Тункинского района и замечаем улучшение их состояния, - говорит заместитель директора Национального парка «Тункинский» Андрей Дондупов. – Изношенные участки дорог ремонтируются, капитальный ремонт виден на многих участках. В районе местности Зактуй он проведен, в пределах села Туран - выполнен хорошо. Заказчик заранее присылает нам письма о предстоящих работах на участках.

Капитальный ремонт по федеральной автодороге «Байкал» проводится на трех участках общей протяженностью 35 км. Ведется основательно ремонтируется мост через реку Подосиновка на 205-м км. А также обновляют водопропускные трубы в количестве 8 штук.

- Идут интенсивные работы по строительству моста через реку Переёмная, что видно на подъезде к мосту, - говорит директор ФБГУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» Василий Сутула. – Желаем успехов дорожным строителям!

Мост через Подосиновку расположен в двух километрах от населенного пункта Кедровая в сторону Речки Выдриной. Подосиновка протекает между реками Аносовка и Выдриная.

На федеральной дороге Р-258 «Байкал» также выполняются работы по устройству защитных слоев износа на шести участках общей протяженностью 30 км.

Местные дороги Тунки

В границах туристического кластера в Тункинском районе состояние местных дорог - очень важный фактор. Поток туристов, отдыхающих на курорте увеличивается, нагрузка на полотно растет, вследствие чего защитные слои твердого покрытия изнашиваются.

В 2022 году в рамках соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов на содержание автодорог общего пользования местного значения, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, на аварийно-восстановительные, ремонтно-восстановительные работы бюджету МО «Тункинский район» и по решению комиссии по безопасности дорожного движения выделили средства на капремонт дорог по улицам Пушкина, Гагарина, Каландаришвили, Пограничной, переулку Энергетиков в селе Кырен на сумму 5 млн рублей. На 3 млн рублей также проведен ремонт дороги Тунка-Ахалик-Еловка длиной 18 км.

В 2023 году в рамках такого же соглашения выделили 5 млн рублей. на ремонт дороги в улусе Хужиры по улице Северная, в улусе Шулуты, на восстановление дорожного полотна автодороги от федеральной трассы Култук-Монды у села Гужиры и на подсыпку и грейдирование по улице Пограничной в селе Кырен.

Населенные пункты республики преображаются, а местные дороги приходят в нормативный вид.

СПРАВКА

Из истории дорог Бурятии

Первая дорожная организация «Бурмес» (Бурятское управление местного транспорта) была создана почти 100 лет назад, в 1924 году.

Первый автомобиль в Верхнеудинске появился в 1924 году. Им стал легковой автомобиль марки «Бьюик» с откидным верхом, который пришел из Урги.

К 1934 году республике насчитывалось 740 автомобилей. Большинство были заняты на перевозке грузов АО «Совмонтувторг» («Советско-монгольско-тувинская торговля»).

Протяженность дорог ровно 100 лет назад составляла 2500 км, в 1930 году – 5387 км, а в 1940-м - уже 8034 км.

Мост через реку Курба построили в 1912 году, замена на новый состоялась в 1955 году.

Автор: Даржана ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА

Фото: из архива ИД «Буряад унэн»