Экономика 13 окт 2023 2588

«По маршруту в Гусиноозёрск»: о специфике муниципальных и региональных пассажирских перевозок в Бурятии

Пассажирские автомобильные перевозки - важная часть региональной и районной экономики. Как с этим обстоят дела в муниципалитетах? Доступны ли коммуникации жителям поселений? Разбиралась «Бурятия».

Существуют внутрирайонные, межрайонные перевозки, а также рейсы автобусов по территориям поселений, работают такси. Как известно, организация автомобильных перевозок входит в полномочия муниципальных районов, а перевозки по республике, связывающие столицу с райцентрами и поселениями, одни районы с другими, находятся в ведении минтранса РБ.

По длинной деревне

Бичура - самая длинная деревня в мире. Как попасть на другой конец 18-километрового населенного пункта жителям и гостям района? Микроавтобусы хозяйственно-транспортного отдела районной администрации направляются по утвержденным маршрутам - по улицам Коммунистической, Ленина, Кирова, на остановку «Сахарный завод». Три машины ходят и в Покровку, Узкий Луг, Гутай, Елань. Потребности в перевозках этим муниципальным транспортом закрыты. Как рассказывают жители, лет пять-шесть перевозки в Бичурском районе выполнял и индивидуальный предприниматель, но в последнее время он отказался от обязанностей из-за дороговизны запчастей, а также увеличения поездок жителей на личном транспорте. Неудивительно - региональные, местные дороги становятся все лучше, и народ все больше приобретает легковые машины. Повсеместно востребованы водительские курсы! Нередко и положение, когда в одной семье две машины.

- В ближайшее время приобретаем автобусы малого класса «ГАЗель», обновляем, пополняем автопарк, - говорит заместитель руководителя комитета по развитию инфраструктуры администрации МО «Бичурский район» Ирина Гаврилова.

В саму Бичуру можно уехать отправлением с автовокзала по улице Советской в столице республики. С него же можно отправиться в Мухоршибирский, Селенгинский, Кяхтинский, Джидинский, Закаменский и другие районы.

- Могу уехать в Шаралдай, родную деревню, - говорит пенсионер Елена Курнос. - Автобусы отправляются в 9, 11, 16 часов! По дороге заходят в Хошун-Узур, если есть пассажиры.

Дорога в Тамчу

Конфигурация Селенгинского района в системе координат удобна для муниципального управления. Гусиноозёрск находится в самом его центре, и большинство поселений отстоят на равном удалении от него. Территория изрезана сетью дорог, к тому же, на большом протяжении район пересекает международная автотрасса Улан-Удэ-Кяхта, которую содержит в хорошем состоянии соответствующее ведомство (Упрдор). Также по муниципальному образованию проходит большой участок железной дороги на Наушки, от станции Убукун до Билютая.

Самые удаленные от райцентра села - Ташир, Усть-Урма и Зурган-Дэбэ. Причем последнее в период ледохода по Чикою бывает недолго отрезанным от района.

- На линии Гусиноозёрск-Гусиное Озеро микроавтобус ходит три раза в день, протяженность маршрута - 50 км, а цена проезда составляет 250 рублей, - говорит глава местной администрации Игорь Бадмаев.

Дорога в Гусиное Озеро отличная, новая. Ее строительство связано с деятельностью буддийской святыни - древнего Тамчинского дацана. Местные жители рассказывают, что большой вклад в устройство дороги внес его настоятель Солбон лама.

В Селендуму микроавтобус ходит также трижды в день, начиная с 8 утра.

- Народ ездит и на поезде Иркутск-Наушки-Иркутск, кому куда надо - в Хоронхой, Джиду, Кяхту, Улан-Удэ, Иркутск, - говорит глава МО «Селендумское» Цыден-Доржи Буянтуев. - У посадочной платформы нередко видим машины, людей.

У автовокзала в Гусиноозёрске. Фото Василия Черных

Площадь Гусиноозёрска - 14 кв. км, численность населения - 24,5 тысячи человек. Здесь без общественного транспорта жителям не обойтись. Четыре автобуса средней вместимости марки ПАЗ ООО «Гусиноозёрские маршруты» ходят по утвержденным маршрутам в поселки Набережный, Первомайский, в 9-й, 6-й, 2-й микрорайоны, в районы Восточный, Саянский, Кедровый. Общая протяженность - 16 км, стоимость проезда - 25 рублей.

- Нам одобрили бюджетную заявку на приобретение автобусов марки ПАЗ и «ГАЗель», - говорят в администрации Селенгинского района.

Связь с центрами

Нелегальные автоперевозки все еще остаются проблемой. В социальных сетях нередки объявления следующего содержания: «еду в райцентр, могу попутно подвезти». Получение теневых доходов доказать трудно: при остановках на постах ГИБДД пассажиры дружно говорят, что едут в машине родственника или друга. Такое положение бьет по наполняемости муниципального общественного транспорта.

Вырисовывается и другая проблема. В связи с введением дополнений, изменений к федеральному закону, а также с реализацией программы о доступной среде, появились требования к транспортным средствам и осуществлению перевозок. Рекомендуется, что автобусы должны иметь выдвижной «низкий пол» для закатывания колясок, посадки и высадки маломобильных граждан. А «низкий пол» - это обязательно бетонированная посадочная платформа с пандусом в селах на остановках. Но эти вопросы в принципе разрешимы. Ведь избавились же со временем от небезопасных автобусов марки «Истана»?

Автобусы следованием на Тунку, Аршан, Иркутск, Читу, Агинское и на все направления в Кабанский, часть направлений в Прибайкальский районы отходят от железнодорожного вокзала. Билеты приобретают в автокассе. В пиковые дни предпочтения отдаются пассажирам, направляющимся до конечной станции - студентам, отдыхающим по путевкам на курортах. В иной раз попутные пассажиры свободно едут до самых малых населенных пунктов - Мостовки, Югово, Троицка, Боярска, Клюевки, Толбазихи.

На привокзальной площади станции Улан-Удэ

В самом населенном районе Кабанском - значительную часть перевозок осуществляет ООО «Кабанск-авто». У организации есть еще и право на межрегиональные перевозки - Улан-Удэ-Иркутск, со стоимостью проезда в 1,5 тысячи рублей. Используются 100 машин, автовокзал в Кабанске - один из лучших в республике. Стоимость проезда в последнее время немного повысилась: например, по маршруту Выдрино-Кабанск доставляют за 560 рублей (расстояние 150 км), Бабушкин-Кабанск - за 350 рублей (67 км), Танхой-Кабанск - за 470 рублей (120 км) и так далее.

Хорошо организовано движение общественного транспорта в Каменске и Селенгинске. Индивидуальные предприниматели, как, например, ИП Жилин, самозанятые водят автобусы по маршруту Каменск-Кабанск, с остановками в Тимлюе, Закалтусе каждые полчаса, а в выходные - через час. В границах поселка утверждены остановочные пункты - микрорайон Молодежный, центральная площадь, Прибайкальская. Стоимость проезда - 40 рублей. В летний период организуются рейсы до дачного поселка. Жители Бабушкина, Клюевки с общей численностью населения 5500 человек тоже хотели бы иметь автобусное сообщение внутри территорий поселений, но пока много лет перевозки осуществляют такси ООО «Мысовка», «Ягуар» на маршрутах Клюевка-Бабушкин, Бабушкин-Боярск, Бабушкин-дачи Мантуриха.

Поручение Президента

На заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта Глава Бурятии Алексей Цыденов, занимающий пост председателя комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», информировал, что потребность регионов в обновлении автобусного парка до 2030 года составляет 65 тысяч транспортных средств. При этом он также констатировал, что с поставленной задачей российская промышленность справляется. Для продления программы льготного лизинга автобусов регионам необходимы не менее 60 млрд рублей ежегодно. В свою очередь, Президент РФ Владимир Путин поручил найти средства на обновление парка общественного транспорта в регионах.

Новые автобусы должны получить 13 муниципальных образований Бурятии. Благодаря специальному казначейскому кредиту республике выделят 398 млн рублей для приобретения районами 7 автобусов среднего класса (ПАЗ) и 71 - малого (ГАЗель).

- Специальный казначейский кредит - это эффективный механизм обновления инфраструктуры в регионах и создания комфортных условий жизни граждан, - отметил зампред Правительства РБ Евгений Луковников. - Выдается под 3 % годовых сроком на 15 лет.

В итоге 5 автобусов поступят в Бичурский район, 3 - в Заиграевский, 2 - в Закаменский, а также в Кабанский (10), Кяхтинский (3), Мухоршибирский (3), Северобайкальский (4), Селенгинский (11), Тункинский (3) и Хоринский (1). Автопарк Улан-Удэ должен пополниться 26 автобусами, Северобайкальска - 2.

- Закупали автобусы в Улан-Удэ, Муйский район, Закаменск, Кяхту и Северобайкальск. В этом году новые поступят сразу в 13 муниципальных образований, - прокомментировал будущее пополнение министр по развитию транспорта, связи и дорожного хозяйства РБ Александр Гоге.

Автор: Даржана ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА

Фото: Даржаны Целовальниковой