Плюсы газификации
Как сообщил в марте прошлого года Президент РФ Владимир Путин, Россия и Китай в ходе переговоров на высшем уровне согласовали практически все параметры соглашения о строительстве магистрального газопровода (МГП) «Сила Сибири-2». Эта актуальная тема, в том числе по газификации нашего региона обсуждалась и во время поездки Владимира Путина в Бурятию в марте 2023 года. Президент РФ назвал газификацию Бурятии лучшим способом улучшения экологии региона.
- Гораздо более перспективным является подведение сюда газа, и я думаю, что так оно и будет: мы реализуем проект строительства газотранспортной системы для экспорта в Китай, - сказал он.
- С учетом того, что «Сила Сибири» у нас назревает, все это делает привлекательным развитие газотранспортной системы здесь. Как только окончательно сложатся договоренности с нашими китайскими друзьями, мы поймем, где будут проходить окончательные маршруты. Тогда и будет ставиться вопрос о том, чтобы пошире развивать газификацию этих регионов, - заявил Президент на встрече с работниками Улан-Удэнского авиазавода.
Затем на совещании в Улан-Удэ по вопросам развития дальневосточных городов он указал на то, что необходимо «в ближайшие 10 лет обеспечить магистральным газом и Бурятию, и Забайкальский край». Как отметил Путин, единый проект газификации регионов «подтолкнет развитие машиностроения, металлургической промышленности, экономики в целом - рабочие места, дополнительные налоги пойдут».
Обязывающие соглашения
Первоначально планировалось, что МГП пройдет через Алтай (Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск). Но после того, как было рассмотрено технико-экономическое обоснование (ТЭО), утвердили новый маршрут, который пролегает южнее Томска на Красноярск, Иркутск, далее в обход Байкала резко на юг в Монголию, до Улан-Батора. По территории Бурятии (по предварительной трассировке) МГП протянется по трем районам - Тункинскому, Кяхтинскому и Закаменскому, а пересечение российско- монгольской границы произойдет в районе Кяхты.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер проинформировал, что от Наушек ответвление (протяженность магистрального трубопровода - 250 км) пойдет на Улан-Удэ: объем потребления на Бурятию и Забкрай - 3,5 млрд кубических метров газа. Определены сроки реализации проекта - до 2033 года. Но, по словам Алексея Миллера, эти сроки могут быть приближены до 5,5 лет, и «как только принимается окончательное инвестиционное решение (в момент подписания контракта) начнется отсчет времени».
Как отметил вице-премьер Александр Новак, лидеры России и Китая дали задание в кратчайшие сроки подписать все документы по газопроводу. Уже опубликована трассировка.
- Сейчас идет окончательно согласование контрактных условий между компанией «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), уже ведутся технико-экономическое обоснование, проектирование маршрута газопровода через территорию Монголии, - в конце 2023 года отметил Новак.
По его словам, в то время определялись цена, условия поставок и оплаты. Кстати, по мнению ряда экспертов, именно вопрос по цене стал камнем преткновения в переговорном процессе между Россией и Китаем. В конце прошлого года вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что строительство «Силы Сибири-2» на территории Монголии может начаться в первом квартале 2024-го.
В начале 2024 года Александр Новак проинформировал, что сроки строительства масштабного МГП и его основные показатели будут окончательно обозначены после «подписания обязывающих соглашений с китайскими партнерами». В конце января текущего года вице-премьер Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ заявил, что ожидает начала строительства этого МГП в 2024 году. России и Китаю «нужно согласовать многие детали проекта, а также изучить экономическую составляющую, стороны выясняют объемы экономической выгоды». Но по состоянию на март 2024 года эти соглашения не подписаны. Однако многие эксперты и аналитики уверены, что контракт по этому МГП в итоге будет подписан.
Прямая речь
Экономист Алдар Бадмаев
Думаю, что переговоры по «Силе Сибири-2» уперлись в два вопроса. Первый вопрос - цена. А второй - конкретные условия заключения договора, в частности, условия инвестиционного соглашения. Безусловно, и Китай, и Россия заинтересованы в этом проекте. Более того, геополитическая ситуация в мире складывается таким образом, что этот проект крайне актуален. По существу особой альтернативы ему нет: каналы поставок морем для Китая будут отрезаны. Сложности, которые могут возникнуть между Китаем и США и их союзниками, сухопутные маршруты (в частности, газопровод из Бирмы) тоже легко перекроют. Средняя Азия также непростой регион. Поэтому поставки газа из России - наиболее безопасный и надежный канал обеспечения Китая по сравнению с другими морскими и сухопутными каналами. Далее, что касается публикации китайских журналистов о том, что начали соединять действующие магистральные газопроводы «Сила Сибири» и ветки Сахалин - Хабаровск - Владивосток, то это не противоречит проекту «Сила Сибири-2». С установлением перемычки между газотранспортной системой Дальнего Востока и сибирскими источниками возникнет единая система, которая объединит регионы Сибири и Дальнего Востока.
Уверен, что контракт будет подписан, вопрос заключается в следующем - когда и на каких условиях. Еще раз подчеркиваю, что этот проект носит не только экономический, но еще и геополитический характер. Любые изменения политической ситуации в России, в мире сразу в известной степени влияют на ход переговоров, на их динамику. И в связи с этим возникают дополнительные сложности.
Справка
«Сила Сибири-2» - магистральный газопровод между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на северо-западе Китая. Ветка пройдет через Монголию, где будет реализовываться проект «Союз Восток», который станет продолжением «Силы Сибири-2».
Проектирование этого газопровода «Газпром» начал 18 мая 2020 года. После ввода в эксплуатацию этого магистрального газопровода будет прокачиваться 50 млрд кубометров газа в год. Протяженность масштабного МГП - около 6700 км, из которых 2700 км пройдут по территории России. Общая протяженность по территории Монголии - почти 963 км. Ввод в эксплуатацию «Силы Сибири-2» запланирован на 2033 год.
Автор: Подготовил Баясхалан ДАБАИН
Фото: Пресс-служба Главы и Правительства РБ