Экономика 17 янв 2025 6554

В Бурятии начались работы по проекту строительства второго Северомуйского тоннеля

В конце марта 2024 года ОАО «РЖД» и группа компаний (ГК) «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение о строительстве четырёх искусственных сооружений на БАМе по новой схеме финансирования, в том числе второго Северомуйского тоннеля. Соглашение дало старт третьему этапу развития Восточного полигона, который состоит из Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, рассказывает газета «Бурятия».

Новая стройка века

- Это крайне важное событие, колоссальный по значимости для Бурятии проект, - отметил Глава Бурятии Алексей Цыденов.

Rак сообщил руководитель республики, «будут созданы на длительный период новые рабочие места, это большие объемы строительства, оживление экономики прилегающей территории, новые налоговые поступления в бюджет республики, для наших предприятий - возможность отгружать больше грузов, снимается дефицит пропускных способностей, появятся перспективы для освоения месторождений полезных ископаемых».

Соглашение генерального подряда на строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и нового железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре было заключено в марте 2024 года. Строительство четырёх сооружений нового БАМа в совокупности с другими мероприятиями по развитию инфраструктуры (строительство вторых сплошных путей, станций и разъездов) позволит увеличить провозную способность Восточного полигона до 270 млн тонн по итогам 2032 года. Кроме того, предстоит построить 2000 км вторых путей и 1,5 тысячи км искусственных сооружений третьего этапа. - Это, возможно, не такие масштабные объекты. Но их возведение будет не менее сложным, поскольку стройка в суровых условиях Восточной Сибири - всегда вызов, - отметил глава РЖД Олег Белозёров.

Процесс пошёл

В июне прошлого года Глава Бурятии Алексей Цыденов проинформировал, что «общая пропускная способность Восточного полигона к концу года будет 180 млн тонн, и сейчас реализуется проект строительства второго Северомуйского тоннеля, сейчас в районе Северомуйска и Окусикана разворачиваются строительные городки, завозится техника, процесс пошел, второй Северомуйский тоннель как раз расшивает самое «узкое горлышко» на БАМе и дает пропускную способность».

Второй Северомуйский тоннель планируется сдать в эксплуатацию в 2032 году. Стоимость работ предварительно оценивается в 498,8 млрд рублей (без НДС). Изюминкой соглашения стала схема финансирования, разработка которой заняла несколько лет. Схема предполагает, что строительство будет финансироваться третьей стороной, а именно - пулом банков во главе с Газпромбанком. ОАО «РЖД» начнёт производить оплату только после сдачи объектов в эксплуатацию.

- Мы считаем, что это новый, современный метод финансирования, который позволит ускорить строительство железных дорог в России, - подчеркнул Олег Белозёров.

Каждое сооружение уникально. Но Северомуйский тоннель занимает среди них особое место. Как отметили эксперты, этот тоннель на сегодня - самое трудное звено, на котором двухпутный БАМ переходит на один полноценный путь. После сооружения второго Северомуйского тоннеля БАМ превратится в полноценную двухпутную магистраль, что позволит резко нарастить скорости и объёмы перевозки. Это будет иметь огромное значение для развития всего Восточного полигона.

Реализация третьего этапа развития Восточного полигона сложна и ответственна. В регионе возможны сейсмические воздействия до 10 баллов и гидростатическое давление в породах до 30 атмосфер. Это потребует нетрадиционных подходов и научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве объектов.

Как всё начиналось

Строительство первого Северомуйского тоннеля началось в мае 1975 года. В общей сложности тоннель, который стал для рабочих настоящим испытанием на стойкость и мужество, строили около четверти века. В работах участвовали около 4,9 тысячи человек. Максимальная глубина тоннеля от поверхности составляет около одного км, диаметр тоннеля - 9,5 метров. Тоннель пропускает 16 пар поездов в сутки. «Золота сбойка» состоялась 30 марта 2001 года. Северомуйский тоннель открыт 5 декабря 2003 года. Он проходит по Северо-Муйскому хребту в Бурятии на БАМе. Ввод в эксплуатацию этого объекта позволил запустить постоянное движение грузовых поездов по БАМу.

В 2010 году Владимир Якунин, на тот момент президент ОАО «РЖД», впервые заявил о планах по реконструкции Байкало-Амурской магистрали и об амбициозной цели перевозить 100 млн тонн грузов по БАМу к середине XXI века. Этого достичь невозможно без расширения главного «бутылочного горлышка» магистрали - однопутного Северомуйского тоннеля.

В 2018 году в РЖД заявили о проектах строительства второго Северомуйского тоннеля. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта было начато в сентябре и готово к ноябрю. Осенью 2018 года Глава Бурятии заявил, что «для нас важно наличие запаса пропускной способности, которую может обеспечить второй Северомуйский тоннель».

Подготовительные работы на месте строительства начались 20 августа 2019 года. В связи с эпидемией коронавируса в 2020 году работы по проекту были приостановлены. В 2021 году руководство РЖД запланировало возобновление работ по тоннелю не ранее 2024 года.

Второй Северомуйский тоннель - запланированный однопутный железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, предназначенный дополнить первый Северомуйский тоннель, построенный под Северо-Муйским хребтом в северо-восточной Бурятии в 1975-2003 годах. Это увеличит провозную способность этого участка БАМа с нынешних 16 млн тонн грузов в год до 100 млн тонн, а также позволит ликвидировать обход первого Северомуйского тоннеля. Как ранее отмечал Алексей Цыденов, строительство этого объекта даст «новый толчок для развития северных районов Бурятии», «огромная инфраструктурная стройка на территории республики - это дополнительные рабочие места и налоги». По его словам, «проект может оживить наш Север, у Северомуйска появляется второе дыхание». Президент РФ Владимир Путин на совещании по теме развития Восточного полигона железных дорог заявил, что восточное направление РЖД - крайне востребовано: не нем растут объемы перевозок, а загрузка гарантирована на годы вперед.

Справка

Март 2001 года. Завершена сбойка первого Северомуйского тоннеля. Бригадиры Владимир Казеев и Почётный гражданин Республики Бурятия Виктор Гаценко (справа). Фото: МКУ СКК «Тоннельщик»

Северомуйский тоннель открыли 5 декабря 2003 года. Это самый протяжённый железнодорожный тоннель в России и пятый по длине в мире. Его длина 15343 м. Он проходит по Северо-Муйскому хребту в Бурятии на БАМе.

Ввод в эксплуатацию позволил запустить постоянное движение грузовых поездов по магистрали. До этого их приходилось расцеплять и перемещать в обход по частям. Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути - от двух часов до 25 минут.

Тоннель строили в сложных геологических и гидрологических условиях с 1975 года. В июне 2012 года Северомуйскому тоннелю присвоено имя Героя Социалистического Труда Владимира Бессолова, под руководством которого была пройдена и сооружена большая часть тоннеля.

Автор: Подготовил Баясхалан ДАБАИН

Фото: egov-buryatia.ru

Читайте также