Экономика 5 фев 2025 3590

Вторая «Сила»: почему усложнились переговоры по газовой трубе?

В прошлом году эксперт, профессор Школы бизнеса МГИМО Мария Белова сообщила, что российско-китайские переговоры по трубопроводу «Сила Сибири-2» усложнились. В чем причина? Разбиралась газета «Бурятия».

По ее мнению, стороны обсуждают не только стоимость российского газа, но и ресурсную базу и, возможно, участие Поднебесной в добычных активах в России. Белова предположила, что переговоры по «Силе Сибири-2» до сих пор продолжаются еще и потому, что возник «альтернативный вариант». По мнению экспертов, настораживает судьба газопровод «Сила Сибири-2»: сроки его старта и окончания остаются неясными. Китай, главный покупатель газа по этому маршруту, «выдвигает новые требования в отношении проекта».

Первая эксплуатируемая газовая труба в Поднебесную («Сила Сибири-1) должна была стать не единственным маршрутом продажи «голубого топлива» азиатским покупателям. Промышленность Китая ежегодно прибавляла по 10-12 % в год, что было доказательством востребованности «Силы Сибири-2» в долгосрочной перспективе. В середине 2010-х годов Москва и Пекин приступили к обсуждению конкретных деталей создания трубопровода. Но шли годы, а новый газопровод продолжал оставаться лишь на бумаге, хотя работа над новым проектом все же не останавливалась. В частности, как заявил в сентябре 2024 года Владимир Путин, разработка проектной документации газопровода «Союз Восток», отрезка трубы, который должен пройти через Монголию, завершена и направлена на государственную экспертизу для оценки воздействия на окружающую среду.

Как полагает эксперт Сергей Правосудов, вопрос сроков начала строительства и сдачи нового газопровода упирается в стоимость российского сырья, по которой углеводороды будут поставляться в Поднебесную. Пекин, чувствуя свое формально монопольное положение покупателя «голубого топлива», настаивает на серьезных скидках.

Есть и другой вариант, позволяющий сдвинуть дело с мертвой точки. В теории Россия может предложить Китаю долю в добыче сырья и допустить азиатский импортеров к отечественной базе полезных ископаемых. Правда, пока не похоже, что Россия готова использовать подобный опыт. Тем не менее, эксперты не теряют надежду, что газ по «Силе Сибири-2» все-таки станет доступным для азиатских клиентов.

По мнению эксперта Натальи Мильчаковой, Китай, кроме цены, также беспокоит проблема «неприкосновенности газопровода со стороны враждебных сил». Один из отрезков «Силы Сибири-2» пройдет через Монголию. Не исключено, что Поднебесная потребует от России надежных гарантий по предотвращению возможных диверсий. Поэтому стоит ожидать, что строительство нового газового маршрута начнется в 2028-м, а завершится после 2030 года.

Китай в любом случае будет импортировать все больше «голубого топлива», уверен аналитик Андрей Лобода. Однако не стоит забывать, что, кроме России, китайские компании активно импортируют газ Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Мьянмы, поэтому Москве, скорее всего, придется предоставить Поднебесной «определенные преференции», чтобы упрочить свое положение на азиатском рынке».

Экономист Алдар Бадмаев

Ситуация по «Силе Сибири-2» - очень сложная, потому что экономика тесно переплелась с геополитикой. И в настоящее время там роль играют факторы не рентабельности, не выгодности, не эффективности энергопоставок, а геополитической позиции, в частности, Монголии, Китая, взаимоотношение между Китаем и Россией. Понятно, что с точки зрения транспортной логистики маршрут «Силы Сибири-2» - наиболее выгодный. Монгольский маршрут - самый короткий: он выводит напрямую на Пекин, и дальше - на самый экономически развитый регион (Юго-Восток Китая). А казахстанский маршрут проходит через Синьцзян-Уйгурский автономный район, который не сильно развит в экономическом плане. В этот же регион выходит туркменский газопровод, и в этой части Китая нет дефицита газа. К тому же оттуда придется прокладывать очень длинный маршрут через горы и пустыни, где трубы будут лежать в песках. При этом вариант, который сейчас предлагается (через Казахстан), нельзя назвать наиболее выгодным: многие объективные аналитики понимают, что все маршруты через Среднюю Азию связаны с риском активизации экстремистских движений. Примеры ближневосточных бунтов, восстаний показывают то, что светские режимы в этих странах, как правило, сменяются реакционными. Такая попытка была в Казахстане, и есть опасения, что те же самые ваххабиты могут еще раз попытаться сделать это.

Не совсем понятная ситуация с «Силой Сибири-2» в Монголии. Если говорить о геополитическом факторе, то следует сказать о возможных предстоящих переговорах между президентами России и США. И в этой связи, возможно, Китай страхуется и пытается разложить яйца в разные корзины (имеется в виду расширения географии поставок).

Автор: Подготовил Баясхалан ДАБАИН

Фото: пресс-служба ПАО «Газпром»

Читайте также