Экономика 10 мар 2017 1161

​Агломерация: ремонтировать и строить новые дороги в Бурятии хотят летом

С приходом весны дороги в Улан-Удэ вновь «радуют» автомобилистов наледью и «разорвавшимся» асфальтом. Ямочный ремонт и весенний лёд превращают трассы в труху. Активисты ОНФ создают свою карту «убитых дорог», и пытаются обратить на них внимание власти. Между тем, с 2018 года начинается реализация федеральной программы, которая в рамках агломерации города предусматривает выделение 11 млрд рублей на ремонт и создание дорог.

Вечная беда

Дорога по улице Шаляпина, возле конечной остановки 46 маршрута, выглядит так, словно её спешно ремонтировали после интенсивной бомбёжки. Многочисленные ямки каждый год покрывают асфальтом.

То есть много лет подряд на этой дороге проводят только ямочный ремонт. Но после спешного латания дыр каждую весну трасса превращается в катастрофу для автомобилистов.

- Ситуация на этом отрезке дороги печальная, - признает водитель маршрута № 46 Павел. – Я работаю здесь восемь лет, и за это время ни разу не провели капитального ремонта. Всегда только ямочный. А толку? К весне снова нет дороги. Машина всё это на себе ощущает, в итоге ремонт влетает в копеечку. В этом году за всю зиму дорогу даже не посыпали песком.

Дмитрий Брянский, активист ОНФ объясняет, ямочный ремонт на этой дороге бесполезен в принципе. Те заплаты, которые поставят летом, весной превратятся в настоящее бедствие.

- Снег весной начинает таять, по ночам превращаясь в лёд. Лёд заполняет трещины в этих ямках, и дорогу просто разрывает, - поясняет Дмитрий Брянский.

Тем не менее, на улице Шаляпина асфальтовое покрытие хотя бы есть. А вот дороги, ведущие в новые микрорайоны, порой представляют из себя обычный грунт. Этакая проселочная дорога в городской черте. Такая ситуация сложилась в 140 квартале, где жильцы новостроек вынуждены добираться до дома «с боем». Зимой и весной из-за гололёда невозможно подняться по наклонной дороге. А весной и во время дождей трасса просто превращается в грязь, где легко может застрять легковой автомобиль. Нет здесь ни пешеходных тротуаров, ни дорожных знаков.

Приходится быть очень аккуратными и тем, кто каждый день едет в сторону аэропорта. Осенью 2016 года на одном из участков дороги строители сделали ремонт полотна на общую сумму 5,5 млн рублей. Уже зимой машины просто «растащили» пятимиллионный асфальт, оставив островки и кочки от новой трассы. Причиной такого безобразия по оценкам экспертов стало нарушение технологии при обработке битумом нижележащего слоя. Из-за этого сцепление нового полотна со старым было слабым, и в конце-концов дорога просто «отстала» от земли.

- Мы делали запросы, нам ответили, что в мае, когда будет нормальный температурный режим, подрядчик будет делать дорогу за свой счет. Мы считаем, что это неправильно, зачем делать что-то, чтобы потом переделывать. Здесь, вероятно, кто-то в чём-то заинтересован. Мы для того, и работаем, чтобы пресекать подобные действия на корню, - сообщил Дмитрий Брянский.

Удастся ли общественникам пресечь подобные безобразия, покажет время. Между тем, с 2018 года в Улан-Удэ и близлежащих районах в рамках агломерации из регионального и федерального бюджетов выделят 11 млрд рублей. Эти деньги пойдут на капитальный ремонт и строительство новых дорог в столице Бурятии, Тарбагатайском, Иволгинском, Прибайкальском и Заиграевском районах. Всего в агломерацию включили 865 км автомобильных дорог, из них 128 км федеральных, 226 км региональных и 511 местных автомобильных дорог. К слову, сейчас в ненормативном состоянии находится больше половины дорожного полотна 63,7% - это 551 км автомобильных дорог.

Наполеоновские планы

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры улан-удэнской городской агломерации предусматривает снижение количества мест концентрации ДТП на дорогах. В 2018-м их должно стать на 50% меньше. К 2025 году - на 85%.

К 2025 году должна увеличиться доля протяжённости дорожной сети. И все трассы должны соответствовать нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Эта программа учитывает необходимость уменьшения перегрузки дорожной сети за счёт переориентации грузо- и пассажиропотоков. Автомобилистов планируют пересадить на альтернативный и общественный транспорт.

Согласно планам, к малонаселённым территориям также должны провести нормальные дороги. И ещё разгрузить дорогу из Улан-Удэ в сотые кварталы и в Вахмистрово.

На участке дороги возле посёлка им. Горького планируют расширить трассу до четырёх полос. И произойти это событие должно уже в 2018 году.

Хотя проблема с этим участком дороги поднималась не раз. Постоянные километровые пробки – это не все беды, которые приходится терпеть автомобилистам. Так, летом 2016 года от проливного дождя часть дороги вместе с асфальтом «ушла под землю».

Отметим, что на агломерацию федеральный бюджет планирует выделять с 2017 по 2025 годы на ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог 625,0 млн рублей ежегодно. Такую же сумму будет вкладывать в дороги республиканская казна.

По условиям программы ремонт будут проводить только на основных центральных и магистральных улицах.

Дворы, проезды к дворам и подъезды к предприятиям в перечень не включаются.

- Что касается внутридворовых территорий, то есть проект «Комфортная среда», которую ведёт Минстрой. Из 128 млн 98 направят на дворовые территории. Это отдельная программа, - объяснили в Минтрансе.

Головоломка для власти

Однако программа ещё не начала действовать, и до 2018 года нужно решить ряд проблем, которые могут «пустить псу под хвост» все благие начинания и многомиллиардные вложения. На общественных слушаниях общественный совет задал резонный вопрос о том, почему строители начинают ремонтировать дороги осенью.

Так, по приблизительным расчётам, дорожная карта будет готова только к августу 2018 года, а отчитаться за сделанную работу придётся уже в декабре того же года. Для того, чтобы не получилось «как всегда» и чтобы не укладывать дороги в снег, работы начнутся уже в июле.

- 7 июля у нас должны быть заключены все контракты по городским, муниципальным и региональным дорогам. Сейчас мы уже предпринимаем кое-какие меры. Нужно ускорить проведение конкурсов, чтобы в мае уже были заключены контракты, - объяснили в Минтрансе Бурятии.

К слову, вопрос о том, что федеральные деньги после всех согласований в «центре» приходят в Бурятию уже под конец строительного сезона, поднимался не раз. Здесь речь идёт не только о дорожном строительстве. Подобная ситуация несколько лет длилась и по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Однако для дорожных строителей сезон играет ключевую роль.

- Если бы нам доводили лимиты в декабре, тогда бы дорожники уже в мае-апреле приступали к работам. Мы бы рады, что впервые за долгие годы, за 14 лет, Правительство России понудило Минфин заключать все соглашения о направлении федеральных субсидий в бюджеты субъектов России до 1 марта. Раньше мы соглашения подписывали в августе-сентябре. А в октябре уже заканчивался сезон. И сегодня нам говорят, «вот 625 млн, если вам деньги нужны, берите и осваивайте. А если не освоите, то мы вам снимем голову». Вот такой подход. На линейных сооружениях и автодорогах в Сибири нельзя круглый год работать. И отказаться мы от этого не можем. Если пришли деньги в республику, их нужно осваивать, – констатирует замминистра транспорта Бурятии Сергей Белоколодов.

В большинстве случаев приходится спешно осваивать федеральные деньги, чтобы остаться «с головой на плечах». В итоге, дороги укладывают в течение августа-сентября, либо, как в случае с дорогой в аэропорт, на свой страх и риск. Заканчивается это самым печальным образом и для министерств и ведомств, и для подрядчиков, которым приходится «переделывать» их за свой счёт.

Тем не менее, подрядчикам отчаиваться не стоит. Уже в ближайшее время в документы должен вернуться пункт о выдаче 30-процентного аванса для дорожных строителей. Это, по мнению представителей Митранса Бурятии, в нынешних условиях необходимо. Взять кредит в банке сейчас практически невозможно, считают специалисты. И оставшийся без денег строитель может в силу обстоятельств не исполнить обязательства по договору.

- Заказчик будет давать аванс. Сейчас разрабатываются критерии выдачи. Не будет такого, что пришёл подрядчик и сказал, дайте мне 30%, а потом ищи ветра в поле. Возможно, аванс будет выдаваться только после того, как строители выполнят какой-то этап работ. Вторая часть – это работа с битумом. Именно этот материал один из самых дорогостоящих. На него часто и берут кредиты, для этой части работы и предусмотрен аванс. И если заказчик придёт и увидит, что фирма работает, ради бога пусть покупают битум, - уверен руководитель ДКУ «Бурятрегионавтодор» Виктор Замкин.

В общем, 2018 год уже близко, а проблем и вопросов ещё очень много. Остаётся надеяться, что одиннадцатимиллиардный проект не оставит после себя «убитых дорог» и провалившегося после дождя асфальта.

Фото: Анна Огородник

Автор: Елена МЕДВЕДЕВА

Читайте также