Фото Анны Огородник
В начале 2019 года произошло слияние двух энергетических компаний – филиала группы «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» и АО «Улан-Удэ Энерго» в результате чего появилось новое производственное отделение «Городские электрические сети». Какие изменения произошли за минувшее время, удалось ли снизить потери электроэнергии и чего в дальнейшем ждать потребителям – об этом наш разговор с директором филиала Сергеем Козловым.
- Сергей Юрьевич, прошло почти полгода с момента объединения «Бурятэнерго» и «Улан-Удэ Энерго». Для чего это было сделано и что изменилось в электросетевом комплексе города за пять минувших месяцев?
- Да, действительно, в январе 2019 года после консолидации электросетей города Улан-Удэ и республики было создано производственное объединение «Городские электрические сети» (ПО «ГЭС» – Бурятский филиал компании «Россети Сибирь» (ранее МРСК Сибири) – авт.). До этого в Улан-Удэ работала территориальная сетевая организация «Улан-Удэ Энерго», однако предбанкротное состояние организации не позволило ей продолжать деятельность по обслуживанию электросетевого комплекса. Объединение сетевых компаний произошло для обеспечения надёжного и качественного электроснабжения жителей города Улан-Удэ.
Регион и его столица в результате объединения получили финансово здоровую компанию с понятной и прозрачной механикой работы, инвестирующую в развитие и модернизацию электросетевого хозяйства. Уверен, что от объединения «Бурятэнерго» и «Улан-Удэ Энерго» выиграли все, и в первую очередь потребители.
Имущественный комплекс АО «Улан-Удэ Энерго» взят нами в аренду сроком на семь лет, а в дальнейшем МРСК Сибири планирует его выкупить.
За относительно небольшой срок уже проделан колоссальный объём работы по улучшению качества и надёжности электроснабжения столицы Бурятии. В городе значительно снижено количество технологических нарушений – по сравнению с прошлым годом на 18 %. На 29 % снижено среднее время перерывов в электроснабжении. Теперь людям не приходится часами ждать, когда в их домах появится свет. Внутренние регламенты Россетей требуют, чтобы время устранения нарушения электроснабжения потребителей не превышало двух часов. Перерывы в электроснабжении снизились с двух часов 26 минут в 2018 году до одного часа 44 минут в 2019-м. Думаю, это уже ощутили на себе жители Улан-Удэ.
- А что стало с работниками «Улан-Удэ Энерго»?
- «Бурятэнерго» принял на работу всех сотрудников АО «Улан- Удэ Энерго», а это ни много ни мало 380 человек. Им сохранены все социальные гарантии в соответствии с коллективным договором МРСК Сибири, а заработная плата рабочих увеличена в среднем более чем на 4 тысячи рублей, у специалистов увеличение составило порядка 3 тысяч рублей.
С момента принятия сотрудников Улан-Удэ Энерго в штат проделан большой объём работы по обучению, аттестации, проверке знаний и тестированию персонала. Мы вкладываем значительные средства в повышение квалификации. Только за первые два квартала потратили на обучение персонала ГЭС более 300 тысяч рублей. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, по нашей инициативе в Городских электрических сетях будет установлен первый в регионе интерактивный тренажёр для специалистов, с помощью которого они пройдут обучение работе в новом формате - с цифровой сетью. Это делается в рамках программы цифровизации, которая действует в компании «Россети Сибирь». На эту программу до 2022 года планирует направить более 2,8 млрд рублей.
- Удалось ли сократить потери электроэнергии и за счёт чего?
- Борьба с потерями электроэнергии является приоритетной в нашей работе. Определённые успехи уже достигнуты. Так, если на 1 января 2019 года потери в городских электросетях составляли 23 % , то за пять месяцев они сокращены на 1,75 %, то есть на 14480 киловатт-часов. В денежном выражении мы смогли сэкономить порядка 21 миллиона рублей. Для сравнения скажу, что в «Улан-Удэ Энерго» потери за 2018 год составили 249,8 млн киловатт-часов, или 375 миллионов рублей.
За счёт работы по снижению потерь в сети мы получаем возможность вкладывать средства в развитие и модернизацию электросетевого комплекса. И эта работа в Улан-Удэ активно продолжается.
- В Улан-Удэ активно ведётся строительство многоквартирных жилых домов, детских садов, школ. А как обстоят дела с технологическим присоединением объектов?
- Эта работа тоже ведётся активно. Всего с начала года принято 644 заявки на технологическое присоединение. В работе на настоящий момент находится 523. В этом году большинство заявок для подключения подано в посёлках Энергетик, Зверосовхоз, в сотых кварталах – 60 % приходится на Октябрьский район. Это связано с массовой застройкой на юго-западе и юго-востоке города.
Основными объектами техприсоединения в столице Бурятии стали строящиеся школы и детские сады. На сегодня подана 21 такая заявка. Это беспрецедентный случай для Улан-Удэ. Такие объёмы строительства социальных объектов в течение одного года требуют от нас, энергетиков, плотной качественной работы в установленные сроки.
- Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, вкратце, как идёт ремонтная кампания.
- На ремонтные работы в ПО «ГЭС» запланировано 63 млн 585 тысяч рублей. Почти половина суммы мероприятий, или 47 %, отведена ремонту 19 км воздушных линий всех классов напряжения. В ремонтную программу включены мероприятия по ремонту силового оборудования подстанций 35 кВ и распределительных пунктов, ремонт оборудования 51-й трансформаторной подстанции, замена голого провода на СИБ. Кроме того, планируется замена более 460-ти дефектных опор.
Сейчас уже заменено более 200 дефектных опор воздушных линий электропередачи по улицам Городская, Челутаевская, Туполева, СНТ «Строитель» и в посёлке Верхняя Берёзовка на сумму более 2,8 млн рублей. Произведён ремонт оборудования 10 трансформаторных подстанций, замена двух трансформаторных подстанций в Железнодорожном районе.
- Что делается ПО «ГЭС» для удобства клиентов?
- Для потребителей появилось больше возможностей и ресурсов для обращения. По всем вопросам горожане могут обратиться в ЦОК на Рылеева, 5, и в ЦОК на ул. Жердева, 12. Также с любым вопросом, касающимся электроснабжения, можно обратиться по единому телефону горячей линии 8-800-1000-380 (звонок бесплатный – авт.). Задать вопрос можно и на официальных страницах Россети Сибирь в социальных сетях. А также через сервис светлаястрана.рф.
На портале можно оставить сообщение, касающееся перебоев электроснабжения, низкого качества поставляемой электроэнергии, дефектов установленного электрооборудования. Максимум через 8 дней с момента размещения сообщения проблема будет решена, либо будет предоставлен ответ с указанием чётких сроков её решения. Регистрация в личном кабинете на портале занимает не более двух минут, при этом горожанам даже не надо выходить из дома.
До конца 2020 года у потребителей появится возможность интерактивного обслуживания в рамках «Цифрового ЦОК». Обслуживание без бумаг и интерактивное обслуживания без личного приёма. Важнейший этап реализации проекта – мобильное приложение «Клиент МРСК». Граждане, единожды зарегистрировавшись в приложении, в дальнейшем смогут подавать заявки на технологическое присоединение, просматривать и передавать показания приборов учёта, получать оповещения, пользоваться услугой «персональный менеджер», сканировать документы и многое другое – все это онлайн. Автоматически будут формироваться договоры и технические условия. Сам договор можно будет подписать электронно-цифровой подписью.
Кроме того, в здании ЦОК установят информационный терминал самообслуживания с вебкамерами, сканером, термопринтером, фотоаппаратом, принтером, компьютером. С его помощью клиенты получат всю необходимую информацию, смогут воспользоваться видеоконсультацией и распечатать документы, оформить заявку через личный кабинет.
Отмечу, что Бурятия стала вторым регионом в зоне обслуживании МРСК Сибири, где стартует подобный проект. Летом этого года будет завершена разработка проекта, и сразу же приступаем к его реализации. Открытие «Цифрового центра обслуживания клиентов» запланировано на 2020 год.
- Спасибо за беседу. Остаётся пожелать всему коллективу вашего производственного отделения безаварийной работы.
СПРАВКА
До конца года филиалом планируется:
- строительство 15 км ЛЭП –10 кВ в целях электроснабжения объектов «Институт Солнечно-земной физики» в рамках реализации создания комплекса по изучению ближнего космоса и околоземной орбиты в Тункинском районе;
- выполнение мероприятий по реконструкции ПС «Хоринская», ПС «Кабанская», ПС «Тарбагатай», «Кяхта» в целях технологического присоединения 4-х солнечных электростанций общей мощностью 45 МВт.