Экономика 24 апр 2020 2373

​В Улан-Удэ началось строительство третьего моста через Уду

Четырёхполосный. Освещённый. Оборудованный камерами видеонаблюдения. С высокой пропускной и провозной способностью.

Подземный тоннель. Развязки. В общем, то, что надо - современный транспортный переход. Таким в ближайшей перспективе будет наш третий мост через реку Уду, сообщает газета "Бурятия".

- Он будет построен за три года, - сообщил Глава Бурятии в ходе осмотра начального этапа строительства переправы. - Это мост не только через Уду, но и путепровод через железную дорогу, через Транссиб, который существенно облегчит движение в городе и даст не только быстрое и легкое движение автотранспорта, но и другое дыхание прилегающему району.

Руководитель республики заявил, что это и новый вклад в развитие и повышение привлекательности Улан-Удэ, ведь здесь застроят территории, создадут новые объекты, все то, что даст городу новую жизнь.

- Откуда людей берете? - обратился к руководителю обособленного подразделения проекта «Проектный институт» Сергею Любимову во время проверки хода работ Алексей Цыденов и, получив ответ, что это люди из нашей республики, предложил: - Посмотрите, каких специалистов не хватает. Можем людей найти через агентство занятости, провести повышение квалификации или переобучение, чтобы у нас не было пришлых, вахтовиков.

На строительную площадку уже зашла первая техника. Сергей Любимов сказал, что сейчас проводятся работы по строительным площадкам на левом берегу Уды, там задействовали самосвальный комплекс из пяти единиц.

«Пробки надоели»

Ещё несколько лет назад, когда объект повис в воздухе после неоднократных переносов сроков строительства, многие горожане выражали сомнения по поводу начала его возведения. Тогда третий мост окрестили призрачным, многострадальным. А разговоры о строительстве важнейшего для города объекта начались еще в советское время. Но с особой остротой они звучали в 2009 году. Тогда администрация города представила общественности проект моста через Уду и Транссибирскую магистраль в створе улиц Сахьяновой и 3-й Транспортной (стоимость проекта - 3 млрд рублей), который должен был разгрузить транспортный поток центральной части Улан-Удэ. В октябре 2011 года экс-мэр Геннадий Айдаев сообщил, что проект строительства вошел в план мероприятий к 350-летию столицы Бурятии.

- Будем настаивать: пробки всем надоели, - сказал тогдашний градоначальник.

Тогда стоимость объекта оценивалась в 1,6 млрд рублей, но не было финансирования. Затем он попал в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и должен был появиться в 2016 году. Но в 2013-м объект исключили из ФЦП.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По оценкам экспертов, третий мост разгрузит транспортный поток города на 30 %. Проектом предусмотрено строительство очистных сооружений, ливневых стоков, шумозащитных экранов и пешеходных тротуаров. По проекту планировки объекта в створе улиц Сахьяновой и 3-я Транспортная будут изымать земельные участки, находящиеся в частной собственности. Предполагается, что на выкуп по рыночной стоимости земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости будет израсходовано 150 млн рублей. Средства на компенсацию имущества собственникам предусмотрены в смете строительства моста

Для республиканского бюджета сумма по его возведению оказалась неподъёмной. И вопрос снова подвис. Предполагалось, что финансировать строительство моста будет Банк Развития Китая. Тоже не срослось. После этого в качестве варианта рассматривали строительство платной переправы. По этому поводу даже устроили голосование. Но большинство горожан высказались против этой затеи. Осенью 2017 года в качестве возможного инвестора называлось ОАО РЖД.

Первый транш

Коренным образом ситуация по долгоиграющей мостовой теме изменилась в декабре 2017 года. 14 декабря на большой пресс-конференции журналист из Бурятии Юлия Пермякова обратилась к Владимиру Путину с просьбой помочь решить вопрос со строительством нового моста через Уду.

– Будем решать вопрос, - пообещал Президент РФ. В конце декабря Владимир Путин поручил кабмину проработать вопрос со сроком исполнения поручения – 1 марта 2018 года. Ответственными за это назначили Дмитрия Медведева и Алексея Цыденова. Планировалось выполнить эту задачу в рамках государственно-частного партнерства. Но в январе 2018 года появилась информация о том, что заявка Бурятии одобрена, и возведение объекта полностью профинансируют из федерального бюджета. 28 апреля площадку под строительство масштабного сооружения осмотрел экс-министр транспорта РФ Максим Соколов. Он отметил, что процесс реализации проекта уже начался. Отсюда и еще одно определение объекта – «стройка века».

Все это время Правительство республики держало на контроле вопрос первостепенной важности, а Глава Бурятии продолжал лоббировать его на самом высоком уровне. Он предложил включить его в нацпроект по безопасным дорогам. В середине октября 2018 года Алексей Цыденов сообщил, что реализация проекта третьего моста начнется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В 2019 году московская компания «Промгражданпроект», выигравшая торги на разработку проектной документации, составила ПСД стоимостью 90 млн рублей.

Юридический старт строительству важнейшего для города объекта дали в начале октября прошлого года: распоряжением Правительства РБ поручили заключить госконтракт на выполнение работ, главным распорядителем бюджетных средств определили минтранс РБ, госзаказчиком - «Управление региональных автомобильных дорог Бурятии». Предельным сроком выполнения работ определили конец 2024 года, предельным объемом средств для выполнения госконтракта - 7,975 млрд рублей. Под занавес 2019 года выявили победителя конкурса по определению подрядчика на возведение долгожданного сооружения. Им стала подмосковная компания «Хотьковский Автомост», с которой позднее и был подписан контракт, его сумма - 7,5 млрд рублей.

В 2020 году Бурятия получила 415 млн рублей - первый транш на строительство важнейшей транспортной артерии столицы республики в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». В этом году, проинформировал Сергей Любимов, проведут земляные работы, вывоз инженерных коммуникаций, демонтаж виадука. - Будет очень красиво, будет хорошая развязка, - заверил Любимов.

Из ответов на вопросы жителей республики во время прямого эфира Главы Бурятии Алексея Цыденова в соцсетях

Вопрос: Местных работников будут брать на строительство моста или нет?

Ответ: Да. Будут брать, безусловно. Компания, которая зашла на строительство третьего моста, не местная. Но с ней мы провели работу о том, чтобы в первую очередь все металлоконструкции приобретались на «Улан-Удэстальмост», и чтобы максимально привлекались работники из Бурятии. Нас заверили, что так и будет, мы в любом случае будем это контролировать.

Прямая речь

Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков:

- От нас - качественная, своевременная сдача моста. Это улучшает не только логистику, но и будет влиять на экологию Улан-Удэ. Ведь одну треть загазованности города дает транспорт.

Инфографика Аркадия Батомункуева

Автор: Баясхалан ДАБАИН