Экономика 13 мар 2020 3765

​«Чёрный» понедельник: падения рубля, коронавирус и курс доллара

Пока вся страна отдыха­ла 9 марта, в это же время на биржевых площадках резко обрушились цены на нефть - на 31 % и составили чуть больше 31 доллара за бар­рель. Вслед за этим взлетели курсы доллара и евро - до 75 и 85 рублей соответственно, сообщает газета "Бурятия".

Еще в конце прошлой неде­ли эти показатели состав­ляли 68 и 80 рублей. Паде­ние нефтяных цен отразилось на торгах на Лондонской фон­довой бирже: акции россий­ских компаний подешевели в районе 9-26 %, что стало рекор­дом дневного изменения цены нефти в XXI веке.

Последствия вируса

Отметим, что в начале года курс доллара держался на уровне 62-64 рубля. Причин нынешнего роста сразу не­сколько, и они взаимосвязаны. Ситуация с коронавирусом привела к падению спроса на топливо со стороны азиатских стран, прежде всего, наиболее пострадавшего от него Китая, одного из главных мировых по­требителей «черного золота». Это, в свою очередь, вызвало сокращение спроса на россий­ские энергоносители, сильно влияющие на курс отечествен­ной валюты.

Внезапно возникший изли­шек нефти на рынке и падение спроса вызвали необходимость сократить добычу топлива, что было главной целью сдел­ки ОПЕК+. Саудовская Ара­вия предлагала снизить ее на 1,5 млн баррелей в сутки, если с предложением согласится Россия. Кроме того, планирова­лось продлить снижение добы­чи еще на миллион баррелей, соглашение о котором истекает 1 апреля. Москва предложен­ные варианты посчитала невы­годными, так как с их помощью, в частности, США выведет до­полнительные объемы слан­цевой нефти на новые рынки. В итоге сделка была призна­на провальной. В ответ на это Эр-Рияд, не связанный ника­кими обязательствами, заявил о резком увеличении добычи, а также предложил клиентам рекордную скидку - до 6-8 дол­ларов за баррель. Как считают аналитики, эти действия продиктованы желанием наказать Россию за отказ. Все это потя­нуло вниз цены на нефть, как и курс рубля к доллару.

По мнению экспертов, паде­ние рубля может продолжить­ся: не исключено, что вскоре мы увидим новый историче­ский минимум по отношению к заокеанской валюте. Повлиять на экономику России негатив­но может и бегство иностран­ных инвесторов, в последний

год покупавших российские облигации, пользуясь их доход­ностью из-за высокой ключе­вой ставки Центробанка.

Удержать от падения

Чтобы удержать рубль от дальнейшего падения, власти уже предприняли определен­ные шаги: так, Центробанк на 30 дней приостановил покупку инвалюты на внутреннем рын­ке.

Отметим, что бюджет стра­ны сверстан из расчета цены на нефть в 42,6 доллара за бар­рель. Согласно бюджетному правилу, доходы, которые каз­на получает от экспорта нефти и газа, конвертируются в валю­ту и уходят в Фонд националь­ного благосостояния (ФНБ), размер которого составляет почти 8 триллионов рублей. Если нефть будет стоить мень­ше обозначенной суммы, то властям страны придется пере­ходить из режима накопления в трату, то есть продавать на­копленные в ФНБ доллары для покрытия дефицита. Иначе го­воря, повысив спрос и снизив предложение на внутреннем рынке, можно скорректиро­вать цены на валюту.

О таких планах Минфин РФ уже заявил в понедель­ник. Кроме того, 9 марта пре­мьер-министр РФ Михаил Мишустин провел совещание с участием главы минфина Ан­тона Силуанова, руководителя минэнерго Александра Новака и председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. В ходе докладов они дали понять, что действующая ситуация на рын­ке нефти укладывается в рамки существующих прогнозов, а запас прочности и финансо­вая основа нефтяной отрасли в стране позволяет сохранить конкурентоспособность. Так, несмотря на возникшую ситу­ацию на рынке нефти, средств ФНБ хватит для покрытия по­терь бюджета от падения цен на нефть до $25-30 за баррель на протяжении 6-10 лет, сооб­щает федеральный Минфин.

Людей призывают не пани­ковать раньше времени, пото­му что Россия к нефтяному кри­зису готова намного лучше, чем в прошлые разы. Например, значительную часть доходов бюджет получает в долларах, а расходы несет в основном в рублях. Инфляция в стране сейчас на одном из самых низ­ких в истории уровней - около 2 %. Кроме того, она уже не так сильно зависит от импорта продовольствия, который до­рожает из-за девальвации отечественной валюты. В связи с этим, значительного роста цен не прогнозируется.

По словам экономиста, пре­подавателя РАНХиГС Владис­лава Гринько, дешевая нефть сейчас невыгодна никому, в том числе США и Саудовской Аравии, поэтому вскоре цены должны выровняться.

Другие эксперты не столь оптимистичны: из-за роста ин­фляции могут снизиться ре­альные доходы населения. Как один из вариантов, не исключе­но, что из-за кризисной ситуа­ции Правительству РФ придет­ся даже отложить масштабные траты на нацпроекты.

Глобально курс рубля оста­ется зависим от мировых рын­ков топлива, а в конечном счете от того, насколько быстро миру удастся справиться с последствиями коронавируса. Лучше всего мировой рынок чувству­ет себя в ощущении стабильности, если его участники увере­ны в завтрашнем дне. Как скоро будет достигнута договорен­ность между Россией и стра­нами ОПЕК+? Возможно, уже в ближайшие недели. Однако, если эпидемия выйдет из-под контроля, российская эконо­мика может пострадать очень сильно. По мнению агентства Bloomberg, пандемия корона­вируса обойдется нашей стра­не падением 4,8 процентных пункта роста ВВП за год, что приведет к глубокой рецессии.

Банки ищут выгоду

«Номер Один» на днях пи­сал о том, что скачки курса валют традиционно приводят к росту количества сделок по купле-продаже валюты, на чем хорошенько пытаются нажить­ся банки. Издание проследило ситуацию в банковском рынке Бурятии. Так, в конце февра­ля финансовые организации значительно подняли спреды (разницу) на покупку-прода­жу валюты. Больше всего эта разница составила у Сбербан­ка – свыше 3 рублей за доллар. Более выгодные условия уста­новили розничные коммерче­ские банки, у которых спред составляет от 65 копеек до 1,5 рубля.

По словам финансового аналитика Александра Халта­рова, такое поведение банков в период колебания валютных курсов достаточно объяснимо: так они пытаются застраховать себя от потерь.

- Это мы наблюдали во время девальвации рубля в 2014-2015 годах, когда разни­ца в обменниках между по­купкой-продажей превышала пять-шесть рублей за доллар, по евро - еще больше, - подчер­кнул специалист в коммента­рии изданию.

По его словам, невыгодные курсы для обмена почти все банки и так обычно устанавли­вают на выходные или празд­ничные дни. Тем самым они закладывают в свои котировки риски того, что курс прыгнет или упадет со стартом валют­ных торгов по понедельникам. Коммерческие банки ориентируются, прежде всего, на воз­растающий поток.

Владислав Гринько, впро­чем, не советует сейчас гражда­нам бежать в банки и покупать доллары: ситуация на рынке слишком непредсказуема: все может поменяться в любой мо­мент.

Не паниковать

На новость о падении курса рубля отреагировали и жители Бурятии. Среди них известный поэт и режиссер Юрий Ботоев, которого «злоба дня» вдохновила на написание стихотворе­ния.

Депутата Народного Хурала РБ Михаила Гергенова эти изве­стия не слишком испугали.

«Нас, выживших в бизнесе и просто оставшихся живыми в диких кровавых 90-х, пережив­ших дефолты и тысячи процен­тов инфляции в месяц, «новый обвал не обвалит», - написал народный избранник в Фейсбу­ке. - Будет, конечно, всем слож­но. Но паниковать не надо».

Применительно к ситуации он похвалил бывшего пре­мьер-министра Дмитрия Мед­ведева, который, по его мне­нию, будучи главой кабмина «держал курс и рубль».

«Будем держаться - пра­вильный совет дал нам Дми­трий Анатольевич. Провидец. Золотые годы были! Где мои 60 рублей за доллар? Улетели в дальние дали... как белые лебе­ди», - добавил депутат, сделав отсылку на знаменитую фра­зу российского политика про «денег нет, но вы держитесь». 

Не совсем понятно, серьезен ли был Михаил Денисович или просто пошутил?

Фото: rusmi.su

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также