Экономика 4 дек 2019 1137

​​​Добро пожаловаться: в Бурятии запустили свою платформу Биз­нес-чат

Чингис Матхеев

С 19 ноября в России за­пущена новая электронная платформа – сайт, получив­ший название забизнес.рф. Основная ее цель - защита предпринимателей от адми­нистративного давления, в первую очередь, со стороны правоохранительных орга­нов, сообщает газета «Бурятия».

Инициаторами создания электронной платформы выступила обществен­ность и «большая четвертка» бизнеса России – Торгово-про­мышленная палата, Россий­ский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России» и «Деловая Россия». Они, а также Правительство России, Агентство стратегического развития, выступили ее учредителями. Идея созда­ния такой платформы витала в воздухе давно, поэтому, когда на последнем Петербургском международном экономиче­ском форуме Президент России озвучил идею разработки элек­тронной площадки для бизне­са, это большой новостью для предпринимателей не стало.

- Сегодня почти половина дел, возбужденных в отноше­нии предпринимателей, пре­кращается, не доходя до суда. Что это значит? Это значит, что возбуждали кое-как или по не­понятным соображениям, - от­метил тогда глава государства.

Предполагается, что на электронной платформе на сайте забизнес.рф бизнесме­ны смогут отправить жалобу на действия сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры и След­ственного комитета, а также загрузить на портал все необ­ходимые документы по своему делу. Правда, есть ограничения - написать обращение можно, пока нет решения суда и только в том случае, если бизнесмены обвиняются в совершении эко­номических преступлений.

Ответ на обращение пред­принимателя из любого реги­она будет давать центральный аппарат ведомства, на которое поступила жалоба. Рассмо­трение ее идет до 30 дней, в генпрокуратуре — до 14 дней, но сроки могут продлить, если понадобятся дополнительные данные.

А как у нас?

Если эксперты платформы найдут нарушения, то обраще­ние направят в соответству­ющее ведомство, например, Генпрокуратуру или МВД. Кста­ти, в последнем уже создали подразделение центрального аппарата, которое будет рас­сматривать такие обращения. При необходимости запросят материалы из территориально­го органа, конфликт с которым послужил причиной обращения. После чего будет штатная проверка и ответ заявителю на платформу. Если он не устроит предпринимателя, модератор платформы обеспечит дальнейшее сопровождение его за­явки, например, в прокуратуру, и поможет заявителю при пода­че заявления в суд.

- Проверку обращений бу­дут проводить не только в ве­домстве, но параллельно ее будет вести экспертный совет. Организуют своего рода общественный контроль, чтобы механизм работы платформы не скатился к ведомственной вертикали, - отмечает упол­номоченный по защите прав предпринимателей в Бурятии Чингис Матхеев. - Поэтому дан­ная платформа должна дать ре­альные результаты.

По словам Матхеева, в Буря­тии крайне высокое давление со стороны правоохранитель­ных органов, прежде всего, МВД и прокуратуры.

- Есть так называемый спи­сок предпринимательских ста­тей, по которым бизнес можно привлекать к уголовной ответ­ственности. В первую очередь это мошенничество. Часто бизнесменам инкриминиру­ют организацию преступного сообщества. Правда, у нас по­следняя практика встречает­ся не так часто, но в целом по России она достаточно распро­странена, - говорит уполномо­ченный. – В конечном счете, окончательный вердикт выне­сет суд. Практика показывает, что уголовные преследования порой бывают необоснованны, но предпринимателям от этого нелегче.

Пассивность бизнеса, ко­торый не высказывает свои проблемы, вызывает озабочен­ность у уполномоченного. У каждого правоохранительного ведомства есть сайты, обрат­ная связь с населением. Но ре­ально она не работает, главная причина тому - недоверие к правоохранительной системе.

- У людей есть понимание, что по неформальным каналам они могут более эффективно решить свою проблему, - отме­чает Чингис.

В какой-то мере объяснить этим можно и то, что из Буря­тии пока нет обращений и на платформу забизнес.рф. С мо­мента запуска некоторые регионы активно ее используют. Впрочем, по данным Матхеева, ряд обращений предпринима­тели все же готовят.

Будет ли эта платформа эф­фективной? На этот вопрос бу­рятский омбудсмен ответить затруднился.

- Думаю, что определенный результат точно даст, но сказать сейчас, будет она суперэффек­тивной или нет, никто не смо­жет. Будем надеяться на это. В АСИ заинтересованы показать, что через нее можно решать проблемы бизнеса, - отмечает уполномоченный.

Своя платформа

19 ноября в Бурятии запу­стили свою платформу Биз­нес-чат по технологии чат-бот. Эта электронная площадка со­здана взамен прежней, которая работала в республике по за­щите прав предпринимателей.

- 27 мая, в День российского предпринимателя, Глава Буря­тии дал поручение создать чат в WhatsApp, чтобы предприни­матели могли быстро и качественно решать свои пробле­мы, - говорит омбудсмен.

Платформа заработала, по­ступили обращения, часть из них решена, какие-то находят­ся в разработке. Но был ряд су­щественных недостатков, кото­рые не позволяли ей работать эффективно. В первую очередь это ограниченность группы в мессенджере. Учитывая, что в нее могли войти не более 256 участников, а присутствие в группе Главы региона, мини­стров, глав муниципалитетов, руководителей различных ве­домств и служб обязательно, то самих предпринимателей там было мало. А ведь именно для них создавалась платформа. Другим тормозом для работы стали многоуровневая система входа и отсутствие конфиден­циальности.

В итоге платформа была пе­реработана и запущена в новом формате без вышеперечислен­ных недостатков. Чат-бот по­зволяет в одном окне профессионально разбирать и решать проблемы. Все обслуживание будет вестись назначенным уполномоченным. В чате мож­но легко и просто обратиться к руководству республики по той или иной проблеме, по всем видам господдержки. Вопро­сы поступают в сервис-центр. Если его сотрудник не сможет дать полную консультацию по конкретному вопросу, то он будет перенаправлен в соот­ветствующее министерство, ведомство. Причем, каждый вопрос будет сопровождаться специалистами на всем этапе от поступления до получения ответа. Еще одно достоинство нового формата в том, что за­йти на платформу можно с любого мессенджера, будь то WhatsApp, Viber или Telegram.

Задача обновленной версии платформы, как считает омбудсмен, не только в фиксации жа­лоб и проблем, и их решении. Это тоже важно.

- Стоит стратегическая за­дача выявить общую картину, складывающуюся в республи­ке с бизнесом. В каких направ­лениях сегодня существуют проблемы, на какие темы чаще всего поступают обращения от предпринимателей? Глава Бу­рятии хочет быть в курсе всего, чтобы знать, в каком направле­нии строить работу с предпри­нимателями, какие проблемы решать на федеральном уров­не, - отмечает Чингис Матхеев.

В республике, по его мне­нию, еще недостаточно высок уровень информированности населения. А ведь в условиях постоянно меняющегося зако­нодательства предпринимате­ли не всегда успевают отсле­дить те или иные изменения в законах, что, естественно, складывается на ведении ими бизнеса. Что же касается кон­трольно-надзорных органов, то омбудсмен с надеждой ждет реформ, которые произойдут в этой отрасли, прежде всего, от «регуляторной гильотины»

- Ничего не имею против этих органов, они выполняют функции согласно своим ин­струкциям. Но насколько они необходимы и оправданны - еще вопрос, - считает Матхеев.

Кстати, одна из целей платформы забизнес.рф за­ключается именно в анализе поступающих обращений на предмет, какие регулирующие ведомственные инструкции контрольно-надзорных орга­нов тормозят развитие бизнеса в стране. За счет отмены каких можно значительно снизить административное давление. Эта задача сегодня в приорите­те у руководства страны и республики, поскольку развитие бизнеса во многом влияет на экономику и в конечном итоге сказывается на потребителе. Снижение системного административного давления должно в итоге повлиять на рост привлекательности Бурятии.

Фото с сайта главы и правительства РБ

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также