Экономика 1 ноя 2019 1995

​​О бюджете Бурятии – публично

Бюджет региона на бли­жайшую трехлетнюю пер­спективу сложный: формирование ведется в непростых условиях - дальнейшего сни­жения его финансовой гиб­кости. Но в то же время клю­чевой финансовый документ республики, от которого зависит благополучие жителей региона, сохраняет социаль­ную направленность, сообщает газета "Бурятия".

Об этом заявил в ходе публичных слушаний по обсуждению проек­та закона РБ «О республикан­ском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» министр финансов РБ Всеволод Мухин. В оживленных дебатах по бюджету участво­вали парламентарии, депута­ты горсовета, министры и их замы, руководители ведомств, а также представители муници­палитетов и общественности. Как отметил вице-спикер пар­ламента республики Цырен-Да­ши Доржиев, бюджет должен быть прозрачным: публичные слушания проводятся для того, чтобы не только депутаты и представители власти, но и общественность, и население участвовали в его обсуждении.

На безопасном уровне

Всеволод Мухин обозначил основные параметры бюджета. Объем собственных доходов (с учетом безвозмездных посту­плений из федеральной казны) на 2020 год прогнозируется в сумме 64,6 млрд рублей, расхо­дов – 67,3 млрд рублей, дефицит составляет 2,7 млрд рублей (10 % от прогноза поступлений налоговых и неналоговых дохо­дов). По словам председателя комитета НХ РБ Зоригто Цы­бикмитова, хотя расходы выше доходов, дефицит находится на безопасном уровне и покрыва­ется источниками, установлен­ными законодательством.

Согласно законопроекту, верхний предел государствен­ного внутреннего долга респу­блики на предстоящее трехле­тие не должен превышать 17,2 млрд рублей.

- Ко второму чтению эти параметры, наверное, изме­нятся в сторону увеличения, - отметил Цырен-Даши Доржи­ев. - Безусловно, ко второму чтению уже выяснятся разные субсидии и субвенции для ре­спублики.

Как отмечено на слушаниях, бюджет республики по-преж­нему остается социально ори­ентированным. На «социалку» приходится 67,3 % расходов. Так, на реализацию госпро­граммы «Социальная поддерж­ка граждан» на 2020-2022 годы соответственно предусмотре­но 8,1, 8,2 и 6,2 млрд рублей, а на реализацию принятых к фи­нансированию на 2020 год че­тырех госпрограмм в социаль­ной сфере - 36,6 млрд рублей. Тем не менее, председатель комитета НХ РБ по социаль­ной политике Игорь Марковец предложил увеличить финан­сирование на социально значи­мые мероприятия. Одно из его предложений – предусмотреть увеличение средств на капре­монт в медицинских организа­циях.

Работать с доходами

В своем содокладе врио министра экономики Елена Тыжинова доложила о прогно­зах социально-экономического развития РБ, налоговых и не­налоговых доходах бюджета и о республиканской адресной инвестпрограмме. Она, в част­ности, проинформировала, что в прогнозный период с учетом темпов роста отраслей эконо­мики валовой региональный продукт (ВРП) увеличится на 1,6 %. Так, в 2020 году ВРП вы­растет на 13,3 млрд рублей и достигнет 237,4 млрд рублей.

- Вызывает беспокойство доходная часть, - выразил мне­ние Цырен-Даши Доржиев. - Не устраивает налог на прибыль. У нас ВРП растет. Но, к сожалению, прибыль уменьшается. А подоходный налог, по прогно­зу, увеличится всего лишь на 0,6 %, это небольшой показа­тель. Правительству вместе с органами МСУ и всем нам надо работать с доходами. Возмож­но, налогоплательщиков стано­вится меньше, количество ма­лых предприятий сокращается.

По его мнению, для увели­чения доходов, возможно, надо было дать послабления или мо­раторий на три года по «упро­щёнке», по патентной системе, чтобы представители малого бизнеса «хотя бы себя могли прокормить, а не закрывались и не уходили в центр занятости, чтобы потом в расходной части платили им по безработице».

В унисон этому мнению про­звучало выступление первого зампреда Правительства РБ Игоря Зураева.

- Нам надо более активно работать с администрациями муниципальных образований, над точками роста, потенци­альными инвестпроектами, доходной частью бюджетов муниципалитетов, - подчер­кнул он. - Ведь у нас почти на 70 % бюджет – социально ори­ентированный. И на развитие остается мало средств. И для того чтобы направлять больше средств на социальную сферу, надо больше зарабатывать. Более активно формировать доходную часть в наших муни­ципальных образованиях.

Вывести из тени

Игорь Зураев проинфор­мировал, что с будущего года республика, скорее всего, по­лучит право ввести льготный режим для самозанятых, что поможет легализовать боль­шой слой людей, которые за­нимаются микропредпринимательством в тени. На будущий год в республике по показате­лям нацпроекта нужно вывести из тени порядка 5 тысяч самозанятых. Так что в ближайшем будущем Бурятия, возможно, начнет осваивать новую ста­тью пополнения бюджета.

Депутат Анатолий Куш­нарёв заострил внимание на важности развития «зеленой» экономики.

- Раз мы живем на Байкаль­ской природной территории, то наша экономика должна раз­виваться с учетом экологии, - убежден председатель комите­та по экономической политике. - На 56 млн сократилось фи­нансирование региональной программы в области обраще­ния с отходами, в том числе с твердыми коммунальными. По этому направлению остро сто­ит вопрос о нехватке средств в бюджетах сельских поселений на приобретение контейнеров и строительство площадок для накопления ТКО. Сегодня эти расходы непосильным бреме­нем ложатся на плечи местных бюджетов.

Его коллега, председатель аграрного комитета Пётр Но­сков, сказал, что сокращается доля софинансирования из бюджета республики по госпрограмме «Развитие АПК и сельских территорий в Респу­блике Бурятия». Как выразился парламентарий, при таком фи­нансировании сельского хозяйства трудно говорить не то что о развитии, но и о поддержке отрасли.

- Если говорить о развитии сельских территорий, во главу угла должна быть поставлена экономика села, которая фор­мируется, главным образом, за счет сельхозпроизводства, - подчеркнул Носков. - Поэтому комитет считает неприемле­мым сокращение господдерж­ки сельхозтоваропроизводи­телей. Предлагаем ко второму чтению предусмотреть увели­чение общего объема финанси­рования госпрограммы разви­тия АПК в 2020 году в размере не ниже уровня 2018-го.

По завершении прошедше­го в Хурале значимого меро­приятия работа над основным финансовым документом ре­гиона продолжится. Предложе­ния, озвученные на публичных слушаниях, будут дорабаты­ваться. После принятия в пер­вом чтении бюджет обсудят на рабочих группах в комитетах Хурала, а ко второму чтению до республики доведут объе­мы финансовой помощи из фе­дерального бюджета.

Прямая речь

Первый зампред Правительства РБ Игорь Зураев:

- Большой резерв для пополнения доходной части бюджета - по недропользователям. Серьезную роль здесь играют ми­ровые цены на тот же уголь. Из-за этого фиксируем снижение прибыли и, соответственно, поступление налогов от того же Тугнуйского угольного разреза.

Председатель комитета НХ РБ по социальной политике Игорь Марковец:

- Предлагаем увеличить размер субсидии бюджетам рай­онов (городских округов) на организацию горячего питания детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, на 27 млн рублей и довести субсидии до 160,3 млн рублей.

Председатель комитета НХ РБ по бюджету Зоригто Цыбикмитов:

- Для достижения целей социально-экономического разви­тия республики исключительное внимание необходимо уде­лять повышению эффективности бюджетных расходов, жест­кому контролю за расходованием целевых бюджетных средств – ни один рубль не должен пропасть даром.

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства РБ

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также