Экономика 29 мар 2021 1276

В Бурятии вопрос по строительству магистрали через Селенгу сдвинулся с мёртвой точки

Упоминается, что в генплане Улан-Удэ  эта переправа числится еще с 1966 года

Вопрос  по  второму  мосту  через Селенгу будируется давно. Упоминается, что в генплане Улан-Удэ эта переправа числится еще с 1966 года.

Этот  мост как «вторая связь» с Левым берегом предусмотрен в генпланах города предпоследней и последней редакций. То есть с советских времен  у властей  города и республики было  понимание того, что в Улан-Удэ, как воздух, нужен  еще один Селенгинский мост, поскольку с середины 60-х годов прошлого века население столицы Бурятии  почти удвоилось (с 209 до 404 тысяч), в разы возросло и количество  машин, и,  соответственно,  транспортный поток.

Жители Левобережья - за новый мост

Дорожная инфраструктура не поспевает развиваться вслед за увеличивающимся количеством транспорта. Отсюда и острые проблемы - пресловутые пробки и возрастающая загазованность. Особенно весь этот негатив   испытывает на себе население Левобережья: в часы пик город «встает»  в прямом и переносном смысле, а люди  задыхаются от выхлопов и заторов. Давно ясно: нужен второй мост, соединяющий Левый берег и Октябрьский район.

Предыдущие руководители республики  пытались решить этот вопрос и в целом продвинуться в решении разгрузки движения на магистралях города.  Открытый еще в советское время (в 1989 году)  мост через Селенгу после длительной эксплуатации пришел в ненадлежащее состояние, и его в 2011-м капитально отремонтировали. В 2010 году введена в эксплуатацию транспортная развязка на пересечении улиц Трубачеева и Бабушкина, а в сентябре 2012-го  открылось рабочее движение на развязке «Куйбышева -Балтахинова».  В 2016 году пытались найти источники финансирования для реализации инвестиционных проектов по строительству двух мостов, включая  через Селенгу, как продолжение улицы Трубачеева через Богородский остров, далее к Поселью  до развязки в Аэропорт на Левом берегу. Причем движение по этому мосту предполагалось осуществлять на платной основе (!) на условиях государственно-частного партнерства. Однако из этой задумки  ничего путного не вышло. Но жители Левобережья продолжали стоять на своём. Летом 2017 года горожане левобережных поселков (Солдатский, Гурульба, Коминтерн, Тулунжа, Бурвод, Поселье, Исток, Сокол, Аэропорт, Сужа, Нурселение, Нижняя Иволга) обратились к тогда еще и.о.  Главы Бурятии Алексею Цыденову с открытым письмом. В нем они  заявили о необходимости строительства второго моста через Селенгу - от Солдатского через остров Богородский с выходом на улицу Трубачеева. По мнению местных жителей, Селенгинский мост не справляется с растущей транспортной нагрузкой, и любое, даже мало-мальское ДТП образует  многокилометровые пробки, и транспортный коллапс, особенно летом, ставит под угрозу доступность экстренных служб. Левобережцы указывали на то, что запуск второго Селенгинского моста снял бы многие экономические и социальные проблемы города.

Разработают ТЭО

 В феврале 2019 года на портале развития ДФО в ходе голосования больше всех голосов (более двух тысяч) от Бурятии набрала инициатива горожан о строительстве моста в районе Поселья через Богородский остров с выходом на улицу Трубачеева. В  ноябре 2019-го  Глава региона на пресс-коференции сообщил, что «вся подходная прилегающая территория застроена частным сектором, там есть остров, на котором располагается весь городской водозабор: если будем строить, снесем водозабор, не можем же мы людей без воды оставить».

- Там требуется перенос водозабора, и это тоже отдельный вопрос, - отметил  тогда Алексей Цыденов. - Это достаточно масштабный проект, который будет гораздо дороже строительства нынешнего третьего моста. Проект предусмотрен в генплане, от которого мы не отходим, так что в перспективе, не буду говорить далекой или близкой, мост будет.

 Все это время актуальный вопрос по жизненно важной переправе через главную водную артерию региона был на контроле Главы республики. В декабре 2020 года,  отвечая на вопрос об этом мосте  в прямом эфире в своих аккаунтах и соцсетях, Глава республики сказал, что «не готов пока анонсировать решение, но над этим вопросом работаем с минтрансом, Правительством России, понимаем, что эта тема очень важная».

 В конце февраля  этого  года  казавшийся ранее фантастическим масштабный проект стал обретать вполне  реальные очертания.  Появилась информация о том, что в Правительстве республики подписали  распоряжение, касающееся  нового моста через Селенгу. Так,  в Улан-Удэ разработают технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства этого инженерного сооружения: предстоит оценить и рассчитать экономическую целесообразность реализации проекта, в рамках которого рассмотрят варианты расположения трассы моста.

- Объем работы предстоит большой, - отметил зампред Правительства республики Евгений Луковников. - Тем не менее, уже сейчас можно говорить, что лед тронулся, и вероятность строительства моста через Селенгу увеличилась.

Улучшит логистику и экологию

На мартовской пресс-конференции руководитель республики сообщил, что после разработки ТЭО власти региона подадут заявку на финансирование.

- Предварительно поговорили, шансы есть, - сказал он.

Из слов  Алексея Цыденова, отметившего, что сложность проекта заключается и в необходимости расселения людей, проживающих в районе Поселья (кроме того, на острове есть водозабор, который надо будет обходить), стало понятно, что  на возведение этой переправы  уйдет значительно больше денег, чем на третий мост через Уду (7,5 млрд рублей). То есть  о стоимости Селенгинского моста говорить рано. Также  преждевременно говорить о протяженности сооружения и сроках реализации проекта:  только на разработку ТЭО уйдет больше полугода.

- На острове, где будет проходить мост, находится водозабор города, - рассказывает замруководителя по производственным вопросам ГКУ «Бурятрегионавтодор» Юрий Воробьёв. - Поэтому ТЭО  будет связано с проработкой вопроса, как обойти этот водозабор, чтобы не нарушить водоохранное законодательство. Сейчас на стадии разработки технического задания сталкиваемся  с такими трудностями, как водозабор, охранные зоны, и частный сектор достаточно плотно заселен.

Сейчас рассматриваются три варианта переправы. На днях мэр Улан-Удэ озвучил предложение городской администрации по трассировке моста.

- Объединить переправу с развязками со стороны Левобережья (мост «Бегущая лань») и до Октябрьского района (развязка на Терешковой - Трубачеева). Такое расположение  позволит мосту работать в полную силу, и он освободит самые загруженные участки города - улицы  Иволгинская  и Бабушкина, по каждой их которых в сутки проезжает до 30 тысяч машин, - отметил мэр.

По мнению председателя проектно-аналитического комитета администрации Улан-Удэ  Вадима Имидеева, одна из основных целей строительства этого моста - улучшение транспортных связей между микрорайонами города. В  первую очередь  разгрузить улицу Иволгинская в городе. Во-вторых, новый мост улучшит экологическую обстановку в столице Бурятии, поскольку частный сектор, где автономные угольные мини-котельные и дровяные печи  подливают масла в огонь (отапливаются углем, мусором, отработанным маслом, шпалами),  ухудшая и без того загрязненную  атмосферу. С этим мнением согласен  известный бурятский эколог Евгений Кислов.

Прямая речь:

Председатель комиссии Общественной палаты РБ по развитию территорий, экологии и природным ресурсам Евгений Кислов:

- Новый Селенгинский мост -  это очень важное и нужное дело. И его надо строить. Мосты, развязки улучшают логистическую ситуацию. У нас ситуация в городе очень тяжелая: Улан-Удэ пресекают две железные дороги и две реки, к тому же в столице гористый рельеф. В результате - постоянные пробки, к тому  же узкие и  кривые улицы. Автотранспорт выбрасывает огромное количество выхлопных газов,  из-за этого страдает качество атмосферного воздуха. И все эти выхлопы потом смываются в Селенгу и Байкал.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: pixabay.com

Читайте также