Экономика 7 дек 2021 1030

Почему производство молока нерентабельно и что способно помочь молочной отрасли Бурятии

Этим вопросом обеспокоены все: производители, переработчики и власти республики. Крайне острая ситуация требует действенных мер поддержки, иначе регион рискует в скором времени совсем лишиться собственного молока.

© фото: pixabay.com

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ

Не секрет, что производство моло­ка — одна из самых трудоемких, но вместе с тем значимых отраслей сельского хозяйства Бурятии. За послед­ние годы ей пришлось столкнуться с негативными моментами, связанными с со­кращением поголовья молочного скота, уходом фермеров в мясное животновод­ство и, как следствие, снижением произ­водства и переработки молока.

Круглый стол, инициированный коми­тетом по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку бу­рятского парламента, проходит уже во второй раз. По результатам первого, про­шедшего в ноябре 2017 года, принят ряд решений, в том числе по созданию госу­дарственной племенной службы, закону по наделению органов местного самоуправления полномочиями по поддерж­ке сельского хозяйства. Но, как признал­ся председатель комитета Дмитрий Шве­цов, всего этого оказалось недостаточно.

- За последние 10 лет, начиная с 2011 года, в республике производство моло­ка снизилось более чем в два раза. Это очень удручающая цифра. Вместе с тем наши перерабатывающие предприятия загружены всего на 20-27 %, - сказал он.

На 1 января 2021 года поголовье КРС во всех категориях хозяйств Бу­рятии составило 330,7 тысячи голов, или 101,1 % от уровня 2019-го, из них поголовье молочного направления - 97,8 тысячи. Обеспеченность респу­блики молоком и молочной продукци­ей собственного производства равно 54 %, отметил замминистра сельского хо­зяйства РБ Булат Цыренжапов.

Причины такой ситуации - малая чис­ленность скота высокопродуктивных пород, недостаточная кормовая база, слабая зоотехническая и селекцион­но-племенная работа, низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием. Кроме того - дефицит квалифицированных кадров, отсутствие мотивации у людей, ведущих ЛПХ, сокра­щение производства молока из-за отсут­ствия рынка сбыта и низкой закупочной цены на молоко, которая составляет примерно 24 рубля на один литр. Сред­няя себестоимость производства одного литра молока в сельскохозяйственных организациях - 22 рубля, а при условии кормления коров сочными кормами может подняться и до 30. Как следствие - рентабельность очень низкая. В таких условиях предприятия просто не могут конкурировать с завозной продукцией, заполонившей полки местных магазинов.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Поддержка отрасли в республике осуществляется в рамках реализации госпрограммы «Развитие агропромыш­ленного комплекса и сельских терри­торий в РБ». В том числе - субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, ре­ализованного на переработку и (или) отгруженного на собственную перера­ботку, на содержание маточного поголо­вья КРС молочного направления, приоб­ретение семени быков-производителей, племенного молодняка. Общая сумма финансирования всех мероприятий по поддержке отрасли из двух уровней бюджетов в 2020 году составила 50,1 млн рублей. Субсидии выделяются на при­обретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов в жи­вотноводстве, технологического обору­дования.

Господдержка молочной отрасли работает, но не каждая доходит до ко­нечного получателя. Так, из бюджета ре­гиона на 2020 год сельхозтоваропроиз­водителям выделили 10,8 млн рублей на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья КРС молочного на­правления. Однако освоенной оказалась лишь половина средств, и всему виной - ограничения по соблюдению получате­лями условия, по которому не менее 50 % от общего объема производства моло­ка нужно реализовать на переработку. Впрочем, сейчас минсельхоз работает над тем, чтобы исключить это требова­ние из методики предоставления субвен­ций, применив указанные 50 % в качестве повышающего коэффициента. В 2021-м на эти цели предусмотрены 6,3 млн рублей.

С декабря 2021 года предусмотрена мера поддержки на возмещение части затрат на приобретение кормов для КРС молочного направления. Пока субсидия единоразовая: из федерального и регио­нального бюджетов на нее направят 25,1 млн рублей.

Кроме того, в минсельхозе ведется работа по увеличению существующего размера ставки по субсидии на 1 литр произведенного и реализованного на перерабатывающие производства мо­лока. Напомним, что в последнее время молочники получали около 5 рублей за литр сданного молока. Хороший опыт у Бичурского района: там, помимо 5 ру­блей, реализуется дополнительная мера поддержки из местного бюджета, кото­рая составляет 1,5 рубля в летний период и 2 рубля - в зимний. Сейчас же речь идет об увеличении ставки в два раза - при условии сдачи до 5 тонн молока она со­ставит 10 рублей, при превышении этого значения - до 12 рублей.

- Общая потребность в финансиро­вании на 2022-й из двух уровней бюд­жетов - 42,2 млн рублей, из которых 24,2 млн рублей предусмотрено проектом о республиканском бюджете на 2022 год. Дополнительная потребность составляет 14,1 млн рублей. Соответствующая заяв­ка подана и предварительно одобрена Правительством Бурятии, - отметил Булат Цыренжапов.

Депутат Народного Хурала и генди­ректор Бичурского маслозавода Алек­сандр Савельев напомнил, что от меры поддержки ждать результаты здесь и сейчас нельзя.

- Это долговременная тяжелая рабо­та, которая окупится через несколько лет, - сказал он.

При этом, как добавила начальник отдела развития АПК Бичурского райо­на Альбина Кондакова, мера поможет в течение 1-2 лет вывести из тени хотя бы часть фермеров, которые ранее отказы­вались от сдачи продукции на перера­ботку из-за низкой закупочной цены.

МОЛОЧНЫЕ ФЕРМЫ И ЗАВОДЫ

В Джидинском районе реализуется проект по созданию крупной молоч­но-товарной фермы СПК «Баян» на 200 голов. Как полагают депутаты, посто­янно поднимающие вопрос создания и развития подобных ферм на уровне Правительства республики, за такими предприятиями будущее. Вопросом про­цедуры финансирования, а также предо­ставления грантов сельхозорганизациям на строительство молочно-товарных ферм, а также на реконструкцию имею­щихся, занимается минсельхоз.

В помощи нуждаются и крупные предприятия, занимающиеся молоком. Так, Улан-Удэнский гормолзавод может переработать в сутки 200 тонн сырья, или 54 тысячи тонн ежегодно. Но летом предприятие загружено местным моло­ком лишь на 15 %, зимой - меньше, чем на 1 %. Объемы молока, которые способны продавать заводу местные хозяйства, не окупают расходы на его транспортиров­ку в зимнее время, поэтому сырье при­ходится закупать в Иркутской области. Если оставить все как есть, то, по словам гендиректора проходящего через про­цедуру банкротства ОАО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» Доржи Абзаева, в бли­жайшие два-три года на заводе можно бу­дет ставить крест. В качестве предложе­ний к рекомендациям круглого стола он призвал сделать сезонное разграниче­ние субсидии производителям молока. По его мнению, летом она должна быть меньше, а зимой - больше из-за разницы в себестоимости производства, а также проработать вопрос выделения суб­сидий на реализованное молоко непо­средственно через перерабатывающие предприятия. Это, считает Доржи Абзаев, повысит прозрачность и управляемость процессом субсидирования.

НУЖНА СТРАТЕГИЯ

В Бурятии до конца так и не сложи­лась единая стратегия развития молоч­ной отрасли, отметил депутат Народного Хурала Пётр Носков. По его словам, под­держка не носит направленный характер, часто слишком размытая и повторяет фе­деральные порядки.

- Нет того, от чего можно оттолкнуть­ся, вспомните советское время, когда было плановое производство. Что тре­буется для выполнения плана? Если за­воды могут в сутки перерабатывать 200 тонн молока, то под эти цифры и нужно заложить программу, меры поддержки. А если мы не знаем, сколько нам нужно молока, то без этого цели не добиться. Не будет стратегии, полного понимания - не будет ничего, - считает депутат.

Понятно, что производство молока должно быть выгодным на всех уровнях - только в этом случае меры поддержки окажутся действенными. Озвученные в ходе круглого стола предложения и во­просы будут обработаны комитетом и внесены в проект рекомендаций. А даль­ше - предстоит кропотливая работа по их реализации совместно с профильным министерством и Правительством.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: pixabay.com