Идея о строительстве «тихоокеанской железной дороги и через северную оконечность Байкала» возникла еще в 80-е годы XIX века. Тогда будущую стройку века БАМ собирались назвать «Великой Сибирской магистралью».
Реально же БАМ начали строить только в 1938 году. Основной этап строительства магистрали века пришелся на 1974-1984 годы, когда своеобразным девизом грандиозной стройки стали слова «на просторах крутых - БАМ, и большая тайга покоряется нам». Увы, с распадом страны, которой больше нет, БАМ оказался не загружен: в 1996 году магистраль расформировали.
Строительство Бурятского участка БАМа протяженностью 525 км началось после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» 8 июля 1974 года. Все тоннели магистрали строило Управление «БАМтоннельстрой». За время строительства БАМа население Северо-Байкальского и Баунтовского районов возросло почти в 20 раз и к 1990 году составило 100 тысяч человек. В 2018 году в республике появилась новая памятная дата: 8 июля учрежден День бамовца.
Развитие БАМа и Транссиба дает возможность продукции Бурятии выйти на рынки АТР, создаст условия для развития экономики региона. Также мегапроект позитивно скажется на увеличении поступлений в бюджеты разных уровней, придаст новый импульс для развития муниципалитетов.
ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН
В 2014 году вновь заговорили о том, что БАМ, который закрепил за страной статус мощной транспортной державы, становится востребованным и обретает второе дыхание: Правительство РФ одобрило программу модернизации Восточного полигона железных дорог стоимостью 562 млрд рублей. О том, что надо расширять так называемый Восточный полигон (БАМ плюс Транссиб) Президент России Владимир Путин заявил четыре года назад на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности.
В июле 2014 года во время укладки «серебряного» звена второго пути (на перегоне Таксимо-Лодья) Президент РФ дал официальный старт БАМу-2, крупнейшей современной стройке на Восточном полигоне, заявив, что на развитие инфраструктуры БАМа предполагается выделить 150 млрд рублей. С того момента тысячи россиян начали «вписывать свои строки в биографию планеты»: началось строительство второй ветки БАМа. О БАМе-2 в начале июня 2021 года в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме говорил и Глава Бурятии Алексей Цыденов.
- Сроки уже установлены. Работа ведется в районе Северобайкальска, Нижнеангарска, Кичеры, и согласно проекту должны быть построены двухпутные вставки, предполагается также развитие станций, - сообщил тогда Алексей Цыденов.
Он добавил, что согласованы объемы работ и экологические требования, к работам привлечены местные специалисты. Также сформировали группу общественных наблюдателей, которые следят за соблюдением экологических стандартов.
Согласно паспорту второго этапа модернизации Транссиба и БАМа, утвержденному кабмином РФ, одним из важных этапов реконструкции Восточного полигона был второй Байкальский тоннель на Северном ходу ВСЖД на границе Бурятии и Иркутской области (перегон Дельбичинда - Дабан). В конце июля 2021 года второй Байкальский тоннель, который пересекает Байкальский хребет и соединяет Иркутскую область и Бурятию, был запущен. С вводом нового тоннеля значительно возросла пропускная способность одной из ключевых магистралей страны, и дополнительный импульс к развитию получили экономика и социальная сфера ряда регионов Сибири и Дальнего Востока, включая Бурятию. К тому времени на бурятском участке БАМа-2 было построено четыре многоквартирных дома, куда заехало 72 семьи, отремонтированы объекты здравоохранения, образования, РЖД купила томограф в больницу Северобайкальска.
МАГИСТРАЛЬ БУДУЩЕГО
В настоящее время в рамках второго этапа развития БАМа-2 продолжается строительство вторых путей и разъездов. Причем наибольшее количество новых объектов магистрали появится на участках трассы в Бурятии. В республике планируется строительство разъездов на перегонах Кичера - Дзелинда, Дзелинда - Кирон, Кирон - Ангоя, Агней - Анамакит. Проектируемые разъезды расположены на участке Северобайкальск - Таксимо ВСЖД и входят в перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба в границах Байкальской природной территории.
Для достижения этих целей на железнодорожном участке Северобайкальск - Таксимо в границах разъездов предусмотрено строительство дополнительных приемоотправочных путей и новой станционной инфраструктуры. Путевое развитие предназначено для увеличения объемов движения поездов в направлении портов Дальнего Востока и обеспечения пропускной способности участков от 49 до 54 пар поездов в сутки. К примеру, на участке разъезда Кирон - Ангоя предусмотрена укладка приемоотправочных путей длинной 1250 и 1210 метров, а также реконструкция искусственных сооружений в границах участка, в том числе водопропускных труб, мостов, водоотводных лотков. А на участке Агней - Анамакит намечено строительство двух новых мостов (железобетонного и металлического) над железнодорожными путями. На каждом из разъездов пройдет реконструкция участков связи, переустройство контактной сети, строительство служебно-технических зданий, пассажирских платформ с навесами и других сооружений ж/д инфраструктуры.
Сегодня на Дальневосточной железной дороге проводится масштабная модернизация энергетического хозяйства. Недавно минтранс РБ выдал разрешение компании «Россети ФСК ЕЭС» на реконструкцию воздушной линии 220 кВ «Даван - Витим». Это мероприятие станет первым этапом в реализации масштабного проекта по строительству подстанции 500 кВ «Нижнеангарская» и высоковольтной линии 500кВ «Нижнеангарская - Усть-Кут». По словам зампреда Правительства РБ Евгения Луковникова, мероприятие реализуется и для обеспечения энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба. А министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Александр Гоге пояснил, что при реконструкции ВЛ «Даван – Витим» отдельные участки и линии будут присоединены к подстанции «Нижнеангарская», и в итоге будет создано 100 рабочих мест, введено в эксплуатацию 1 ГВт мощности и 480 км линий электропередач.
БАМ, в строительство которого вдохнули новую жизнь, называли по-разному. И даже «дорогой в никуда». Но сами бамовцы называют ее дорогой жизни. Дорогой будущего.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Глава Бурятии Алексей Цыденов в своем Telegram-канале сообщил, что идут масштабные работы по расширению пропускной способности БАМа. «Правительство Бурятии выделило участок земли для строительства разъезда на Чуро-Кюхельбекерском перегоне, который позволит увеличить пропускную способность перегона с 36 до 53 пар поездов», - написал руководитель республики, отметив, что «здорово, что даже в непростых условиях работа по развитию БАМа продолжается».
На расширение БАМа и Транссиба Правительство РФ планировало выделить около 780 млрд рублей до 2024 года. В рамках докапитализации Правительство РФ из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделит 63 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба. До 2024 года планируется построить 1,3 тысяч км. В настоящее время Президентом РФ поставлена задач - увеличить к 2024 году пропускную способность БАМа и Транссиба в полтора раза - до 180 млн тонн в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов в направлении «Восток-Запад» сократить до семи суток.