Экономика 3 авг 2022 558

Второе дыхание БАМа

О строительстве второй ветки Байкало-Амурской магистрали.

© фото: szd.rzd.ru/

Идея о строительстве «тихоокеан­ской железной дороги и через север­ную оконечность Байкала» возникла еще в 80-е годы XIX века. Тогда буду­щую стройку века БАМ собирались назвать «Великой Сибирской маги­стралью».

Реально же БАМ начали строить только в 1938 году. Основной этап строительства магистрали века пришелся на 1974-1984 годы, когда свое­образным девизом грандиозной строй­ки стали слова «на просторах крутых - БАМ, и большая тайга покоряется нам». Увы, с распадом страны, которой боль­ше нет, БАМ оказался не загружен: в 1996 году магистраль расформировали.

Строительство Бурятского участка БАМа протяженностью 525 км началось после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строитель­стве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» 8 июля 1974 года. Все тоннели магистрали строило Управление «БАМтоннельстрой». За время стро­ительства БАМа население Северо-Байкальского и Баунтовского районов воз­росло почти в 20 раз и к 1990 году составило 100 тысяч человек. В 2018 году в республике появилась новая памятная дата: 8 июля учрежден День бамовца.

Развитие БАМа и Транссиба дает возможность продукции Бурятии выйти на рынки АТР, создаст условия для развития экономики региона. Также мегапро­ект позитивно скажется на увеличении поступлений в бюджеты разных уров­ней, придаст новый импульс для развития муниципалитетов.

ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН

В 2014 году вновь заговорили о том, что БАМ, который закрепил за страной статус мощной транспортной державы, становится востребованным и обрета­ет второе дыхание: Правительство РФ одобрило программу модернизации Восточного полигона железных дорог стоимостью 562 млрд рублей. О том, что надо расширять так называемый Восточный полигон (БАМ плюс Транс­сиб) Президент России Владимир Путин заявил четыре года назад на заседании комиссии по вопросам стратегии раз­вития топливно-энергетического ком­плекса (ТЭК) и экологической безопас­ности.

В июле 2014 года во время укладки «серебряного» звена второго пути (на перегоне Таксимо-Лодья) Президент РФ дал официальный старт БАМу-2, крупнейшей современной стройке на Восточном полигоне, заявив, что на развитие инфраструктуры БАМа пред­полагается выделить 150 млрд рублей. С того момента тысячи россиян начали «вписывать свои строки в биографию планеты»: началось строительство вто­рой ветки БАМа. О БАМе-2 в начале июня 2021 года в интервью ТАСС на Пе­тербургском международном экономи­ческом форуме говорил и Глава Бурятии Алексей Цыденов.

- Сроки уже установлены. Работа ве­дется в районе Северобайкальска, Ниж­неангарска, Кичеры, и согласно проекту должны быть построены двухпутные вставки, предполагается также разви­тие станций, - сообщил тогда Алексей Цыденов.

Он добавил, что согласованы объе­мы работ и экологические требования, к работам привлечены местные специ­алисты. Также сформировали группу общественных наблюдателей, которые следят за соблюдением экологических стандартов.

Согласно паспорту второго эта­па модернизации Транссиба и БАМа, утвержденному кабмином РФ, одним из важных этапов реконструкции Восточ­ного полигона был второй Байкальский тоннель на Северном ходу ВСЖД на границе Бурятии и Иркутской области (перегон Дельбичинда - Дабан). В кон­це июля 2021 года второй Байкальский тоннель, который пересекает Байкаль­ский хребет и соединяет Иркутскую об­ласть и Бурятию, был запущен. С вводом нового тоннеля значительно возросла пропускная способность одной из клю­чевых магистралей страны, и дополни­тельный импульс к развитию получили экономика и социальная сфера ряда регионов Сибири и Дальнего Востока, включая Бурятию. К тому времени на бу­рятском участке БАМа-2 было построе­но четыре многоквартирных дома, куда заехало 72 семьи, отремонтированы объекты здравоохранения, образова­ния, РЖД купила томограф в больницу Северобайкальска.

МАГИСТРАЛЬ БУДУЩЕГО

В настоящее время в рамках второго этапа развития БАМа-2 продолжается строительство вторых путей и разъез­дов. Причем наибольшее количество новых объектов магистрали появится на участках трассы в Бурятии. В респу­блике планируется строительство разъ­ездов на перегонах Кичера - Дзелинда, Дзелинда - Кирон, Кирон - Ангоя, Агней - Анамакит. Проектируемые разъез­ды расположены на участке Северо­байкальск - Таксимо ВСЖД и входят в перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропуск­ной способности БАМа и Транссиба в границах Байкальской природной тер­ритории.

Для достижения этих целей на же­лезнодорожном участке Северобай­кальск - Таксимо в границах разъездов предусмотрено строительство допол­нительных приемоотправочных путей и новой станционной инфраструктуры. Путевое развитие предназначено для увеличения объемов движения поездов в направлении портов Дальнего Восто­ка и обеспечения пропускной способ­ности участков от 49 до 54 пар поездов в сутки. К примеру, на участке разъезда Кирон - Ангоя предусмотрена укладка приемоотправочных путей длинной 1250 и 1210 метров, а также реконструк­ция искусственных сооружений в грани­цах участка, в том числе водопропуск­ных труб, мостов, водоотводных лотков. А на участке Агней - Анамакит намечено строительство двух новых мостов (же­лезобетонного и металлического) над железнодорожными путями. На каждом из разъездов пройдет реконструкция участков связи, переустройство кон­тактной сети, строительство служеб­но-технических зданий, пассажирских платформ с навесами и других сооруже­ний ж/д инфраструктуры.

Сегодня на Дальневосточной же­лезной дороге проводится масштабная модернизация энергетического хозяй­ства. Недавно минтранс РБ выдал раз­решение компании «Россети ФСК ЕЭС» на реконструкцию воздушной линии 220 кВ «Даван - Витим». Это мероприя­тие станет первым этапом в реализации масштабного проекта по строительству подстанции 500 кВ «Нижнеангарская» и высоковольтной линии 500кВ «Ниж­неангарская - Усть-Кут». По словам зам­преда Правительства РБ Евгения Луков­никова, мероприятие реализуется и для обеспечения энергоснабжения проекта по увеличению пропускной способно­сти БАМа и Транссиба. А министр по развитию транспорта, энергетики и до­рожного хозяйства РБ Александр Гоге пояснил, что при реконструкции ВЛ «Даван – Витим» отдельные участки и линии будут присоединены к подстан­ции «Нижнеангарская», и в итоге будет создано 100 рабочих мест, введено в эксплуатацию 1 ГВт мощности и 480 км линий электропередач.

БАМ, в строительство которого вдох­нули новую жизнь, называли по-разно­му. И даже «дорогой в никуда». Но сами бамовцы называют ее дорогой жизни. Дорогой будущего.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Глава Бурятии Алексей Цыденов в своем Telegram-канале сообщил, что идут масштабные работы по расшире­нию пропускной способности БАМа. «Правительство Бурятии выделило уча­сток земли для строительства разъезда на Чуро-Кюхельбекерском перегоне, который позволит увеличить пропуск­ную способность перегона с 36 до 53 пар поездов», - написал руководитель республики, отметив, что «здорово, что даже в непростых условиях работа по развитию БАМа продолжается».

На расширение БАМа и Трансси­ба Правительство РФ планировало выделить около 780 млрд рублей до 2024 года. В рамках докапитали­зации Правительство РФ из Фон­да национального благосостояния (ФНБ) выделит 63 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба. До 2024 года планируется постро­ить 1,3 тысяч км. В настоящее время Президентом РФ поставлена задач - увеличить к 2024 году пропускную способность БАМа и Транссиба в полтора раза - до 180 млн тонн в год, а сроки доставки транзитных кон­тейнерных грузов в направлении «Восток-Запад» сократить до семи суток.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: szd.rzd.ru/