Экономика 7 апр 2023 831

Проект газификации Бурятии подтолкнет развитие экономики региона

На днях Президент Владимир Путин заявил, что Россия и Китай в ходе переговоров одобрили практически все основные параметры соглашения о строительстве газопровода «Сила Сибири-2», «это 50 млрд кубических метров газа надежных стабильных поставок из России». Ранее руководитель российского государства сообщил, что по этому поводу достигнуты все договоренности с монгольской стороной, пишет газета «Бурятия».

Газификации - быть

Тема «Силы Сибири-2» и газификации нашего региона обсуждалась и во время недавней поездки Владимира Путина в Бурятию. Президент назвал газификацию Бурятии лучшим способом улучшения экологии региона.

- Гораздо более перспективным является подведение сюда газа, и я думаю, что так оно и будет: мы реализуем проект строительства газотранспортной системы для экспорта в Китай, - сказал он.

- С учетом того, что «Сила Сибири» у нас назревает, все это делает привлекательным развитие газотранспортной системы здесь. Как только окончательно сложатся договоренности с нашими китайскими друзьями, мы поймем, где будут проходить окончательные маршруты. Тогда и будет ставиться вопрос о том, чтобы пошире развивать газификацию этих регионов, - заявил Президент на встрече с работниками Улан-Удэнского авиазавода.

Затем на совещании в Улан-Удэ по вопросам развития дальневосточных городов он указал на то, что необходимо «в ближайшие 10 лет обеспечить магистральным газом и Бурятию, и Забайкальский крой». Как отметил Путин, единый проект газификации регионов «подтолкнет развитие машиностроения, металлургической промышленности, экономики в целом - рабочие места, дополнительные налоги пойдут».

Первоначально планировалось, что трубная ветка пройдет через Алтай (Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск). Но после того, как было рассмотрено технико-экономическое обоснование (ТЭО), утвердили новый маршрут, который пролегает южнее Томска на Красноярск, Иркутск, далее в обход Байкала резко на юг в Монголию до Улан-Батора. По территории Бурятии (по предварительной трассировке) МГП протянется по трем районам - Тункинскому, Кяхтинскому и Закаменскому, а пересечение российско- монгольской границы произойдет в районе Кяхты.

«Сухой порт» в Кяхте?

Ранее экономист Алдар Бадмаев разъяснил, что МГП решили тянуть через Тункинскую долину.

- Это чтобы максимально отодвинуться от Байкала. Хотя ушедший из жизни Сергей Шапхаев говорил, что газопровод, в принципе, можно было бы тянуть и вдоль Байкала: рисков от газа гораздо меньше, чем, например, от разрыва нефтепровода, - уточнил экономист.

Как отмечал зампред Правительства РБ Евгений Луковников, строительство этого МГП будет вестись с учетом всех экологических требований.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер проинформировал, что от Наушек ответвление (протяженность магистрального трубопровода - 250 км) пойдет на Улан-Удэ, объем потребления на Бурятию и Забкрай - 3,5 млрд кубических метров газа. Определены сроки реализации проекта - до 2032 года. Но, по словам Алексея Миллера, эти сроки могут быть приближены до 5,5 лет, и «как только принимается окончательное инвестиционное решение (в момент подписания контракта) начнется отсчет времени».

- Переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина четко поставили точку на спекуляциях на тему газопровода «Сила Сибири-2», - сообщил «Бурятии» экономист Алдар Бадмаев. - Как сказал вице-премьер Александр Новак, лидеры России и Китая дали задание в кратчайшие сроки подписать все документы по газопроводу. У нас уже опубликована трассировка. Президент России озвучил, что газификация Бурятии - наиболее экономичный и правильный способ решения экологических проблем. Дальше трубопровод от нас пойдет на Читу. При этом завершение всего проекта, включая Забайкальский край, должно занять 10 лет. До Улан-Удэ дотянут быстро, и, соответственно, протянуть газопровод до столицы Бурятии будет намного быстрее - в пределах четырех-пяти лет.

На днях Александр Новак сообщил, что Россия планирует до конца 2023 года заключить контракт на поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири-2».

- Сейчас идет окончательно согласование контрактных условий между компанией «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), уже ведется технико-экономическое обоснование, проектирование маршрута газопровода через территорию Монголии, - отметил Новак.

Экономист Алдар Бадмаев, помимо МГП, затронул тему уникального положения Бурятии, которая занимает ключевое место в международном транспортном коридоре. Рядом Монголия, через которую идет путь на Китай).

- Китай сейчас ставит России вопросы по расширению грузоперевозок между двумя государствами, - отметил Алдар Бадмаев. - На примере Забайкальска, который является крупнейшим сухопутным переходом между Китаем и Россией, видно, что рост перевозок увеличился в семь раз, и, тем не менее, все рано не справляются с грузопотоком. Российские власти обратились к руководству Китая, чтобы перевести все пункты пропуска на круглосуточный режим. Но даже этого недостаточно. Поэтому строятся новые переходы между Россией и Китаем. Особенно активны в этом плане регионы Дальнего Востока - Амурская область, Хабаровский и Приморский края. В Забайкальске для транспортировки зерна сделали специальный зерновой терминал. Аналогичные идеи напрашиваются и в нашей республике - можно построить угольный терминал.

По словам Алдара Бадмаева, в Бурятии можно построить и «сухой порт» в Кяхте - это особый налоговый и таможенный режимы и ускоренные процедуры перевалки грузов через границу.

Справка

«Сила Сибири -2» (ранее - «Алтай») - проектируемый магистральный газопровод между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на северо-западе Китая. Ветка пройдет через Монголию, где будет реализовываться проект «Союз Восток», который станет продолжением «Силы Сибири -2». После ввода в эксплуатацию этого магистрального газопровода будет прокачиваться 50 млрд кубометров газа в год. Протяженность масштабного МГП - 6700 км, из которых 2700 км пройдут по территории России. Общая протяженность по территории Монголии - почти 963 тысячи км. Ввод в эксплуатацию «Силы Сибири-2» запланирован на 2030 год.

О «Сухом порте»

Термин «сухой порт» перекочевал из морской логистики: этим термином именовали тыловые склады, которые строили, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру.

Но сегодня понятие трактуется значительно шире: «сухой порт» - это многофункциональный логистический центр с развитой инфраструктурой, которая позволяет владельцу груза пользоваться на суше всеми преимуществами морского порта. На базе одного центра можно будет получить целый комплекс услуг по обработке грузов. При этом ускоряются сроки доставки до конечной точки. Консолидация грузов на территории «сухого порта» позволит регулярно загружать и отправлять поезда.

Крупнейший в России «сухой порт» планируется построить в городе Артём Приморского края. Его запуск запланирован на Восточном экономическом форуме в сентябре 2024 года.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Пресс-служба Главы и Правительства РБ