Экономика 22 июн 2023 1089

«Стол богат»: на какую местную продукцию повышается спрос летом?

Жара заставляет людей менять свой привычный рацион. На смену тяжелой мясной пище приходят традиционно летние, например, фрукты и овощи, пишет газета «Бурятия».

Продажи авокадо, бананов, черешни и персиков, несмотря на высокую цену, вырастают на несколько десятков процентов. Скоро появится в продаже местная клубника. Ее можно купить на городских рынках, вдоль Байкальской трассы и других оживленных местах, что не может не радовать любителей сладкой ягоды и диетологов. Ведь клубника - низкокалорийный продукт, богатый микро- и макроэлементами. Помимо стандартного набора витаминов группы В, Е и А ягода отличается высоким содержанием витамина С. Клубника - сильный аллерген. Поэтому тем, кто подвержен различным видам аллергии, следует с осторожностью употреблять ягоду в пищу. При покраснении кожи, зуде, болях в животе или несварении желательно обратиться к врачу.

Летом снижается спрос на сладости - спад может достигать 20 %, отмечают аналитики. Вероятно, это связано с сезоном фруктов и ягод (по мнению диетологов, тяга к сахару может быть признаком нераспознанного желания поесть фруктов, вызванного недостатком витаминов).

Некоторую роль в летнем спаде интереса к высококалорийным десертам может играть то, что летом люди в большей степени ощущают потребность похудеть. Перед летним сезоном растет спрос на готовые каши и сырники – люди начинают активно готовится к пляжному отдыху и переходят на более правильное питание, здоровые и полезные завтраки.

Буузы. Фото предоставлено автором

Своё, родное

Отпуска, каникулы у жителей республики, возможность поездок по родному краю способствуют тратам.

- Летом увеличиваем выпуск хлеба, хлебобулочных изделий, учитывая рост потребления, работу оздоровительных, туристических организаций, - говорит предприниматель из Каменска, депутат Совета депутатов МО «Кабанский район» Альбина Ильина. - В связи с этим принимаем сезонных рабочих. Лето - горячая пора, особенно в нашем районе, у побережья Байкала.

Пряники из поселка Селенгинск, молоко, творог, мясо кабанское, картофель и овощи - от предприятия «Гарантия-2», хлеб и булочки из Каменска, Клюевки поставляются в детские оздоровительные лагери. Выращенное и переработанное рядом с местом жительства покупателей, с коротким «плечом» перевозки всегда бывает более свежим и качественным.

- Купили бы более дешевые пряники, печенье, но произведенные за сотни километров от нас, они бывают не самыми свежими, теряют потребительский вид, - говорит заведующая одним из пришкольных лагерей. - Крошатся, с облетающей глазурью.

Летом повышается спрос на бутилированную воду. Ее берут в дальние поездки, походы по лесным тропам, на загородную прогулку, пикники. Даже не охлажденная, а теплая, она хорошо утоляет жажду, придает силы, выравнивает дыхание. В республике несколько производителей питьевой воды. ООО «Находка», что в местности Половинка Прибайкальского района, добывает, разливает и продает ее. Есть разлив и порционный - в бутылочках на треть литра. Удобно такую брать в дорогу - и легкая, и в сумочке помещается. При надобности можно быстро запить водой лекарство, и ребенок такую бутылочку удержит в руках. Природная вода добывается из артезианской скважины близ Турки.

Потребность в чистой воде заставляют по-новому взглянуть на бутилированный продукт. И хорошо, что в республике несколько предприятий по разливу воды. Такая питьевая вода, оказывается, распределяется на три вида - природная, обработанная и минеральная. Природную воду, как и туркинцы, добывает, разливает ООО «Дебют» в улусе Дабаты Заиграевского района.

Какие же сложности испытывают производители в районах республики? Одна из них - плохое состояние местных дорог. Бывает, что продукция хорошая, а с реализацией трудности - разбиваются машины, в распутицу много дорогого времени уходит на транспортировку товара к потребителю, покупателю.

- Находимся в местности Половинка, работаем далеко не на полную мощность, - говорит руководитель «Находки» Гаринэ Мартиросян.

Сезон надежд

 В традициях бурятского народа было в начале лета посещать родные места, варить саламат из ржаной муки, первой сметаны, благодарить отца-небо и мать-землю за спокойно прожитую зиму, сохранность поголовья овец, КРС, лошадей и просить у богов и местных духов благосостояние, чтобы не прерывался молочный поток, тучнели стада, чтобы уродилась трава по пояс и запасов ее хватило на предстоящие зиму и весну. Самыми сытными месяцами всегда были летние, когда корова, в зависимости от упитанности и возраста, могла давать в сутки больше десяти литров молока. Такой период и тогда, и сегодня называют сезоном большого молока.

Сейчас скот пасется на отгонных пастбищах, на вольном просторе. Тем буренкам, что на привязном содержании в крупных комплексах, тоже достается свежая зелень, травяная резка, выгул на огороженных пастбищах.

В Кабанском, Селенгинском, Тункинском, Кижингинском, Прибайкальском и других районах успешно работают молокозаводы и цеха. У многих предприятий есть молоковозы с системой охлаждения, приобретаемые с помощью государства. Летом повышается спрос на низкокалорийную кисломолочную продукцию: кефир, ряженку, йогурт, простоквашу. Производство такой молочной продукции давно освоили перерабатывающие предприятия республики и в теплый сезон его увеличивают. Твердо стоят на ногах Бичурский и Мухоршибирский маслозаводы. Предприятия получают государственную поддержку, помощь районных фондов поддержки предпринимателей.

Сырье в основном закупается на фермах, в личных подсобных хозяйствах. Нет такого, чтобы у молокозавода было свое дойное стадо. В Бичурском районе за четыре года получателями поддержки стали 480 сдатчиков молока, им выплачена субсидия 2725,3 тысячи рублей. В 2022 году в Тарбагатайском районе произведено промышленной продукции на сумму 1256,5 млн рублей, в том числе молочная продукция - на 10,5 млн рублей.

Гусиноозёрское предприятие «Берилл» закупает молоко-сырье и в Кабанском районе, например, у колесовского «Рубина», других производителей. Больницы, социальные учреждения Селенгинского района стараются иметь такого поставщика молока и молочных продуктов, как предприятие «Берилл». Срок хранения небольшой, до семи суток, значит, продукция без консервантов, стабилизаторов. Потребляя свое, родное, дольше сохранишь здоровье.

- Отрадно, что местные жители, муниципальные организации предпочитают нашу продукцию, - говорит руководитель предприятия Оксана Яшина. - Поставляем продукцию в торговые сети.

Большую линейку молочных продуктов выпускают товаропроизводители, в том числе под брендом территорий, как, например, «Молоко Еравны». В 2017 году в Еравнинском районе одним из успешных проектов в отрасли АПК стало открытие в 2017 году молочно-товарной фермы в селе Усть-Эгита. Благодаря грантовой поддержке по линии минсельхоза республики и субсидиям из местного бюджета семья фермеров Чингиса и Арюны Цыденовых открыла производство молочной продукции под брендом «Молоко Еравны». Семейное предприятие - участник республиканских ярмарок, фестиваля фермерской продукции «Своё» в Улан-Удэ.

- Надеемся на большое летнее молоко, возможность увеличения прибыли, - говорят сельчане.

На полках

В целом же местная продовольственная продукция находит достойное место в торговых сетях, магазинах. Уже нет такого, что изделия фабрики «Амта», других производителей из Бурятии владельцы маркетов буквально упрятывали подальше от глаз покупателя. На первое место выкладывалась продукция из других регионов. Это было не от хорошей жизни - крупные продавцы старались вернуть заемный капитал на «раскручивание» бизнеса. Заемный капитал, понятно, в начале 2000-х годов был пришлым. Сейчас наши ведущие торговые сети твердо стоят на ногах и приветствуют местную продукцию!

Автор: Даржана ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА

Фото: pixabay